ТРУДНОМ ПАРТНЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О

( к теме Практическое занятие №1, №2, №3)

Основные понятия: трудный партнер; трудный партнер педагогического общения; педагогический конфликт; представления о себе и другом как источнике интолерантного взаимодействия; конструктивное общение; толерантное общение; конфликтное общение; интолерантное общение; толерантное отношение к трудному партнеру педагогического общения.

В современной психолого-педагогической литературе обсуждаются проблемы связанные с психологией педагогического конфликта, в частности в стркутуре педагогического общения различных участников образовательного процесса. Более всего внимание уделено способам общения с трудными учениками. Но, практически, отсутствуют работы, в которых бы НЕ рассматривался вопрос об учителе как трудном партнере педагогического общения.

За основу возмем понятие «трудный партнер» с позиций психологии конструктивного, толерантного общения (В.А. Лабунская). Учитель как трудный партнер общения – это, прежде всего, субъект конфликтного, интолерантного общения.

Как известно, такой субъект обладает рядом особенностей, среди которых первое место занимает НЕ объектное отношение, как к себе, так и к другому. Другая особенность «трудного партнера» общения заключается в том, что он редко сознательно выбирает способы общения, разрушающие само общение, личность другого; не всегда осознает последствия своих действий, поступков; недостаточно осознает себя как субъекта общения, в том числе затрудненного.

Суть: трудный партнер не признает свободу, уникальность, ценность другого человека, он стремится доминировать над ним, проявляет неприязнь, враждебность, отчужденность, нетерпимость. Поэтому трудный партнер разрушает не только личность другого, но и свою собственную.

В этой связи перед учителями встает задача проявлять устойчивость, толерантность к разрушительным воздействиям трудного партнера, в качестве которого может выступать как коллега участвующий в образовательном процессе, так и ученик. Одновременно, перед учителем встает задача осмысления своего личностного потенциала с позиций тех особенностей, которые характерны для него, как для трудного партнера.

Конструктивное, толерантное отношение к трудному партнеру педагогического общения является основой приобретения им субъектности и формирования у него толерантной системы отношений к коллеге и ученикам: принятия, терпимости, дружелюбия, уважения, признания индивидуальности, непохожести, доверия и т.д.