Субъекты и объекты разгосударствления и приватизации государственной собственности.
Другие направления процесса приватизации.
Под субъектами приватизации следует понимать специально созданные государственные органы, в компетенцию которых входят вопросы проведения процессов приватизации государственной собственности (продавцы), а также покупатели государственного (республиканского и коммунального) имущества.
осуществляющим государственное регулирование приватизации Государственным органом,государственной собственности. является соответствующий республиканский орган государственного управления (фонд государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь) и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, а также областные (Минский городской) исполнительные комитеты — по объектам, находящимся в республиканской собственности; соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы — по объектам, находящимся в коммунальной собственности.
В настоящее время в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» государственным органом, осуществляющим регулирование государственной собственности, является Государственный комитет по имуществу, образованный путем присоединения фонда государственного имущества Министерства экономики к Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь [83].
В соответствии со ст. 9 Закона о приватизации органы приватизации осуществляют следующие функции:
- осуществляют руководство процессами приватизации. В случае нарушения законодательства Республики Беларусь о приватизации возбуждают в судебном порядке иски о признании незаконными принятых решений и привлечении к ответственности виновных должностных лиц;
- создают комиссии по приватизации;
- принимают решения о приватизации;
- осуществляют необходимые преобразования организационно-правовых форм государственных предприятий, подлежащих приватизации;
- осуществляют владение и распоряжение принадлежащими государству акциями акционерных обществ и долями в уставных фондах иных субъектов хозяйствования, а также контроль за ними;
- могут принять решение при преобразовании государственных и арендных предприятий в открытые акционерные общества о закреплении пакетов акций в собственности государства в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
- выступают учредителями акционерных и других хозяйственных обществ;
- обменивают принадлежащие государству акции акционерных обществ на акции юридических лиц других государств и предприятий негосударственных форм собственности;
- организуют и проводят конкурсы и аукционы по продаже объектов государственной собственности;
- создают (ликвидируют) в своем составе соответствующие фонды для осуществления функций владения и распоряжения государственным имуществом;
- осуществляют другие необходимые при приватизации функции.
Продавцом государственного имущества выступают специализированные учреждения и назначенные ими представители. Функциями этих органов являются следующие:
- владеют переданными ему объектами приватизации до момента их продажи в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
- осуществляют продажу объектов приватизации;
- ведут учет акций (долей, паев), подлежащих приватизации;
- другие функции.
Контроль за осуществлением Государственной программы приватизации осуществляют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и другие уполномоченные на то органы.
Покупателями государственного имущества выступают:
- граждане Республики Беларусь и Российской Федерации;
- негосударственные юридические лица (юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50 процентов);
- юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
- иностранные инвесторы;
- лица без гражданства.
Законодательством Республики Беларусь могут быть установлены ограничения на участие в процессе приватизации для иностранных граждан и иностранных юридических лиц.
Объекты приватизации - это то государственное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом о приватизации. Статья 3 Закона о приватизации определяет несколько критериев обособления объектов приватизации в зависимости от вида объекта, сроков приватизации, способа или порядка приватизации объектов, а также по иным основаниям.
В зависимости от материального наполнения объекты подразделяются на:
- государственное и общественное жилье;
- государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;
- государственное имущество, сданное в аренду;
-доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.
Существует перечень объектов государственной собственности, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации, к ним относятся предприятия (объединения), организации и виды имущества, которые могут находиться только в собственности государства, что закреплено Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» [52].
Объекты государственной собственности, планируемые к приватизации, включаются в перечень приватизируемых объектов как по инициативе органов приватизации, так и по предложению трудовых коллективов, физических и юридических лиц. Такой перечень объектов был утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2004 г. № 368 <В перечнях организаций, находящихся в республиканской собственности, подлежащих приватизации в 2004-2005 годах.> [115].
Пунктом 1.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь^ установлен порядок разрешения разногласий между коллективами работников предприятий, находящихся в республиканской собственности, или субъектами приватизации и республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также областными (Минским городским) исполнительными комитетами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации конкретных объектов. Так, решения принимаются:
- по предприятиям с численностью работающих свьмде 4 тыс. человек — Президентом Республики Беларусь;
- по предприятиям с численностью работающих от 2 до 4 тыс. человек — Советом Министров Республики Беларусь*
— по предприятиям с численностью работающих до 2 тыс. человек — Министерством экономики [68].