Порядок и основания признания субъекта хозяйствования банкротом.

А экономическая несостоятельность это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устой­чивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника, т.е. принимается решение об оздоровлении должника.

В ст. 1 Закона о банкротстве под экономической несостоятельностью (банкротством) понимается признанная хозяй­ственным судом или правомерно объявленная должником неплатежеспособность должника, имеющая или приобре­тающая устойчивый характер.

Из определения экономической несостоятельности (банкротства) можно выделить существенные условия, при нали­чии которых субъект хозяйствования признается в установ­ленном порядке экономически несостоятельным (банкротом):

- во-первых, это неплатежеспособность должника, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная самим должником;

- во-вторых, эта неплатежеспособность должни­ка должна иметь или приобретать устойчивый характер.

Таким образом, существенными чертами экономической несостоятельности (банкротства) являются:

неспособность должника в полном объеме удовлетво­рить требования кредитора (кредиторов) по денежным обя­зательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений (уплатить кредитору денежную сумму по договору и в иных случаях, предусмот­ренных гражданским законодательством);

- неспособность должника исполнить обязанность по упла­те обязательных платежей (налоговых платежей и сборов пошлин и иных платежей в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, в том числе эконо­мических (финансовых) санкций, примененных к должнику).

Государственное регулирование и контроль отношений связанных с процедурой банкротства субъектов хозяйст­венной деятельности, осуществляется Министерством эко­номики Республики Беларусь и непосредственно департа­ментом по санации и банкротству, Положение о котором утверждено постановлением Министерства экономики Рес­публики Беларусь от 9 августа 2002 г. № 180.

Основными задачами департамента являются:

- участие в рамках своей компетенции в определении и реализации государственной политики по предупрежде­нию экономической несостоятельности (банкротства);

- регулирование в пределах своей компетенции процес­сов в сфере экономической несостоятельности (банкротства) с учетом интересов государства;

— обеспечение условий для реализации процедур банк­ротства, предусмотренных законодательством об экономи­ческой несостоятельности (банкротстве);

— обеспечение проведения процедур экономической не­состоятельности (банкротства) отсутствующих должников;

— организация подготовки управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее — управляющие), лицензирования их деятельности

и аттестация;

— формирование и совершенствование нормативной пра­вовой и методической базы по вопросам экономической несостоятельности (банкротства), а также информационно-статистической базы в ходе ведения мониторинга финан­сового состояния и платежеспособности юридических лиц.

Правовое обеспечение экономической несостоятельности (банкротства) осуществляется с помощью большого массива нормативно-правовых актов.

В основу законодательства о банкротстве положены сле­дующие принципы:

- четкое определение сторон и других лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также иных участников процесса, их прав и обязанностей;

- подробная регламентация всех процессуальных дей­ствий;

приоритетность проведения досудебного оздоровления; проведение санации, наличие правовых и экономических механизмов стимулирования ее проведения;

- широкая гласность процесса через республиканские средства массовой информации;

- приоритетность мирового соглашения на всех стадиях производства по делу о банкротстве;

- наличие института управляющих на всех стадиях произ­водства;

- гарантированность от злоупотреблений со стороны

должника, кредитора, а также управляющего;

- предоставление гарантий со стороны государства по со­циальной защите трудовых прав работников должника;

- максимальный, с процессуальной точки зрения, де­мократизм по отношению к действиям должника и креди­торов и т.д.

Помимо указанных актов нормативно-правовую базу в области банкротства образуют документы, принятые Пра­вительством Республики Беларусь, иными органами испол­нительной власти. Такие документы в основном направле­ны на предупреждение экономической несостоятельности (банкротства) и правильное применение соответствующих процедур банкротства. Помимо Закона о банкротстве и основ­ных статей ГК Республики Беларусь (ст.ст. 24 и 61) нормативно-правовую базу, регулирующую правоотношения банк­ротства составляют:

- Указ Президента Республики Беларусь от 14 августа 2000 г. № 442 «О совершенствовании правового регулирования взыскания задолженности с субъектов хозяйствования» [76];

- Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несо­стоятельности (банкротства)» [81];

- постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 271 «Об утверждении Пра­вил по определению наличия признаков ложного и пред­намеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовки заключения по данным вопросам» [126];

- постановление Министерства экономики Республи­ки Беларусь от 27 октября 2003 г. № 206 «Об утверждении Положения об аттестации физических лиц на их соответ­ствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в произ­водстве по делу об экономической несостоятельности (банк­ротстве)» [127];

— постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. № 9 «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных ко­миссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц» [151];

- постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регули­рующего вопросы экономической несостоятельности (банк­ротства)^ [152];

- и др.

Все вышеперечисленные нормативные акты составляют серьезный фундамент для правового регулирования банк­ротства. Однако, учитывая неплатежеспособность многих как государственных, так и негосударственных организаций раз­личных сфер деятельности, проблемы банкротства, в том числе и антикризисного управления, имеют особую зна­чимость для государства и всех субъектов хозяйственной деятельности.

 

 

Подача заявления о банкротстве. Досудебное оздоровление

 

Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) подведомственны суду (ст. 47 ХПК Республики Беларусь) и рассматриваются (подсудны) по месту нахождения долж­ника, причем независимо от того, кто является заявите­лем (резидент или нерезидент Республики Беларусь) (ст. 51 ХПК Республики Беларусь) [30].

Согласно ст. 265 ХПК Республики Беларусь дела об эко­номической несостоятельности (банкротстве) субъектов хо­зяйствования рассматриваются хозяйственным судом по пра­вилам, предусмотренным кодексом, с учетом особенностей законодательных актов об экономической несостоятельно­сти (банкротстве).

Процесс банкротства содержательно изложен в Законе о банкротстве. Процедуры, применяемые в отношении долж­ника, является предусмотренной законодательством сово­купностью юридических и фактических действий, направ­ленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию.

Правом на подачу заявления в хозяйственный суд о банк­ротстве субъекта хозяйствования в связи с неисполнением им денежных обязательств обладают сам должник, креди­тор, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные на то го­сударственные органы, а также юридические и физические лица в порядке, установленном законодательством.

Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление о своем банкротстве- при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в уста­новленный срок исполнить платежные обязательства и обя­зательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности. Соответственно, исходя из ст. 7 Закона о банкротстве, основанием является неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер.

Наряду с основаниями, предусмотренными законода­тельством об экономической несостоятельности (банкрот­стве), дополнительным основанием для подачи заявления должника о своей экономической несостоятельности (банк­ротстве) является наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85 (п. 1.12 Ука­за от 12 ноября 2003 г.).

Должник — юридическое лицо подает в хозяйственный суд заявление должника на основании решения органа (лиц), уполномоченного (уполномоченных) в соответствии с учре­дительными документами должника — юридического лица на принятие решения о его ликвидации, или на основании решения органа, уполномоченного собственником иму­щества должника — унитарного предприятия, если иное не предусмотрено законодательством.

Должник обязан в срок, не превышающий десяти дней со дня подачи заявления должника или получения соот­ветствующего извещения, оповестить свой трудовой кол­лектив (коллектив работников организации) о подаче в хо­зяйственный суд заявления должника или об извещении его хозяйственным судом о подаче заявления о банкротстве этого должника другими лицами.

К заявлению должника, помимо документов, предусмот­ренных законодательством об экономической несостоятель­ности (банкротстве), прилагаются;

— документы, свидетельствующие о том, что руководители организаций, собственник имущества унитарного предприя­тия., учредители (участники) юридического лица, индиви­дуальные предприниматели, государственные органы и орга­низации, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в порядке, установ­ленном законодательством, разработали меры по досудеб­ному оздоровлению (а должник осуществил эти меры) или приняли решение о нецелесообразности проведения досу­дебного оздоровления;

- учредительные документы должника или их копии;

- расчет коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами на основе данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, заверенных в установ­ленном порядке;

Статьей 15 Закона о банкротстве и п. 1.4 Указа от 12 ноября 2003 г. предусматриваются принимаемые в обяза­тельном порядке руководителями организаций, собствен­ником имущества унитарного предприятия, учредителя­ми (участниками) юридического лица, индивидуального предпринимателя, государственными органами и организа­циями, местными исполнительными и распорядительными органами до подачи заявления в суд, меры по обеспече­нию стабильной и эффективной хозяйственной (экономи­ческой) деятельности юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей, а также по восстановлению их пла­тежеспособности, т.е. досудебное оздоровление должника.

Законодательством устанавливается ответственность за необоснованное непринятие своевременных мер по преду­преждению экономической несостоятельности (банкротства), а также за не соответствующее действительности обосно­вание отказа в принятии таких мер, а также принятие мер, приведших к экономической несостоятельности (банкрот­ству), — наложение штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 50 базовых величин, на юридическое лицо — в раз­мере от 50 до 500 базовых величин (п. 6.1 Указа от 12 нояб­ря 2003 г.).

Пункт 1.Н Указа от 12 ноября 2003 г. наряду со ст. 10 Закона о банкротстве конкретизирует основания для подачи кредиторами заявления о признании должника банкротом. В качестве таких оснований выступают в совокупности сле­дующие:

— наличие у кредитора достоверных, документально под­твержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

- применение к должнику принудительного исполне­ния, не произведенного в течение трех месяцев, либо вы­явление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удов­летворения предъявленных к нему требований;

— наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление, в размере 100 базовых величин и более, а в слу­чае, если должник является градообразующей или прирав­ненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуаль­ным предпринимателем, имеющим государственные и между­народные заказы, — в размере 2500 базовых величин и более.

Отсутствие одного из указанных выше оснований влечет возвращение заявления кредитора. При этом за кредитором сохраняется право повторного обращения в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банк­ротстве) при возникновении соответствующих оснований.

Наличие таких оснований следует рассматривать как спе­циальное условие реализации кредиторами своего права на подачу заявления о признании банкротом должника. Воп­рос о принятии заявления об экономической несостоятель­ности (банкротстве) решается хозяйственным судом не позд­нее 30 дней со дня поступления в суд такого заявления. При отсутствии совокупности таких оснований хозяйст­венный суд отказывает в принятии этого заявления. Форма и содержание заявления о банкротстве установлены в Законе о банкротстве ст.ст. 23—27 Закона о банкротстве.