Беларусь).

Характеристику субъектов правовых отношений, свя­занных с банкротством субъекта хозяйствования, следует начать с фигуры самого должника. В соответствии со ст. 1 Закона о банкротстве ^олжямко^ может быть неплатежеспособный индивидуальный предприниматель или непла­тежеспособное юридическое лицо, являющееся коммерче­ской организацией, за исключением казенного предприятия, либо некоммерческой организацией, действующей в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Иначе говоря, банкротами могут быть признаны субъекты хозяйствования.

Дела о несостоятельности (банкротстве) являются одним из видов дел особого производства, подведомственных хо­зяйственному суду.

Правовой режим субъектов правоотношений, связанных с банкротством

Дела особого производства отличаются отдел искового производства тем, что в них отсутствует какой-либо ма­териально-правовой спор, по существу, целью рассмотре­ния таких дел является установление факта. В связи с этим различается состав лиц, участвующих в деле о банкрот­стве: вместо сторон (истцов и ответчиков), а также третьих лиц в деле о банкротстве участвуют должник, кредиторы и иные лица.

ГК Республики Беларусь также указывает на два вида субъектов хозяйствования, которые могут быть признаны экономически несостоятельными (банкротами), — это граж­данин, являющийся индивидуальным предпринимателем, а также юридическое лицо. Индивидуальный предпринима­тель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предприни­мательской деятельности, может быть признан экономи­чески несостоятельным (банкротом) в судебном порядке (ч. 1. п. 1 ст. 24 ГК Республики Беларусь).

Юридическое лицо, являющееся коммерческой органи­зацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, в су­дебном порядке может быть признано экономически несо­стоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлет­ворить требования кредиторов (ч. 1 п. 1 ст. 61 ГК Республики

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению Правительства Респуб­лики Беларусь (п. 6 ст. 115 ГК Республики Беларусь). При этом интересы кредиторов казенного предприятия обеспе­чиваются тем, что Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества для их выполнения, поэтому казенное предприятие не может быть признано банкротом (п. 5 ст. 115 ГК Республики Беларусь).

Члены же потребительского кооператива обязаны в те­чение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В противном случае кооператив может быть ликви­дирован в судебном порядке по требованию кредиторов. При этом члены потребительского кооператива несут субси­диарную ответственность по его обязательствам в пределах внесенной части дополнительного взноса каждого члена кооператива (п. 4 ст. 116 ГК Республики Беларусь).

Благотворительный или иной фонд может быть ликвиди­рован по заявлению заинтересованных лиц (п. 2 ст. 1 19 ГК Республики Беларусь). Так, решение о его ликвидации может быть принято в том случае, если имущества фонда недос­таточно для осуществления его целей и вероятность полу­чения имущества отсутствует. В случае ликвидации фонда его имущество используется для удовлетворения требова­ний кредиторов, а оставшаяся часть направляется на цели, указанные в уставе фонда.