Порядок и основания признания субъекта хозяйствования банкротом.
А экономическая несостоятельность это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника, т.е. принимается решение об оздоровлении должника.
В ст. 1 Закона о банкротстве под экономической несостоятельностью (банкротством) понимается признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер.
Из определения экономической несостоятельности (банкротства) можно выделить существенные условия, при наличии которых субъект хозяйствования признается в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом):
- во-первых, это неплатежеспособность должника, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная самим должником;
- во-вторых, эта неплатежеспособность должника должна иметь или приобретать устойчивый характер.
Таким образом, существенными чертами экономической несостоятельности (банкротства) являются:
неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений (уплатить кредитору денежную сумму по договору и в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством);
- неспособность должника исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налоговых платежей и сборов пошлин и иных платежей в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, в том числе экономических (финансовых) санкций, примененных к должнику).
Государственное регулирование и контроль отношений связанных с процедурой банкротства субъектов хозяйственной деятельности, осуществляется Министерством экономики Республики Беларусь и непосредственно департаментом по санации и банкротству, Положение о котором утверждено постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 9 августа 2002 г. № 180.
Основными задачами департамента являются:
- участие в рамках своей компетенции в определении и реализации государственной политики по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства);
- регулирование в пределах своей компетенции процессов в сфере экономической несостоятельности (банкротства) с учетом интересов государства;
— обеспечение условий для реализации процедур банкротства, предусмотренных законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве);
— обеспечение проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства) отсутствующих должников;
— организация подготовки управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее — управляющие), лицензирования их деятельности
и аттестация;
— формирование и совершенствование нормативной правовой и методической базы по вопросам экономической несостоятельности (банкротства), а также информационно-статистической базы в ходе ведения мониторинга финансового состояния и платежеспособности юридических лиц.
Правовое обеспечение экономической несостоятельности (банкротства) осуществляется с помощью большого массива нормативно-правовых актов.
В основу законодательства о банкротстве положены следующие принципы:
- четкое определение сторон и других лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также иных участников процесса, их прав и обязанностей;
- подробная регламентация всех процессуальных действий;
приоритетность проведения досудебного оздоровления; проведение санации, наличие правовых и экономических механизмов стимулирования ее проведения;
- широкая гласность процесса через республиканские средства массовой информации;
- приоритетность мирового соглашения на всех стадиях производства по делу о банкротстве;
- наличие института управляющих на всех стадиях производства;
- гарантированность от злоупотреблений со стороны
должника, кредитора, а также управляющего;
- предоставление гарантий со стороны государства по социальной защите трудовых прав работников должника;
- максимальный, с процессуальной точки зрения, демократизм по отношению к действиям должника и кредиторов и т.д.
Помимо указанных актов нормативно-правовую базу в области банкротства образуют документы, принятые Правительством Республики Беларусь, иными органами исполнительной власти. Такие документы в основном направлены на предупреждение экономической несостоятельности (банкротства) и правильное применение соответствующих процедур банкротства. Помимо Закона о банкротстве и основных статей ГК Республики Беларусь (ст.ст. 24 и 61) нормативно-правовую базу, регулирующую правоотношения банкротства составляют:
- Указ Президента Республики Беларусь от 14 августа 2000 г. № 442 «О совершенствовании правового регулирования взыскания задолженности с субъектов хозяйствования» [76];
- Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» [81];
- постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 271 «Об утверждении Правил по определению наличия признаков ложного и преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовки заключения по данным вопросам» [126];
- постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 27 октября 2003 г. № 206 «Об утверждении Положения об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)» [127];
— постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. № 9 «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц» [151];
- постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)^ [152];
- и др.
Все вышеперечисленные нормативные акты составляют серьезный фундамент для правового регулирования банкротства. Однако, учитывая неплатежеспособность многих как государственных, так и негосударственных организаций различных сфер деятельности, проблемы банкротства, в том числе и антикризисного управления, имеют особую значимость для государства и всех субъектов хозяйственной деятельности.
Подача заявления о банкротстве. Досудебное оздоровление
Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) подведомственны суду (ст. 47 ХПК Республики Беларусь) и рассматриваются (подсудны) по месту нахождения должника, причем независимо от того, кто является заявителем (резидент или нерезидент Республики Беларусь) (ст. 51 ХПК Республики Беларусь) [30].
Согласно ст. 265 ХПК Республики Беларусь дела об экономической несостоятельности (банкротстве) субъектов хозяйствования рассматриваются хозяйственным судом по правилам, предусмотренным кодексом, с учетом особенностей законодательных актов об экономической несостоятельности (банкротстве).
Процесс банкротства содержательно изложен в Законе о банкротстве. Процедуры, применяемые в отношении должника, является предусмотренной законодательством совокупностью юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию.
Правом на подачу заявления в хозяйственный суд о банкротстве субъекта хозяйствования в связи с неисполнением им денежных обязательств обладают сам должник, кредитор, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в порядке, установленном законодательством.
Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление о своем банкротстве- при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности. Соответственно, исходя из ст. 7 Закона о банкротстве, основанием является неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер.
Наряду с основаниями, предусмотренными законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), дополнительным основанием для подачи заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) является наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85 (п. 1.12 Указа от 12 ноября 2003 г.).
Должник — юридическое лицо подает в хозяйственный суд заявление должника на основании решения органа (лиц), уполномоченного (уполномоченных) в соответствии с учредительными документами должника — юридического лица на принятие решения о его ликвидации, или на основании решения органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия, если иное не предусмотрено законодательством.
Должник обязан в срок, не превышающий десяти дней со дня подачи заявления должника или получения соответствующего извещения, оповестить свой трудовой коллектив (коллектив работников организации) о подаче в хозяйственный суд заявления должника или об извещении его хозяйственным судом о подаче заявления о банкротстве этого должника другими лицами.
К заявлению должника, помимо документов, предусмотренных законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), прилагаются;
— документы, свидетельствующие о том, что руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия., учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы и организации, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, разработали меры по досудебному оздоровлению (а должник осуществил эти меры) или приняли решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления;
- учредительные документы должника или их копии;
- расчет коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами на основе данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, заверенных в установленном порядке;
Статьей 15 Закона о банкротстве и п. 1.4 Указа от 12 ноября 2003 г. предусматриваются принимаемые в обязательном порядке руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуального предпринимателя, государственными органами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами до подачи заявления в суд, меры по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по восстановлению их платежеспособности, т.е. досудебное оздоровление должника.
Законодательством устанавливается ответственность за необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), а также за не соответствующее действительности обоснование отказа в принятии таких мер, а также принятие мер, приведших к экономической несостоятельности (банкротству), — наложение штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 50 базовых величин, на юридическое лицо — в размере от 50 до 500 базовых величин (п. 6.1 Указа от 12 ноября 2003 г.).
Пункт 1.Н Указа от 12 ноября 2003 г. наряду со ст. 10 Закона о банкротстве конкретизирует основания для подачи кредиторами заявления о признании должника банкротом. В качестве таких оснований выступают в совокупности следующие:
— наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
- применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
— наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, — в размере 2500 базовых величин и более.
Отсутствие одного из указанных выше оснований влечет возвращение заявления кредитора. При этом за кредитором сохраняется право повторного обращения в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) при возникновении соответствующих оснований.
Наличие таких оснований следует рассматривать как специальное условие реализации кредиторами своего права на подачу заявления о признании банкротом должника. Вопрос о принятии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) решается хозяйственным судом не позднее 30 дней со дня поступления в суд такого заявления. При отсутствии совокупности таких оснований хозяйственный суд отказывает в принятии этого заявления. Форма и содержание заявления о банкротстве установлены в Законе о банкротстве ст.ст. 23—27 Закона о банкротстве.