Источники формирования имущества

Источники формирования имущества субъектов предпринимательской деятельности.

 

 

Имущество субъектов предпринимательской деятельности составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные материальные ценности.

- денежные и материальные взносы учредителей;

- доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;

- доходы от ценных бумаг;

- кредиты банков и других кредиторов;

- капитальные вложения и дотации из бюджетов;

- безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и физических лиц;

- иные источники, не запрещенные законодательными актами РБ.

 

 

4. Правовое регулирование учета, отчетности и анализа в хозяйственной деятельности.

 

§ 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского

учета. Реформирование национальной системы

бухгалтерского учета

В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 8 Закона Республики Бела­русь от 20 декабря 1991 г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюд­жет Республики Беларусь» (данный Закон действует до 1 января 2004 г.), ч. 2 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с граждан» в редакции Закона Рес­публики Беларусь от 9 марта 1999 г. «О внесении измененийи дополнений в Закон Республики Беларусь "О подоходном налоге с граждан"» с послед, изм. и доп. подп. 1.3 п. 1 ст. 22 Общей часяи Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. ком­мерческие организации и индивидуальные предприниматели обя­заны вести в установленном порядке бухгалтерский учет и отчет­ность о финансово-хозяйственной деятельности.

Цель настоящей главы - общая характеристика правовых с нов бухгалтерского учета и отчетности.

Бухгалтерский учет - система непрерывного и сплошного Д° кументального отражения информации о состоянии и движен имущества и обязательств организации методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соот-твии с законодательством Республики Беларусь (ч. 3 ст. 2 Зако-f о бухгалтерском учете).

п/бъектами бухгалтерского учета являются юридические лица,

ргистрированные на территории Республики Беларусь, филиа-

< и представительства, в том числе иностранные организации,

мйственные группы, простые товарищества, государственные

пганы, а также индивидуальные предприниматели.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество субъекта хозяйственной деятельности, его обязательства и хозяйственные операции При этом для целей бухгалтерского учета под обяза­тельствами понимаются отраженные в бухгалтерском учете обя­занности организации перед иными лицами, в т. ч. ее учредителя­ми и собственниками имущества, возникновение которых являет­ся следствием совершившихся хозяйственных операций, т. е дей­ствий или событий, влекущих изменения в объеме и (или) составе имущества и (или) обязательств организации.

Основными задачами бухгалтерского учета и отчетности, со­гласно ст. 4 Закона о бухгалтерском учете, являются:

-формирование полной и достоверной информации о деятель­ности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах;

- обеспечение при совершении организацией хозяйственных опе­раций внутренних и внешних пользователей своевременной инфор­мацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в

'ответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной тельности организации и выявление резервов ее финансовой

Устойчивости.

ходя из перечисленных задач можно сделать вывод, что ве-' бухгалтерского учета необходимо как для обеспечения пуб-х интересов (позволяет государству осуществлять контроль ных ^"^эми предпринимательской деятельности), так и част-тель ?Р^с°в (позволяет контрагентам субъекта предпринима-^ест! '" Детальности получить нужную информацию о его иму-Tenet ^маисовом положении). Планирование предпринима-и ц,ц ' '^ деятельности предполагает анализ его финансового к роенного положения, который также основывается на бухгалтерского учета.

В условиях перехода к рыночной экономике, повлекшего м.

нения в правовом регулировании практически всех обществ^, отношений, возникающих в процессе предпринимательской тельности, появилась объективная необходимость вания бухгалтерского учета. Постановлением Совета Республики Беларусь от 4 мая 1998 г. № 694 утверждена ственная программа перехода на международные стандарт^ галтерского учета в Республики Беларусь^ (далее - Программ^

Целью реформирования системы бухгалтерского учета явл ется приведение национальной системы бухгалтерского учета соответствие с международными стандартами финансовой отчет ности и требованиями рыночной экономики. Достижение этой цепи необходимо для формирования системы информации о финансо­вом состоянии организации для ее пользователей, прежде всего инвесторов, заинтересованных в результатах деятельности дан-ной организации. В результате достижения указанной цели будут созданы надлежащие правовые условия для формирования субъектами хозяйствования достоверной и полезной информации об их финансовом положении, результатах их деятельности и из­менениях в их финансовом положении, обеспечения прозрачнос­ти и надежности бухгалтерской отчетности как важнейшего источ­ника информации для принятия управленческих решений широ­ким кругом заинтересованных пользователей.

Основными направлениями реформирования национальной системы бухгалтерского учета являются:

- законодательное обеспечение и нормативное регулирование;

- формирование нормативной базы (стандартов);

- методическое обеспечение (инструкции, методические указа­ния, комментарии);

- кадровое обеспечение (подготовка и повышение квалифика­ции специалистов бухгалтерского учета);

- международное сотрудничество (работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета)

Предполагается, что регулирование бухгалтерского учета бу­дет осуществляться с целью обеспечения доступа всех заинтере-

^ Собрание декретов, укаюв Президента и постановлений [ [равительства РеснуОЛ Беларусь. - !997. -№ )3.-Ст. 34t.

со

иных пользователей к сопоставимой и объективной инфор-^ о финансовом положении и результатах деятельности фактов хозяйствования. ^ R гоответствии с Программой внесены изменения и дополнения ч он о бухгалтерском учете, принят ряд иных актов законода-^ ьства, обеспечивающих постепенное реформирование нацио-^пьной системы бухгалтерского учета. Кроме этого, предстоит: ^ - разработать и утвердить пакет положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, включающих в себя основные требования международных стандартов;

- пересмотреть План счетов бухгалтерского учета и инструк­цию по его применению и, при необходимости, внести в них изме­нения;

- ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъек­тов малого предпринимательства.

Таким образом, национальная система бухгалтерского учета находится в состоянии перехода на международные стандарты, что предполагает определенную нестабильность ее правового регулирования.

Система npaeoeoso реаулироеания бухгалтерского учета со­стоит из нормативных правовых актов различной юридической силы, регулирующих порядок организации и ведения бухгалтерс­кого учета субъектов предпринимательской деятельности и опре­деляющих правовые основы его государственного регулирования.

Данная система основывается на Конституции и включает:

- Закон о бухгалтерском учете. Он определяет правовые и ме­тодологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимо­отношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Рес­публике Беларусь. Действие Закона распространяется на юриди­ческие лица, зарегистрированные на территории Республики Бе­ларусь, филиалы и представительства, в том числе иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества, го­сударственные органы (далее - организации), а также на индиви­дуальных предпринимателей;

- положения по бухгалтерскому учету, например, Положение о "орядке начисления амортизации. Положения детализируют пра­вила ведения учета конкретных видов имущества в зависимости °т вида предпринимательской деятельности либо сферы деятель-

ности субъекта предпринимательской деятельности, закоепл основные понятия, используемые в бухгалтерском учете ^

- методические указания, рекомендации и инструкции, нэп мер, Инструкцию о порядке ведения бухгалтерского учета ос, ных средств, утвержденную Постановлением Минфина от 20 кабря2001 г. № 127;

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственна деятельности предприятий и Инструкцию по его применению вержденные Приказом Министерства финансов СССР от 1 нояя ря 1991 г. № 56;

- локальные нормативные акты, принимаемые самим субъек­том предпринимательской деятельности и формирующие его учет-ную политику.

Необходимо отметить, что в сфере бухгалтерского учета еще действуют некоторые акты бывшего СССР. Они применяются в случаях отсутствия соответствующего законодательства Респуб­лики Беларусь при условии, что они не противоречат националь­ному законодательству (Ст 1 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР») .

В целом законодательство Республики Беларусь о бухгалтерс­ком учете призвано обеспечивать:

- единообразие ведения учета имущества, обязательств и хо­зяйственных операций всеми организациями;

- сопоставимость учетной информации различных организаций; -достоверность учетной информации каждой организации (ст.

3 Закона о бухгалтерском учете).

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете и: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 октября 2001 г. № 1493 «О государственном регулировании бух­галтерского учета и отчетности в Республике Беларусь)) общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Респуб­лике Беларусь осуществляется Минфином. К ведению Минфина отнесено:

- осуществление государственного регулирования бухгалтерс­кого учета и отчетности в Республике Беларусь;

оаботка ^ утверждение типовых унифицированных форм ^ичной учетной документации.

^? 4 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете устанавливает, что нор-ые правовые акты по бухгалтерскому учету, разрабатывае-^ и утверждаемые органами государственного управления, ко-,. в соответствии с законодательством Республики Беларусь ^поставлено право государственного регулирования бухгалтер-учета, не должны противоречить нормативным правовым Минфина

' Национальной реестр правовых актов Республики Беларусь. - !999. -№42. * Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 200!. - № 99.