Темы для самостоятельной исследовательской работы

Темы для рефератов

Т ем а 6. Проблема устойчивости личности.

Т е м а3. Современные теории личности.

Те м а 2. История исследований личности.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Те м а 1. Общее представление о личности.

1. Понятие о личности.

2. Определения личности.

3. Индивид, индивидуальность, личность: соотношение объема и содержания данных понятий.

4. Структура личности.

1.Три основных периода в научном изучении личности.

2. Философско-литературный подход к личности.

3. Клинический период изучения личности.

4. Начало и развитие экспериментальной психологии личности.

1. Классификация современных теорий личности.

2. Психодинамические теории личности.


3. Социодинамические теории личности.

4. Гуманистическая теория личности.

5. Новейшие тенденции в теоретической разработке проблем личности.

Т е м а 4. Формированиеи развитие личности.

1. Подходы к решению проблемы развития личности в русле ее различных теорий.

2. Этапы развития личности по теории Э.Эриксона.

1. Общее представление об устойчивости личности.

2. Жизненное значение феноменов устойчивости и изменчивости личности.

3. Устойчивость и изменчивость отдельных личностных свойств.

4. Проблема возрастной устойчивости и изменчивости личности.

5. Аргументы за и против утверждений об устойчивости личности.

1. Сравнительный анализ и синтез различных определений личности.

2. Классификация и содержание новейших теорий личности.

3. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

4. Проблема устойчивости личности.

1. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.

2. История и современные теории личности: преемственность позиций и новизна в постановке вопросов.

3. Проблема нормы и патологии в развитии личности.

4. Культурно-исторический подход к изучению личности.

ЛИТЕРАТУРА

I

Берне Р.В. Я-концепция и воспитание. — М., 1986. (Что такое Я-концепция: 30—66.)

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. (Личность в психологии: 39—123. Теория З.Фрейда и психоанализ: 54—91. Гуманистическая психология личности: 91—104. Социализация личности: 108—113.)

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Деятельность и личность: 159—189. Мотивы, эмоции и личность: 206—230.)


 

ЛеонтьевА.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. 1. — М., 1983. (Начало личности — поступок: 381—384.)

МерлинB.C. Личность как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988. (Предмет психологического исследования личности: 5—19. Свойства личности: 19—41.)

Мерлин B.C.Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Личность: 58—81.)

Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. (Факторный анализ личности (Р.Мейли): 84100. Классификация личностей (А.Ф.Лазурский): 179—198. Психологические типы (К.Юнг): 199-218.)

Психология личности. Тексты. — М., 1982. (Что такое личность (Э.В.Ильенков): 11—19. Некоторые черты психологической структуры личности (Б.Т.Ананьев): 39—41. Основные идеальные типы индивидуальности (Э.Шпрангер): 55—60. Самоактуализация (А.Маслоу): 108—117. Различные аспекты Я (Р.Мейли): 132—141. Черты личности (Р. Мейли): 142—149.)

РаншбургЙ., ПопперП. Секреты личности. — М., 1983. (Социальное обучение и развитие личности: 85—100. Формирование и развитие морали: 100—110.)

РейнвальдН.И. Психология личности. — М., 1987. (Система свойств и структура личности: 75—108, 111—145. Психологические отношения и установки личности: 4257. Понятие личности: 108—110. Проблема типологии личностей: 146—155.)

Фрейд3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1991. (Ошибочные действия: 7—48. Сновидения: 50—152. Общая теория неврозов: 154—297. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека: 418—438.)

Фрейд 3.Психология бессознательного. — М., 1989. (О психоанализе: 346—381. Я и Оно: 425—439.)

Фресс П., Пиаже Ж.Экспериментальная психология. — Вып. IV. — М., 1975. (Структура личности: 196—283.)

Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И.Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. («Персонологи-ческое» направление: 279—286.)

II

Абульханова-СлавскаяК.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980. (Развитие личности: 113—185, 210—259.)

Андреева Г.М.Социальная психология. — М., 1988. (личность в социальной психологии: 317—331.)


 

Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990. (Проблема личности в науке: 7—172. Свойства человека как личности: 173— 256. Развитие личности: 257—306. Индивидуальность человека как личности: 307—363.)

Бассии Ф.В. Проблема бессознательного. О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. — М., 1968. (Теория Фрейда: 67-97.)

Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. — М., 1977. (Развитие личности: 1—5.)

Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988. (Биологическое начало и личность: 74—80.)

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Личность и ее формирование: 281—310.)

Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987. (Эмоции и личность: 22-25, 37-48, 79-116.)

Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. — М., 1982. (Теория З.Фрейда: 6—12. Теория К.Юнга: 12—13. Теория ААдлера: 14—18. Теория К.Хорни: 18—21. Теория Г.Салливена: 21— 26. Теория Э.Фромма: 2630. Теория Э.Эриксона: 30—34. Теория фрустрации: 35—37. Гуманистическая теория личности: 37—57. Теория ролей: 57—63. Экзистенциальная теория личности: 63—70. «Понимающая» психология: 7182. Теория личности во французской социологической школе: 83—97.)

История зарубежной психологии. 30—60-е годы XX века. Тексты. — М., 1986. (К науке о личности (К.Роджерс): 200—231.)

Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. — 1987. — № 4. — С. 126—137.

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. (Способности и личность: 221—278.)

Лук А.Н. Эмоции и личность. — М., 1982. (Психологическая зрелость личности: 6—13.)

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М., 1985. (Черты и типы личности: 103—136.)

Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988. (Методы психологического исследования личности: 41—56.)

Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. — М., 1964. (Темперамент и отношения личности: 184—223.)

Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. — М., 1981. (Личность. Теория: 23— 33. Периодизация развития личности: 55—67.)


 

МуздыбаевК. Психология ответственности. — Л., 1983. (Понятие ответственности. Ответственность как свойство личности: 5— 43. Формирование и развитие ответственности личности: 89—118.)

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. (Проблема личности и советская психология: 68—80.)

Психология формирования и развития личности. — М., 1981. (Психологическая теория строения и развития личности: 45—66. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности: 87—105. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности: 257—283. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения: 320—337.)

Робер М.-А., Тильман Ф.Психология индивида и группы. — М., 1988. (Типология личностей: 152—161.)

РубинштейнСЛ. Основы общей психологии: В2 т. — Т. II.— М., 1989. (Направленность личности. Установки и тенденции. Потребности. Интересы: 103122. Самосознание личности и ее жизненный путь: 236—249.)

Соколова ЕЛ".Проективные методы исследования личности. — М., 1980. (Защитные механизмы личности: 30—34.)

Фельдштейн Д.И.Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989. (Психологические проблемы развития личности: 971. Деятельность и развитие личности: 72125.)

Фридман Л.М., Волков К.Н.Психологическая наука — учителю. — М., 1985. (О понятии личности: 7—42.)