Государственные антимонопольные органы, их задачи и функции.

Для проведения государственной антимонопольной поли­тики, предупреждения, ограничения и пресечения моно­полистической деятельности и недобросовестной конку­ренции Закон о монополистической деятельности преду­смотрел создание специальных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление надзора и контроля в этой сфере. Таковым являлся изна­чально Комитет по антимонопольной политике при Совете Министров Республики Беларусь, образованный постановле­нием Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 1992 г. N° 251 [88]. В настоящее время его функции переданы департаменту ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, Положение о котором утверждено постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 16 августа 2002 г. № 194 [125]. На местах для реализации полномочий в области антимонополистической деятельности создаются территориальные антимонопольные органы, подведомственные антимонопольному органу.

Функциями антимонопольных органов являются следую­щие: реализация в соответствии с законодательством го­сударственных мер по обеспечению условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков; со­действие и развитие добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей; деятельность по предупреждению., огра­ничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; деятельность по приня­тию мер, обеспечивающих исполнение антимонопольного законодательства; формирование и ведение Государствен­ного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих до­минирующее положение на товарных рынках, и др.

Руководствуясь нормами Закона о монополистической деятельности, деятельность государственных органов в дан­ной сфере условно можно подразделить на два вида: репрессивную и созидательную.

Репрессивная функция осуществляется в виде предвари­тельного и текущего контроля за деятельностью предпри­нимателей. Например, за правонарушение на нарушителя налагается штраф.

Созидательная деятельность включает в себя контроль за формированием рыночных отношений на основе добро­совестной конкуренции и развития предпринимательской деятельности.

Закон о монополистической деятельности ограничивает полномочия антимонопольных органов, они могут давать предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, требовать восстановления в первоначаль­ное положение, отменять неправомерные акты органов управ­ления в адрес субъектов хозяйственной деятельности. Од­нако не могут принимать решение о взыскании убытков, причиненных нарушением антимонопольного законода­тельства, отменять акты органов власти и управления, вслед­ствие их недействительности и др.

 

 

3. Государственные меры антимонопольного регулирования.

 

Действующее законодательство предусматривает мно­жество мер правового воздействия и регулирования деятель­ности субъектов хозяйствования, занимающих доминирую­щее положение на товарных рынках Республики Беларусь, для обеспечения здоровой конкуренции и предупреждения противозаконной деятельности субъектов хозяйствования и государственных органов.

Меры воздействия на субъекты хозяйствования, занимающие доминирующее положение на товарных рынках республики Беларусь, условно можно подразделить в за­висимости от целей их применения и правовых последст­вий такого применения этих мер. Так, меры государствен­ного регулирования могут применяться в целях ограничения различных сфер антимонопольной деятельности, либо обеспечивать предупреждение различных противоправных антиконкурентных проявлений субъектов монополистиче­ской деятельности, либо пресекать правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности в про­цессе конкуренции.

Государство в лице уполномоченных органов осуществ­ляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, инфор­мационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством:

— осуществления государственного контроля за деятель­ностью хозяйствующих субъектов, занимающих домини­рующее положение на товарном рынке;

— принятия в установленном порядке мер по реорганиза­ции и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

— осуществления государственного контроля за реорга­низацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;

— осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имуще­ство кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяй­ствующих субъектов;

— оказания содействия осуществлению общественного конт­роля за соблюдением антимонопольного законодательства;

- принятия иных мер.

Государственный контроль за исполнением антимонополь­ного законодательства осуществляется антимонопольным органом и иными уполномоченными органами в пределах своей компетенции. В случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйст­вующих субъектов признается доминирующим, устанавли­вается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким положением.