Административно-правовые и финансово-правовые методы хозяйственной деятельности

Одной из особенностей гражданско-правового регулирования является расширение сферы применения норм гражданского права. Например, по мере развития рыночной экономики и формирования рынка труда все более явственно просматривается товарный характер, возникающий по поводу трудовой деятельности человека. Данные отношения все чаще стали входить в предмет гражданско-правого регулирования.

Гражданско-правовое регулирование основано на общем правиле: “Разрешено все то, что не запрещено законом”. В соответствии с этим правило СХ могут совершать любые действия, не запрещенные законом. Вместе с тем свобода усмотрения участников гражданских правоотношений не безгранична и существует в определенных юридических рамках. Действующее законодательство устанавливает соответствующие пределы осуществления гражданских прав. Например, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Ни один субъект хозяйствования не обладает какими-либо преимуществами перед другими субъектами. Одни и те же нормы права, одни и те же методы и инструмент гражданско-правового регулирования в одинаковой мере распространяются на всех хозяйствующих субъектов.

При гражданско-правом регулировании нормы гражданско-правового регулирования обеспечивают собственникам возможность стабильного осуществления правомочий по владению, пользованию и распоряжению, принадлежащим им имуществом. Принцип неприкосновенности собственности. Только по решению суда.

 

Административно-правовые методы

- организационные методы, посредством которых происходит регистрация субъектов хозяйствования и их дальнейшая деятельность в области получения необходимых инфраструктурных элементов их деятельности (например, лицензия);

- метод власти-подчинения. Нормами административного права регулируют отношения между соответствующими комитетами и ведомствами и субъектами хозяйствования, подчиненными этим комитетам и ведомствам;

- метод государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств;

- применение мер ответственности за нарушения, допущенные при осуществлении хозяйственной деятельности.

Финансово-правовые методы

1. Бюджетный

2. Налоговый

В основебюджетного метода лежитполитика расходов государства. Бюджетное регулирование позволяет обеспечить регионы достаточными для финансирования расходов средствами вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности на данной территории. Осуществляется данное финансирование посредством:

- установления и распределения регулирующих источников;

- перераспределения бюджетных источников;

- финансовая помощь в виде дотаций и субвенций из вышестоящего бюджета;

- процентные и беспроцентные ссуды.

Налоговый метод - основной, так как экономика, прежде всего, реагирует на изменения налогового бремени. Усиление налогового бремени подавляет предпринимательскую деятельность и наоборот.

Две функции: - фискальная - сбор налогов и образование государственных денежных фондов;

- экономическая - налоги, как инструмент распределения и перераспределения, оказывают сильное воздействие на производителей, население, платежеспособный спрос.