Государственный контроль предусматривает два вида контроля – предварительный и последующий.

Предварительный контроль включает в себя: выявление субъектов, за­нимающих доминирующее положение на товарном рын­ке; регистрацию субъектов и сведений о них, об объемах производства товаров и др.

Последующий контроль осущест­вляется в целях принятия мер реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее по­ложение на товарном рынке (принудительное разделение разукрупнение, реорганизация и др.).

Принятие мер для осуществления реорганизации хозяйст­вующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, в том числе в процессе приватизации, осуществляется с учетом одного или нескольких следующих условий:

- возможности организационного и (или) территориаль­ного обособления предприятий, структурных подразделе­ний или структурных единиц;

- отсутствия тесной технологической взаимосвязи пред­приятий, структурных подразделений или структурных единиц;

- разграничения сфер деятельности предприятий, струк­турных подразделений или структурных единиц в рамках узкой предметной специализации;

- невозможности в силу причин экономического или по­литического характера привлечения других контрагентов на соответствующие товарные рынки.

В целях предупреждения возникновения и предотвра­щения усиления доминирующего положения на товарных рынках в Республике Беларусь антимонопольным органом и другими государственными органами в пределах их компе­тенции осуществляется государственный контроль за созда­нием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъек­тов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинго­вых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, за преобразованием государствен­ных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках.

Для получения согласия на создание, реорганизацию субъектов хозяйствования, учредители представляют в анти­монопольный орган ходатайство о даче соответствующего согласия, а также сведения об основных видах деятельности каждого из объединяющихся хозяйствующих субъектов, их доле на соответствующем товарном рынке и документы, под­тверждающие согласие учредителей на вхождение в объеди­нение, и иные документы, перечень которых устанавли­вается антимонопольным органом.

Антимонопольный орган также осуществляет контроль за сделками с акциями, принадлежащими хозяйствующим субъ­ектам и (или) выпущенными ими, имущественными пае­выми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов в целях предот­вращения возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Согласие антимонопольного органа требуется в случаях:

— приобретения хозяйствующим субъектом, охватываю­щим более 30 процентов рынка определенного товара, иму­щественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с ана­логичным товаром;

— совершения хозяйствующим субъектом, охватывающим более 30 процентов рынка определенного товара, сделок с акциями другого хозяйствующего субъекта, совершающе­го операции на товарном рынке с аналогичным товаром;

- приобретения любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной орга­низацией или их органами более 25 процентов имуществен­ных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда хозяйствующего субъекта, а равно иных сделок, в результате которых у названных субъектов права появляется возможность оказывать реальное влияние на при­нятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, за­нимающего доминирующее положение на товарном рынке;

- совершения любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной органи­зацией или их органами сделок с более чем 25 процентами акций, а равно иных сделок, в результате которых у назван­ных субъектов права появляется возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее по­ложение на товарном рынке;

- приобретения юридическим или физическим лицом их группами, а также иностранным государством, между­народной организацией или их органами прав, позволяю­щих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осу­ществлять функции его уставного (руководящего) органа.

Для совершения вышеперечисленных сделок юридические и физические лица обязаны заявить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на их совершение и пред­ставить информацию, необходимую для вынесения решения.

Сделки, совершенные в нарушение порядка, установ­ленного законодательством, приводящие к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, могут быть при­знаны недействительными в судебном порядке по иску анти­монопольного органа или иных заинтересованных лиц.

В целях содействия развитию товарных рынков и кон­куренции антимонопольный орган может направлять со­ответствующим государственным органам, хозяйствующим субъектам и иным субъектам права предложения об (о):

- изменении сфер применения свободных или регули­руемых цен, в том числе об установлении предельных цен либо предельного норматива рентабельности товаров, произ­водимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на товарном рынке;

— создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвес­тиций;

- привлечении иностранных инвестиций;

- финансировании мероприятий по расширению вы­пуска дефицитных товаров в целях устранения доминирую­щего положения на товарном рынке отдельных хозяйствую­щих субъектов и других мер экономического протекционирования;

— лицензировании экспортно-импортных операций;

- внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию;

- принятии в пределах своей компетенции иных мер, содействующих развитию товарных рынков и конкуренции.

Контроль за деятельностью субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарном рын­ке могут осуществлять также общественные организации (объединения) потребителей, ставящие целью своей дея­тельности защиту потребителей от злоупотреблений таких хозяйствующих субъектов. Эти организации вправе;

— подавать в антимонопольный орган заявления о фактах нарушения антимонопольного законодательства и вносить предложения по их устранению;

- обращаться в суд с исками в защиту прав, свобод и за­конных интересов своих членов и других лиц от деяний, нару­шающих антимонопольное законодательство;

- проводить собственную экспертизу принятия и осу­ществления решений о создании, реорганизации и лик­видации хозяйствующих субъектов на соответствие этих действий требованиям антимонопольного законодательства и информировать общественность о результатах экспертизы;

- осуществлять иные действия, не противоречащие за­конодательству.