Понятие монополистической деятельности. Правовые меры поддержки конкуренции и противодействия монополистической деятельности.

Тема 6. Правовые меры поддержки конкуренции и противодействия монополистической деятельности.

В производстве по делу о банкротстве управляющий вы­ступает от имени должника.

Управляющий назначается хозяйственным судом из числа лиц, предложенных кредиторами, а когда заявление о банк­ротстве должника подано самим должником, — из числа лиц, предложенных должником, если иное не предусмотрено законодательством.

Управляющему выдается лицензия одной из трех категорий.

Основными заботим ^нря&мми^о являются: восстанов­ление платежеспособности должника; обеспечение мак­симально возможной защиты прав и законных интересов должника и его трудового коллектива (коллектива работ­ников организации), а также кредиторов и иных лиц; уре­гулирование взаимоотношений должника и кредиторов; максимально возможное удовлетворение требований кре­диторов в установленной очередности; содействие произ­водству по делу о банкротстве.

При невозможности или отсутствии оснований для про­должения деятельности должника основными задачами управляющего являются: осуществление в установленном порядке ликвидации неплатежеспособного должника -юридического лица или прекращения деятельности долж­ника — индивидуального предпринимателя и освобожде­ния его от долгов; продажа имущества должника; соразмер­ное удовлетворение требований кредиторов.

 

1. Понятие монополистической деятельности. Правовые меры поддержки конкуренции и противодействия монополистической деятельности.

2. Государственные антимонопольные органы, их задачи и функции.

3. Государственные меры антимонопольного регулирования.

4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

 

 

Под монополистической деятельностью понимаются про­тиворечащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей (ст. 1 Закона о монополистической деятельности).

Монополистическая деятельность является правонару­шением, ее следует рассматривать как антипод конкурен­ции. Конкуренция — это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельные действия эффек­тивно ограничивают возможность каждого из них односто­ронне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 1 Закона о моно­полистической деятельности).

Законодательством закреплены правомерные виды моно­полистической деятельности: государственная, естественная и чрезвычайная монополии.

Государственная монополия - это система общественных отношений, при которой исключительное право осуществ­лять отдельные виды деятельности имеет государство в лице определенных государственных органов или иных полно­мочных субъектов.

Естественная монополия - система общественных от­ношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особен­ностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Чрезвычайная монополия - система общественных отно­шений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени.

Классифицировать монополистическую деятельность возможно по различным основаниям: договорная и внедоговорная; индивидуальная и коллективная; осуществляемая субъектами хозяйствования или государственными органа­ми. В Законе о монополистической деятельности предусмат­ривается классификация монополистической деятельности в зависимости от количества участников (индивидуальная и коллективная), ее осуществляющих.

Так, монополистической деятельностью будут призна­ваться действия (бездействие) субъекта(ов) хозяйствования направленные на;

- создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъек­там или ограничения свободы их конкуренции;

- изъятие товаров из обращения, ограничение производ­ства, имеющие целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованное и преднамеренное повышение (снижение) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

- установление (поддержание) цены для получения моно­польно высокой прибыли или устранения конкурентов;

- заключение и (или) исполнение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к пред­мету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения дого­вора по причине отказа их принятия возможным контр­агентом;

- заключение соглашений, которые ограничивают сво­боду участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа приня­тия возможным контрагентом названных условий;

- заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;

- применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствую­щими субъектами;

- согласие заключить договор лишь при условии внесе­ния в него положений, касающихся товаров, в которых контр­агент (потребитель) не заинтересован;

- осуществление иных действий (бездействие), приво­дящих к указанным результатам.

Монополистическая деятельность также может осуществ­ляться в виде соглашений (совместных действий) хозяйст­вующих субъектов, которые ведут к ограничению конку­ренции, что проявляется в виде:

- раздела товарного рынка по территориальному прин­ципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;

- исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

- необоснованного (искусственного) повышения, сниже­ния или поддержания цен, в том числе на аукционах и торгах;

- необоснованного ограничения производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товар­ном рынке;

- осуществления операций с ценными бумагами, кредит­ными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохране­ние или усиление доминирующего положения на товарных рынках;

- отказа от заключения договоров с определенными про­давцами или покупателями (заказчиками);

- иные последствия, которые устраняют или могут ог­раничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение кон­куренции или воспрепятствовать ее установлению или раз­витию).

Данный перечень, приведенный в ст.ст. 5 и 6 Закона о моно­полистической деятельности, не является исчерпывающим.

Соглашения хозяйствующих субъектов, направленные на злоупотребление своим доминирующим положением и ведущие к ограничению конкуренции, могут выступать в различных формах, так как их формы не закреплены за­конодательством. Это может быть письменное (устное) согла­шение между субъектами хозяйствования, договоренность на собраниях, конференциях, совещаниях, осуществление согласованных действий, целью которых является ограни­чение конкуренции.

Согласно п. 4 ст. 6 Закона о монополистической деятель­ности, субъекты хозяйствования намеревающиеся заклю­чить соглашение, имеющие такие признаки, вправе запро­сить заключение Антимонопольного органа о соответствии данного соглашения антимонопольному законодательству.

Отдельным видом монополистической деятельности яв­ляется деятельность государственных органов и иных орга­нов местного управления направленная на: раздел товарного рынка по территориальному принципу, по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу по­требителей; исключение или ограничение доступа на товар­ный рынок других хозяйствующих субъектов; незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на торгах и другая деятельность.

Государственным органам запрещается также осуществлять деятельность и принимать акты законодательства, целью которых будет являться ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, создание дискриминирующих условий деятельности отдельных субъектов, ограничение кон­куренции или причинения вреда правам, свободам и закон­ным интересам субъектов хозяйствования. Кроме того, им запрещается;

- необоснованно препятствовать созданию новых хо­зяйствующих субъектов;

- устанавливать запреты на осуществление определен­ных видов деятельности;

- ограничивать право отдельных субъектов заключать сделки;

- необоснованно предоставлять отдельным субъектам налоговые и иные льготы;

- и др.