Ханство Абулхаира и Ногайская Орда

Х-во Абулхаира, гос-во кочевых узбеков, узбекское х-во: В 1428 г. ханом провозглашён потомок Шайбани (сына Джучи) Абулхаир (1428-1468), разгромивший своих соперников – Джучидов и основавший в Восточном Дешт-и Кыпчаке «Государство кочевых узбеков». В 1446 г. он покорил присырдарьинские города, столицей ханства стал Сыгнак, территория – от Урала до Балхаша на Востоке, от Сырдарьи до Аральского моря на Юге, от Иртыша до Тобола на Севере.

Гос-во вело бесконечные войны с Хорезмом и Тимуридами. В 1457 г. Абулхаир потерпел крупное поражение от ойратов (калмаков). Вслед за этим из Узбекского ханства откочевала часть населения во главе с Джанибеком и Гиреем в Могулистан. В 1468 г. Абулхаир предпринял поход против мятежных султанов, но в пути скончался. Его ханство, раздираемое междоусобицами, распалось. Осн. Сведения о гос-ве в книги Кухистани «Тарих-и-Абулхаир-хан»

Ногайская орда (Мангытский Юрт). Мангытский Юрт название пошло от названия племен мангыт входивших в состав гос-во. Название дано от имени темника Ногая, который покорил первым эти племена. В начале XlV в. возникло государство Ногайская Орда. (Запад К-на, м/у Волгой и Уралом). Основателем, I-м ханом его считается «великий эмир, «бек всех беков» Едиге (1396 – 1411г.г.). Столицей был г. Сарайчик (низовья Урала). В составе были: мангыты, кыпчаки, найманы, канглы, усуни, и др. Во главе улусов находился мурза, который обладал административной, военной и политической властью. Войско могли собрать около 300 тыс. человек.

Гос-во ослабло в рез-те междоусобиц. В 16 веке распался на Большой Ногай (к востоку от Волги) и Малый Ногай (к западу от Волги), которые в 1634г п/е поражения с калмыками объединились. В XVl в. часть ногайцев вошла в состав Казахского ханства (Мл. жуз).

№14 Гос-во Могулистан (сер. 14- сер 16 вв) В середине XlV в. Чагатайское государство распалось на две части: западную (Мавераннахр) и восточную (Восточная часть улуса Чагатая, Юго-Восток К-на, Семиречье, Во Туркестан), где в 1348 г. I-м ханом был провозглашён Тоглук – Тимур. Так возникло государство Могулистан. Название его происходит от термина «могул», племен входящих в состав государства (обозначение монголов в тюркских источниках). В состав вошли племена дулатов, канглы, аргынов, усуней, кереиты (могулы). Столицей был г. Алмалык. В обществе сформировалось комплексное хозяйство, были развиты формы условного землепользования. Мульк – частная собственность, инджу – ханская земля, сойургал -наследственная земля. Тоглук-Тимур и его сын Ильяс-Ходжа совершают походы в Мавераннахр. В1371-72, 1375-77, 1383, 1390 г.г. государство подверглось разрушительным набегам Тимура и начинает приходить в упадок.

Гос-во ослабло из-за: войны с Тимуром, ойратами, междоусобицы. П/е распада Семиречье вошло в состав Казахского х-ва, на т/т создано гос-во Могулия.

Основные сведения в книги М.Хайдара «Тарих-и-Рашиди».

 

№15 Создание и укрепление Каз. Х-ва. Внешняя политика в 15-17вв.Образование Казахского х-ва было вызвано рядом причин: развитие феодальных отношений требовало закрепления господства феодалов и защиты их интересов; сложение казахской народности вызвало стремление нового этноса к созданию своей гос-венности; распад Монгольской империи создал условия для образования ряда новых гос-в в т.ч. и Казахского х-ва.

Образование х-ва началось п/е распада Золотой Орды и закончилось откочевкой из Узбекского х-ва в Могулистан 700 тыс. человек во главе с Джанибеком и Киреем, на т/т Семиречья, закончилось в сер. XV в. Термин «казахи» стал употребляться именно при этих ханах. Эта откочёвка длилась с 1455г. по 1466 г. На т/т западного Могулистана было основано Казахское х-во в период с 1465 – 1466гг по 1470г. Султаны Джанибек и Кирей, заняв эту т/т, тем не менее стремились к отвоеванию у хана Абулхаира всей т/т Узбекского ханства, исторической т/т казахских племён. При правлении ханов Джанибека, Кирея, а в начале XVl в. при хане Касыме (1511-1518 г.г.) в борьбе с Шайбанидами (потомки Абулхаира) к Казахскому х-ву были присоединены ряд присырдарьинских городов (Туркестан, Ташкент, Сыгнак, Сузак, Сауран), т/т южного К-на, почти весь центральный К-н, Северное Приаралье. Хана Касыма называют «объединителем казахских земель». Число подданных хана Касыма достигло 1 млн. человек. Казахское ханство стало известно Европе, установились дипломатические отношения с московским гос-вом. При хане Касыме границы Казахского х-ва дошли до р. Урал, что вызвало беспокойство у крымских правителей. ТО, к середине XVl в. Казахское х-во включало большую часть исторической т/т казахских племён.

П/е смерти хана Касыма из-за междоусобиц х-во ослабло, но при Хак-Назаре (1538-1580) снова окрепло. В союзе с киргизами Хакк-Назар воевал против могул и ойратов, присоединил земли ногайцев, укрепил границы с Сибирским х-вом. Но ему не удалось восстановить прежнюю мощь х-ва, т.к: к границам приблизилась Россия, нападения джунгар, Юг подчинился хану Бараку.

При Таукель-хане (имя переводится как «упование», получил смертельное ранение под Бухарой), отправлено I посольство в Москву, присоединены земли калмыков (называл себя ханом казахов и калмыков)

В XVII в гос-во ослабло из-за:

  1. междоусобиц
  2. борьбы родовой знати
  3. распада на жузы
  4. борьба на юге 2х ханов Есима и Турсун-Мухаммеда

Процесс образования единого казахского этноса (народ) имел свои особенности: внутри зтноса сложились отдельные группы, известные под названием «жузы». «Жузы» - это крупные объединения родов и племён, которые занимали определённую часть территории Казахстана. Сложились 3 жуза: Старший, Средний, Младший. Причины образования жузов (XV –XVl в.в.) связаны с хозяйственными, географическими, территориальными, политико-культурными условиями Казахстана. Старший жуз, где крупными племенами были усуни, дулаты, жалаиры занимает территорию Семиречья, южного Казахстана. Средний жуз (племена кыпчаки, кайманы, аргыны) – северный, центральный восточный Казахстан. Младший жуз (алаш, адай, байбакты и др.) – западный Казахстан.

Во внешней политике особенно опасными были южные и восточные соседи. Бухарский хан, совершив поход на Туркестан в 1612г., разгромил города Туркестана (использовал вражду Есима и Турсуна). В противоборстве Есима и Турсуна Есим одержал верх. (Турсун погиб в 1627г.), но через год умер и сам Есим. С именем Есима связывают и создание уложений «Древняя дорога Есим-хана». После смерти Есима, Бухарский хан вновь овладел Ташкентом.

При хане Джангире Салкаме (Внушительный 1628-52гг.) в основном идет борьба с новым опасным противником Джунгарией. Известна битва в местности Орбулак, когда Джангир с 600 воинами одолел 50 тыс. джунгар (в 1644г.).

Хан Тауке (1680-1718) – один из самых известных ханов, последний хан независимого Казахского ханства. Является автором обычного казахского права «7 жаргы»:

Деление шло по двум признакам. 1 по социальному происхождению общество делилось на «ак-суйек» и «кара-суйек». К белой кости относились: потомки Чингисхана (султаны), кожа. Султаны: имели право на улус, возглавляли улусное войско, имели свой «Архар», право на сбор налогов, освобождались от налогов, но не от военной повинности. Существовала степная демократия, т.е. каждый имел право высказаться о претенденте на пост хана. У хана были обязанности и права: распоряжаться своей землей, охранять и обеспечивать безопасность всей страны, объявлять войну, заключать мир, издавать законы и т.д. К черной кости относились: от низов до родоначальников. В казахском существовали следующие формы эксплуатации: 1. совместный труд и найм в рамках общины бедняк выставляли одинаковое количество рабочей силы для выпаса, 2. сауна – принудительное наделение скотом зависимых индивидов – скрытая эксплуатация. Налоги: зякет (1/12 скота), харадж (1/10 – 1/5 урожая), согум, сыбага – подношение мясом, сауна – выпас молодняка за отработки, коналга – прием на постой войсковые части, чиновников, сборщиков налогов, 3. тагар – обеспечение провиантом войско, фуражом. В казахском обществе было и рабство. По имущественному положению делились по след. принципам: баи, кедеи. Постоянной армии не было также как и судебных органов. В это время приняты законы «Жеты Жаргы», их цель 1 на основе существующих законов обычного права казахов «Адата» и мусульманского закона «шариата» укрепить привилегии и власть феодалов, создать единое централизованное гос-во, в составлении законов принимали участие бии: Толе-бий, Казыбек-бий,… Законы действовали на территории 3х жузов до сер. 19 века. Они защищали:

1 разрешали кровную месть, кун (1 кочевник-1000 баранов)

2 жизнь и привилегии феодалов (1 феодал- 7000 баранов)

3 патриархальные пережитки в семье (калым, аменгерство, многоженство), (1 жен.=500 баранов)

4 суровое наказание воровства, кун в 12 раз больше

5 не защищали рабов, их жизнь = собаке или птице

6 особо строго наказывали изнасилование

законы способствовали закреплению классовых отношений в гос-ве и созданию единого гос-ва. Законы защищали ислам и запрещали другие культы Сын Джангира, Тауке продолжил борьбу против джунгар. В 80-х годах джугары захватили Чимкент, Сайрам. Тауке заключает союз с киргизами и каракалпаками против джунгар, и их натиск был сломлен.

При хане Аблае (1771-1781) гос-во стало единым, проводилась политика лавирования м-у Россией и Китаем. Был ханом 3х жузов, но Россия признавала только ханом Ср. жуза. Похоронен в Туркестане, подвиги Аблая воспел Бухар-жырау, преемником Аблая стал сын Уали (отец Ч. Валиханова).

Столица, религиозный центр – Туркестан.

I сведения в книге М. Хайдара «Тарих-и-Рашиди», в XIX в обстоятельный труд написал Левшин «История киргиз-кайсачьих орд и степей».

 

 

№16 Ист. предпосылки и этапы формирования каз. народности. Этноним «казах».Историю К-наможно разделить на 2 этапа: индоевропейсий и тюркский. Изучение проблемы образования казахской народности было начато русскими учёными с XVlll в. (Татищев, Рычков и др.). В XlX в. крупные исследования были предприняты Валихановым, Левшиным, Аристовым и др. В целом, исследователи придерживаются двух точек зрения: казахская народность образовалась на основе местных родов и племён, обитавших на т/т К-на с периода древности; казахская народность состоит в значительной степени из пришлых племён (алтайско - центрально - азиатского происхождения).

Истоки образования казахской народности (народность-общность людей, характеризующаяся общностью судьбы, т/т, хозяйственных связей, к-ры, этнического самосознания и т.д.) уходят корнями в глубокую древность. Уже со ll тысячелетия до н.э. на т/т К-на обитали племена андроновской культуры; с 1 тыс.- сакские племена, усуни, канглы, вырастает роль племён центрально-азиатского происхождения - гуннов. С Vl в. этнические процессы на т/т К-на испытывают воздействие тюркских племён. После распада Западно-Тюркского к-та (нач. Vlll в.), образуются такие крупные племенные и гос-венные объединения, как карлуки, огузы, караханиды, кимаки,кыпчаки. Самым крупным этнополитическим объединением на т/т К-на в домонгольский период были кыпчаки, контролировавшие большую часть казахстанского пространства. С Xlll в. в связи с монгольским нашествием, этнический состав населения Казахстана меняется. Монгольские завоевания способствовали не только новому смешению племён, но и задержали процессы образования казахской народности (истребление, изгнание, разобщение по родоплеменному принципу и т.д.). Но, в целом, монголы не изменили тюркский состав населения, напротив – сами были ассимилированы местными племенами. После распада монгольской империи и появления ряда новых гос-венных образований, в т.ч. и Казахского ханства (середина XV в.), этнические процессы на т/т К-на вступают в этап завершения образования казахской народности. Откочевавшие за Джанибеком и Киреем племена известны под именем «казахи». Казахское ханство, его укрепление и расширение способствовали объединению разрозненных племён в единую народность. В образовании казахской народности участвовали десятки племён, в разное время населявшие просторы казахской степи. Объединяющими факторами стали географические, биолого-социальные, хозяйственные, политические и многие другие.

О казахах русские знали как о храбром степном народе, противостоящим правителям Бухары, Сибирского ханства. Казахстан в это время превращается также в перевалочную базу для товаров, шедших с Востока в Россию и обратно. Русские караваны ходили и по Иртышу, сухопутные караваны шли с берегов Урала через пески Приаралья и Кызылкумов в Бухару. Торговые маршруты в Сибирь лежали через г. Туркестан по р. Сарысу, Ишим, Иртыш. Русские купцы снабжали казахов хлебом, тканями, одеждой, изделиями из железа, дерева, а среднеазиатские купцы везли шёлк, орудия, сухофрукты. После смерти Касыма начались междоусобицы, что ослабляло Казахское ханство и усиливало соседей. Но при хане Хак-Назаре казахи ведут успешную борьбу за свою независимость и представляют серьёзную угрозу для Ногайской Орды (между Яиком и Уралом) и для Сибирского ханства Кучума. В борьбе со своими противниками Хак-Назар стремился использовать дружеские связи с Россией.

Этногенез – процесс сложения новой этнической общностина базе различных этнич. компонентов, явл. началом этапаэтнич. истории любого этноса. Общая схема этногенеза Каз. народа: отдельные роды - племена - племенные союзы - народность – нация.

 

№17 Каз. жузы. Этнический состав.Процесс образования единого казахского этноса (народ) имел свои особенности: внутри зтноса сложились отдельные группы, известные под названием «жузы». «Жузы» - это крупные объединения родов и племён, которые занимали определённую часть территории Казахстана. Сложились 3 жуза: Старший, Средний, Младший. Причины образования жузов (XV –XVl в.в.) связаны с хозяйственными, географическими, территориальными, политико-культурными условиями Казахстана. Старший жуз, где крупными племенами были уйсуни, дулаты, жалаиры занимает территорию Семиречья, южного Казахстана. Средний жуз (племена кыпчаки, кайманы, аргыны) – северный, центральный восточный Казахстан. Младший жуз (алаш, адай, байбакты и др.) – западный Казахстан. Наименование этноса «казахи» появилось в XV –XVl в.в. По поводу происхождения названия «казах» существуют различные взгляды, но большинство полагают, что оно означает «бездомный», «свободный», «воин» и т.д. Для формирования народов необходимо единство и длительное общение, в процессе которого формируется общий язык, общий быт. Одним из основных факторов объединяющих народы. Является хозяйственная деятельность.В процессе этногенеза ученые выделяют несколько этапов: 1) Дотюрксий 2 тыс. до н.э.-3в до н.э. –андроновцы, саки, усуни, канглы (род, община, племя, племенной союз, раннее госво), европиоиды, индоиранский, восточный язык, полиэтнический состав. 2) тюрксий 3 в. до н.э. –н. 13 в.н.э. – карлуки, тюргеши, ягма, кимаки, кыпчаки, огузы. (каганаты, карлук. Центр (юг семир., кыпчак.-огуз основа Ц.К.), монголоидная, моноэтнический. 3)

Монгольский 13-н 15ввв. +найманы, кереиты, жалайиры (з.к., а.к., н.о, узб.,ханство, моголистан), монголоидная, разные в основном кыпчакский язык, полиэтнический, 4) формирование народности 15-16вв. все народы проживавшие на территории каз-на (карлуки , кыпчаки) монголоидная раса, формируется свой язык, полиэтнический внутри каждого народа моноэтнический.

№18 Полит. и соц. реформы Тауке-хана. З-ны «Жеты – Жаргы»В 17 веке ханство распадается и только при хане Тауке (1680-1718гг) гос-во стало вновь единым и сильным. Одной из главных форм организации общества был улус. Улус имел свою т/т, которую наз-ют юрт. Каждый улус насчитывал в среднем 10 тыс. семей – «кибиток». Административно – территориальное деление: хан (казахское ханство) – младщий хан (жуз) – би (арыс) – родоначальный би – аксакал – глава. Казахское общество не было социально – однородным. Деление шло по двум признакам. 1 по социальному происхождению общество делилось на «ак-суйек» и «кара-суйек». К белой кости относились: потомки Чингисхана (султаны), кожа. Султаны: имели право на улус, возглавляли улусное войско, имели свой «Архар», право на сбор налогов, освобождались от налогов, но не от военной повинности. Существовала степная демократия, т.е. каждый имел право высказаться о претенденте на пост хана. У хана были обязанности и права: распоряжаться своей землей, охранять и обеспечивать безопасность всей страны, объявлять войну, заключать мир, издавать законы и т.д. К черной кости относились: от низов до родоначальников. В казахском существовали следующие формы эксплуатации: 1. совместный труд и найм в рамках общины бедняк выставляли одинаковое количество рабочей силы для выпаса, 2. сауна – принудительное наделение скотом зависимых индивидов – скрытая эксплуатация. Налоги: зякет (1/12 скота), харадж (1/10 – 1/5 урожая), согум, сыбага – подношение мясом, сауна – выпас молодняка за отработки, коналга – прием на постой войсковые части, чиновников, сборщиков налогов, 3. тагар – обеспечение провиантом войско, фуражом. В казахском обществе было и рабство. По имущественному положению делились по след. принципам: баи, кедеи. Постоянной армии не было также как и судебных органов. В это время приняты законы «Жеты Жаргы», их цель 1 на основе существующих законов обычного права казахов «Адата» и мусульманского закона «шариата» укрепить привилегии и власть феодалов, создать единое централизованное гос-во, в составлении законов принимали участие бии: Толе-бий, Казыбек-бий,… Законы действовали на территории 3х жузов до сер. 19 века. Они защищали:

1 разрешали кровную месть, кун (1 кочевник-1000 баранов)

2 жизнь и привилегии феодалов (1 феодал- 7000 баранов)

3 патриархальные пережитки в семье (калым, аменгерство, многоженство), (1 жен.=500 баранов)

4 суровое наказание воровства, кун в 12 раз больше

5 не защищали рабов, их жизнь = собаке или птице

6 особо строго наказывали изнасилование

законы способствовали закреплению классовых отношений в гос-ве и созданию единого гос-ва. Законы защищали ислам и запрещали другие культы