Темы для самостоятельной исследовательской работы

Темы для рефератов

Т е м а 4. Развитие способностей.

Т е м а3. Природа человеческих способностей.

Т е м а 2. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Т е м а 1. Понятиео способностях.

1. Определение способностей.

2. Виды способностей у человека.

3. Связь способностей с успешностью выполнения деятельности.

4. Взаимодействие и взаимохомленсация способностей.

5. Понятие об одаренности.

1.Общее представление о задатках.

2. Задатки как природные предпосылки к развитию способностей.

3. Задатки как сформированные способности более низкого уровня, необходимые для развития более сложных способностей.

4. Неоднозначность взаимосвязей способностей и задатков.

5. Природа индивидуальных психологических различий людей в способностях.

6. Свойства нервной системы человека и развитие способностей.

7. Межполовые индивидуальные различия в способностях.

1. Задатки и развитие социальных способностей.

2. Условия и предпосылки формирования человеческих способностей.

3. Понятие функционального органа как анатомо-физиологической основы человеческих способностей.

1.Начальный этап развития способностей.

2. Условия раннего проявления способностей у детей.

3. Факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей.

4. Психологические требования к деятельности, формирующей способности человека.

5. Компенсация развития одних способностей другими.

1.Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.

2. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

3. Особенности высших человеческих способностей.

4. Развитие способностей у человека.

1. Способности и задатки: что выступает в качестве задатков к развитию человеческих способностей?

2. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.

3. Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.

4. Условия ускоренного развития человеческих способностей.


 

ЛИТЕРАТУРА I

Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 82—88.

Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. — М., 1968. (Теория способностей: 72—96.)

Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1984. (Понятия способности и одаренности: 3—12. Индивидуальные различия в способностях: 54—59. Прогнозирование развития способностей: 5968.)

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. (Возрастное развитие способностей: 129220. Способности и личность: 221—278.)

Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. — М., 1989. (Что такое одаренность: 107—110. Интеллект и развитие способностей: 110—135. Воспитание способностей: 147—153.)

Одаренные дети. — М., 1991. (Понятие одаренности: 15—42. Психологическая характеристика одаренных детей, их сильные и слабые стороны: 43—67, 153—157.)

Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Способности: 122—147.)

Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. — Т. I. — М., 1985. (Способности и одаренность: 15—41.)

II

Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М., 1973. (Биологическое и социальное в способностях: 37—65. Формирование способностей: 66—95.)

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Способности: 234—256.)

Крутецкий В.А. Психология математических способностей. — М., 1968. (Математические способности: 10—72. Структура математических способностей школьников: 201—400.)

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985. (Определение способностей: 5—9.)

Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1969. (Характер и способности: 69—86.)