Государственные антимонопольные органы, их задачи и функции.
Для проведения государственной антимонопольной политики, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции Закон о монополистической деятельности предусмотрел создание специальных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление надзора и контроля в этой сфере. Таковым являлся изначально Комитет по антимонопольной политике при Совете Министров Республики Беларусь, образованный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 1992 г. N° 251 [88]. В настоящее время его функции переданы департаменту ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, Положение о котором утверждено постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 16 августа 2002 г. № 194 [125]. На местах для реализации полномочий в области антимонополистической деятельности создаются территориальные антимонопольные органы, подведомственные антимонопольному органу.
Функциями антимонопольных органов являются следующие: реализация в соответствии с законодательством государственных мер по обеспечению условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков; содействие и развитие добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей; деятельность по предупреждению., ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; деятельность по принятию мер, обеспечивающих исполнение антимонопольного законодательства; формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и др.
Руководствуясь нормами Закона о монополистической деятельности, деятельность государственных органов в данной сфере условно можно подразделить на два вида: репрессивную и созидательную.
Репрессивная функция осуществляется в виде предварительного и текущего контроля за деятельностью предпринимателей. Например, за правонарушение на нарушителя налагается штраф.
Созидательная деятельность включает в себя контроль за формированием рыночных отношений на основе добросовестной конкуренции и развития предпринимательской деятельности.
Закон о монополистической деятельности ограничивает полномочия антимонопольных органов, они могут давать предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, требовать восстановления в первоначальное положение, отменять неправомерные акты органов управления в адрес субъектов хозяйственной деятельности. Однако не могут принимать решение о взыскании убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства, отменять акты органов власти и управления, вследствие их недействительности и др.
3. Государственные меры антимонопольного регулирования.
Действующее законодательство предусматривает множество мер правового воздействия и регулирования деятельности субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, для обеспечения здоровой конкуренции и предупреждения противозаконной деятельности субъектов хозяйствования и государственных органов.
Меры воздействия на субъекты хозяйствования, занимающие доминирующее положение на товарных рынках республики Беларусь, условно можно подразделить в зависимости от целей их применения и правовых последствий такого применения этих мер. Так, меры государственного регулирования могут применяться в целях ограничения различных сфер антимонопольной деятельности, либо обеспечивать предупреждение различных противоправных антиконкурентных проявлений субъектов монополистической деятельности, либо пресекать правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности в процессе конкуренции.
Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством:
— осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
— принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
— осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;
— осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
— оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
- принятия иных мер.
Государственный контроль за исполнением антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом и иными уполномоченными органами в пределах своей компетенции. В случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким положением.