Нормы употребления прилагательных

Нормы употребления существительных

Задание 1. Употребите данные словосочетания в единственном числе. Если есть вариант родовой принадлежности, укажите его.

Старинные банкноты, новые расценки, спелые яблоки, кожаные туфли, широкие проруби, лесные просеки, спелые помидоры, молодые жирафы, черные ботинки, резные ставни, белые манжеты, войлочные тапки, старые боты, красивые босоножки, черные клавиши, железнодорожные рельсы, светлые залы, маленькие плаксы, большие неряхи.

Задание 2.В приведенных ниже примерах выделите индивидуальные авторские новообразования существительных женского рода. Удачны ли они, на ваш взгляд, по стилистической выразительности?

1.Все от загара медные,

сквозь астры и георгины

идут медички

и

медики,

географы,

географини.

Е. Евтушенко.

2. Местная адвокатесса стала народным депутатом в словесной перепалке с партийными органами (из журнала "Новое время").

3. "Нет, адвокатом я не буду, – говорит госпожа депутатша…– Скорей всего займусь преподавательской деятельностью." Славное намерение. Она научит (из журнала "Новое время").

Задание 3.Сгруппируйте существительные: А – существительные, имеющие форму только множественного числа; Б – существительные, имеющие форму только единственного числа.

Беспорядок, бумага, брюки, вода, вино, гантели, договоренность, знание, закат, качели, инициатива, лекарство, масло, мороз, ножницы, опыт, очки, радость, сливки, соль, снег, сонет, сталь, температура, подмостки, полотно, цвета, яблони.

Задание 4.Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Выделите существительные, имеющие варианты, отметьте стилистические различия между ними.

А. Амперы, граммы, ватты, микроны, километры, джоуль, рентген, кулон, ампер-час, грамм-молекула, вольт, баррель, герц, парсек, мегапаскаль.

Б. Ботинки, сапоги, валенки, носки, туфли, чулки.

Баклажаны, мандарины, апельсины, помидоры, томаты, яблоки.

В. Башкиры, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, узбеки, якуты,

цыгане, англичане, северяне, южане.

Г. Комментарий, поместье, свадьба, свеча, блюдце, вафля, доля, дядя,

полотенце, сомнение, рельс, сплетня, ухо, будни, дрязги, нападки,

сумерки, ясли.

Задание 5.Образуйте формы кратких прилагательных в тех случаях, когда это возможно. Укажите на различия между полной и краткой формами (семантические, стилистические, синтаксические).

Больной вопрос, больной ребенок, строгий спрос, горький урок, ломкий материал, прыткий человек, кофейный плащ, знойный день, прямой ответ, прямой угол, фальшивый документ, фальшивый тон, черный день, черный кот, пустынный остров, деловой подход, размеренный ход, необыкновенный успех, безукоризненный ответ, посредственный ученик, старинный приятель, безнравственный поступок, откровенный разговор, отсталый взгляд, старший брат, почтенный человек, светлый вечер.

Задание 6.Сравните значения полных и кратких прилагательных. Одинаковы ли они? Если нет, то в чем их отличия?

1. Продают платья короткие и длинные. – Это платье коротко для тебя.

2. Руки у него короткие. – У него руки коротки.

3. Мальчик веселый и живой. – Мальчик жив.

4. Хорошее настроение. – Парень хорош собой.

5. Человек глухой от рождения. – Он глух к моим просьбам. – Перед ним глухая стена.

Задание 7.Отличаются ли по значению следующие словосочетания? Чем?

Любовь матери – материнская любовь; помощь брата – братская помощь;

совет друга – дружеский совет; ловкость кошки – кошачья ловкость;

преданность собаки – собачья преданность; лодка рыбака – рыбачья лодка;

платье старухи – старушечье платье.