Право оперативного управления

Право хозяйственного ведения.

Право хозяйственного ведения представляет собой про­изводное от права собственности вещное право, состоящее в возможности владения, пользования и распоряжения иму­ществом, совершении в отношении него любых действий, не противоречащих закону.

Право оперативного управления представляет собой про­изводное от права собственности вещное право, закреплен­ное за государственным или иным учреждением, финанси­руемым за счет средств собственника, в соответствии с за­коном, целями деятельности и заданием собственника.

Право хозяйственного ведения и оперативного управле­ния относится к числу прав, осуществляемых не собственни­ками принадлежащего им имущества (ст. 217 ГК Респуб­лики Беларусь). Эти производные от права собственности права могут принадлежать только юридическим лицам.

Основы правового режима хозяйственного ведения и опе­ративного управления закреплены в главе 19 ГК Респуб­лики Беларусь.

Субъектами права хозяйственного ведения являются коммерческие организации, а именно государственные либо частные унитарные предприятия (ст. 113 ГК Республики Бе­ларусь), созданные ими дочерние предприятия (ст. 114 ГК Республики Беларусь), а также государственные концерны.

Собственниками имущества, находящегося в хозяйствен­ном ведении, могут быть Республика Беларусь, админист­ративно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические и физические лица (ст. 113 ГК Республики Беларусь). Имущество может также принадлежать супругам на праве совместной собственности или членам крестьян­ского (фермерского) хозяйства. Согласно ч. 1 п. 2 ст. 276 ГК Республики Беларусь собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законодательст­вом: решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия; определяет предмет и цели деятельности пред­приятия, правомочия по распоряжению имуществом; на­значает руководителя предприятия; осуществляет контроль а использованием по назначению и сохранностью имущества, переданного предприятию. Собственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от деятельности этого предприятия. Он не отвечает по долгам пред­приятия, основанного на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев, установленных в законодательстве.

В отношении распоряжения имуществом предприятия, находящегося на праве хозяйственного ведения, следует от­метить, что пределы распоряжения определяются в зави­симости от принадлежности имущества к движимому или недвижимому. Унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недви­жимое имущество, сдавать в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд вновь создаваемых юридических лиц, иным образом распоряжаться имуществом без согласия собственника. Согласие должно быть получено на совер­шение любых сделок с недвижимым имуществом.

Движимым имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством или собственником (ч. 2. п. 3 ст. 276 ГК Республики Беларусь).

Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. № 118 «О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом» по решению Президента Республики Беларусь производится отчужде­ние, включая безвозмездное из республиканской собст­венности в коммунальную, находящихся в собственности Республики Беларусь недвижимого имущества в виде пред­приятий как имущественных комплексов, зданий, соору­жений, иного недвижимого имущества (за исключением жилищного фонда, неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих реконструкции и переоборудо­ванию под жилые помещения), не завершенных строительством объектов (кроме жилых домов (квартир), основного технологического оборудования, транспортных средств об­щего пользования, акций, держателем которых является Министерство экономики, на сумму свыше 10 тысяч ба­зовых величин, иного имущества в случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь и законами [80]. По со­гласованию с Президентом Республики Беларусь производится осуществление иных сделок по распоряжению иму­ществом на сумму свыше 10 тысяч базовых величин в ус­тановленном порядке без перехода права собственности, кроме залога имущества, а также залога находящихся в собст­венности Республики Беларусь недвижимого имущества (в том числе не завершенных строительством объектов), основного технологического оборудования, транспортных средств общего пользования на сумму свыше 300 тысяч базовых величин. Некоторые особенности распоряжения государственным имуществом определены также Положе­нием о порядке осуществления сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Минист­ров Республики Беларусь от 29 сентября 2003 г, № 1226 [111].

Субъектами права оперативного управления являются как коммерческие, так и некоммерческие организации, а именно казенные предприятия (ст. 115 ГК Республики Беларусь) и учреждения (ст. 120 ГК Республики Беларусь).

Собственником имущества, находящегося в оператив­ном управлении, может быть Республика Беларусь (ст. 115 ГК Республики Беларусь), а учреждения - Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, юридические и физические лица. Правомочия собствен­ника по распоряжению имуществом, переданным пред­приятию на праве оперативного управления, значительно шире, чем на праве хозяйственного ведения, а объем пра­вомочий самого предприятия, основанного переданным на праве оперативного управления, следовательно, уже.

Пределы правомочий владения, пользования и распо­ряжения имуществом предприятия осуществляются в соот­ветствии с законодательством, целями деятельности пред­приятия, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник закрепленного за казенным предприятием или учреждением имущества имеет право: устанавливать предприятию задания по владению, пользованию и распо­ряжению имуществом; изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоря­диться им по своему усмотрению; самостоятельно определить порядок распределения доходов казенного предприятия; предоставить учреждению право осуществлять приносящую Доходы деятельность.

Статьи 278 и 279 ГК Республики Беларусь определяют пределы распоряжения имуществом казенного предприя­тия; оно не вправе отчуждать и иным образом распоряжать-4 Движимым и недвижимым имуществом без согласия собственника; имеет самостоятельное право распоряжаться производимой продукцией; имеет право распоряжаться доходами и имуществом, приобретенным за счет предпри­нимательской деятельности, разрешенной собственником имущества.

Юридическое лицо, являющееся носителем права опе­ративного управления, несет ответственность по своим обя­зательствам. Но казенное предприятие отвечает всем при­надлежащим ему имуществом (п. 5 ст. 113; ст. 115 ГК Республики Беларусь), а учреждение отвечает лишь денежными средствами.

При недостаточности имущества или денежных средств, j собственник казенного предприятия или учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам казен­ного предприятия или учреждения. Казенное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных ГК Республики Беларусь.