Балльный метод оценки конкурентоспособности.
факторы конкурентоспособности | оценка важности (OZ) | ранг предпочтения (Pi) |
![]() | |
предприятие | конкуренты | |||
продукт (место расположение, материально-техническое оснащение, уникальность турпродукта, программа поездки). | ||||
цена(форма оплаты). | ||||
сбыт(каналы сбыта, доля рынка, занимаемая предприятием). | ||||
продвижение(реклама). |
Оценка важности(OZ) – это абсолютный показатель, характеризующий значимость фактора конкурентоспособности при выборе потребителем турпродукта. Оценка проводится по 5-ти балльной шкале.
Ранг предпочтения (Pi) – относительный показатель, характеризующий, на сколько важна для турагентов i-тая характеристика по отношению ко всем остальным характеристикам.
Степень воплощения (OB) – характеризует, на сколько потребитель удовлетворен данной туристической услугой. Насколько услуга приближена к эталону (по 5-ти бальной шкале).
Оценка показателей проводится экспертами на основании фактических данных.
После заполнения таблицы, рассчитывается уровень конкурентоспособности:
K= (/
)*100%
n- количество факторов.
85% и выше - доминирующий уровень конкурентоспосбности.
70% - 84% -удовлетворительный уровень конкурентоспособности, отдельные характеристики требуют совершенствования. Первоочередность выбора характеристик, подлежащих совершенствованию, определяется по рангу предпочтений.
Ниже 69% - неудовлетворительный уровень. Высокая степень настоятельности в совершенствовании. Рассчитанный показатель конкурентоспособности влияет на установление цены продаж турпродукта.
4 этап: Испытание турпродукта.Стадия жизненного цикла – внедрения (2 стадия) товара на рынок. На этом этапе продукт тестируется, надо найти ответы на вопросы: правильно ли упакован и маркирован продукт; понравился ли новый продукт потребителю; оправданы ли затраты предприятия на развитие производственных мощностей; правильно ли выбраны рекламные средства.
Тестирование должно выявить все сильные и слабые стороны нового продукта и помочь принять окончательное решение о его судьбе на рынке.
Тестирование обычно приводит к одному из следующих результатов:
- данные тестирования полностью совпадают с ожиданиями специалистов по маркетингу. В этом случае руководствуются разработанным планом маркетинга.
- результаты тестирования оказываются неудовлетворительными. Тогда возможны четыре варианта решений: 1)отнестись с достаточным оптимизмом к результатам тестирования и приступить к крупномасштабной коммерческой реализации проекта; 2) организовать тестирование на другом рынке; 3) определить причины частичной неудачи и внести необходимые изменения в продукт или другие элементы комплекса маркетинга; 4) полностью отказаться от данного продукта.
Запасные варианты действий в случае неуспеха – изменить имидж, торговую марку продукта, упаковка, реклама.
Проводятся анкетные опросы потребителя, определяется степень удовлетворения продуктом туриста, выявляется индивидуальное восприятие продукта туристом в процессе принятия решения о покупке.