Италия.

XVIII в называют веком Просвещения, Галантным веком. Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравномерно. В лишенной национального единства Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции прослеживается эволюция от рококо (с 1720 г.) к искусству программно-гражданского характера. В искусстве, и особенно в литературе Англии уже зарождаются характерные черты реализма развитого буржуазного общества. Молодой Гойя в Испании всем своим творчеством подготовил романтизм нового столетия. В искусстве XVIII в. проявляется в собственном смысле частное явление, единичный человек, обособленный угол природы, но, как правило, они выступают в соединении с миром фантазии, в театральной игре, на сценических подмостках. Лишь XIX в. осмелился вывести частное, единичное, обособленное как значительное само по себе, не нуждающееся в контурах.

Искусство XVIII века. Рококо (рокайль, стиль Людовика XV).

Искусство XVIII века. Рококо.

Мощную пространственную динамику, пластическую игру форм барокко сменяет стиль, который как бы переводит криволинейное построение барокко в новый регистр. Оставляя без внимания фасады, рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры, достигая в этом виртуозности, изящества, блеска, но полностью утрачивая барочную монументальность, основательность и силу. Рококо – первый безордерный стиль. Рококо не имеет своей позитивной философии и сфера его действия ограничена. Наибольшее развитие стиль достиг в области прикладного искусства. В других сферах он проявляется сильнее всего там, где художнику приходится решать прежде всего декоративно-оформительские задачи: в архитектуре – не в конструкции здания, а в планировке и оформлении интерьера; в живописи – не в станковой картине, а в декоративных панно и росписях.

 

Барокко Патетичность, грандиозность, внушительность; Мощное движение тяжелых масс; Торжественные мистерии, высо-копарные оды; Бытовые жанры считаются нисшими. Рококо Облегченность, воздушность, несерьезность; Исчезает ощущение весомости; Беззаботные празднества, шутка;   Частое обращение к бытовым жанрам, но трактовка их несерьезная.

 

Искусство рококо – улыбающееся, меланхолическое искусство. Для него характерна вычурная с инкрустацией мебель в интерьерах, декоративные панно, зеркала, дробные формы, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях. Ассиметричные композиции создают ощущение беспокойства – игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Сюжеты картин и росписей – любовные, эротические. Героини картин – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои туалеты и триумфы. Это “пастушеские сценки”, “галантные празднества”. В это время появляется интерес к тонким, интимным переживаниям, это шаг к сентиментализму.

Для стиля рококо не характерно использования ордера в декоре. При этом интерьеры декорируются панно, зеркалами. Плафонные розетки украшаются орнаментом (мотивы акантового листа, раковины, морской волны, трельяжной сетки). Иногда в орнаменте используются китайские мотивы. Конструктивная логика, четкое соотношение несущих и несомых частей, говорившее о строгих законах бытия, о героике долга, уступило место прихотливым плетениям орнамента, маскирующим истинные размеры и конфигурацию интерьера, границы стен и потолка. Небольшие комнаты, сохраняя уютность, не кажутся тесными, поскольку архитектура и живопись содают своего рода играющее пространство, пределы которого не ощутимы. Оно тает в зеркалах, огромных окнах и панно, многократно отражается, преломляется в живописных изображениях. Орнамент образует как бы сквозную форму, обволакивая карнизы, зеркала и окна, разделяя и одновременно соединяя реальное и воображаемое пространство. С этим связан и излюбленный колористический эффект: цвет декоративен, он лежит на плоскости холста или стены, украшает ее, одновременно обозначает бесконечную, неопределенную глубину, туманную даль. Колористическоя гамма состоит из забеленных, приглушенных тонов: жемчужно-серого (гри де перль), голубоватого (перванш), цвета крабового мяса (сомон), бледно-охристого (беж) и других. Новый стиль стал стилем небогатых домов.

В XVIII в. особое развитие получил театр. Ощущение мимолетности, призрачности жизни овладевает человеком.

Частная жизнь, интимные чувства, человеческие эмоции противопоставляются холодной официальности, фальшивой торжественности. В Англии возникает синтетический тип портрета взявший от парадных портретов выражение общественной ценности человека, а от интимных – интерес к его индивидуальному бытию.

В пейзажной живописи получает развитие “пейзаж настроения”, игравший значительную роль у Ватто, а затем у Гейнсборо и Гварди.

Развитие классицизма связано с именем немецкого эстетика Иоганна Иоахима Вингельмана. Статья «Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре» 1755 г. подняла на уровень программы классические тенденции. Появились понятия «строгого вкуса», «вкуса к идеальному». Вингельман в это время написал первый учебник по истории искусств «История искусств древности». Он содействовал эволюционному движению в направлении осознания явлений искусства.

Классицизм XVIII в. воспринимается как «облегченный» классицизм предшествующего столетия. В нем больше археологической точности, чем в пердшественнике, больше изящества, выдумки, разнообразия. Но также чувствуется недостаток весомости и силы. Классицизм XVIII в. отбрасывает античные классические нормы.

Зодчество Германии XVIII в. развивается в рамках классицизма. Бранденбурнские ворота (1781-1791) архитектора К. Лангансена напоминают Пропилеи Афинского Акрополя.

В сфере внимания находятся страны: Италия, Франция, Англия, Испания.

 

Венеция XVIII в. являлась центром музыкальной и театральной жизни Европы, книгопечатания, стеклоделия. Она славилась празднествами, маскарадами. Спрос на декоративные росписи дворцов вызвал развитие монументально-декоративной живописи, продолжавшей традиции барочного искусства.

Джовани Батиста Тьеполо (1696-1770) – последний представитель барокко в Европе. Ему свойственны огромное декоративное дарование и высокая колористическая культура («Королева Зенобия, обращающаяся к солдатам», «Встреча Клеопатры с Антонием»). Тьеполо – «Веронезе XVIII в.». Он являлся президентом Академии художеств. Слава о нем распространилась повсюду, мастер работал в Испании, Германии. Тьеполо писал громадные фрески, роскошные декоративные панно, алтарные образы, был виртуозом рисунка и офорта. Он смело объединял реальное пространство архитектуры с иллюзорным пространством живописи.

Его собратья по искусству писали небольшие картины – легкие бытовые сцены, портреты. Ведуты – городские пейзажи – пишут Каналетто, Гварди («Венецианский дворик», «Мостик у моря»). Гварди также пишет поэтические пейзажи настроения, галантные празднества, балы и концерты. Некоторые исследователи утверждают, что Тьеполо, Гварди, Каналетто развивали итальянский вариант рококо.