Ключевые слова

Психологическая адаптация в семейной жизни. Несовместимость характеров супругов. Система внутрисемейных проблем. Главные и второстепенные проблемы в семейной жизни. Умение слушать. Оппонент. Компромисс. Уровень интеллектуального развития. Черты характера, релевантные (имеющие отношение к) общению.

Межличностные проблемы. Двусторонние семейные конфликты. Односторонние семейные конфликты. Патриархальный внутрисемейный конфликт. Внутриполовая солидарность в семье. Межполовая солидарность в семье. Ревностные внутрисемейные отношения. Конфликт-разногласие родителей в оценке поведения сына в его собственной семье. Катализатор внутрисемейного конфликта. Конфликт типа «свекровь – невестка». Конфликт типа «теща – зять». Межсемейный конфликт родственников.

 

ГЛАВА XVI РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

Контрольные вопросы

1. Каковы основные проблемы, которые возникают во взаимоотношениях между родителями и детьми и могут быть успешно решены в процессе проведения психологического консультирования?

2. В чем состоит проблема психологического кризиса трехлетнего возраста и как ее практически решать?

3. Каковы основные причины не вполне умеренной активности и аномальной пассивности ребенка дошкольного возраста в деятельности и в общении с людьми?

4. Что по этому поводу психолог-консультант может посоветовать родителям ребенка?

5. Почему в одной и той же семье между детьми могут возникать неблагополучные личные взаимоотношения?

6. Как нормализовать эти взаимоотношения?

7. В чем заключаются вероятные причины разногласий, имеющихся между родителями относительно методов обучения и воспитания в семье детей дошкольного возраста ?

8. Как эти разногласия устранить?

9. По какому плану желательно проводить психологическое консультирование в случае разногласий родителей по вопросам обучения и воспитания детей?

10. Почему дети шести-семилетнего возраста не всегда бывают полностью психологически готовыми к началу обучения в школе?

11. В чем может проявляться психологическая неподготовленность детей к обучению в школе?

12. Какие конкретные вопросы необходимо ставить перед ребенком для того, чтобы уточнить, почему он не желает учиться в школе?

13. Каким образом практически обеспечивается достаточно полная готовность ребенка к обучению в школе?

14. Что представляют собой так называемые аномалии в психологии и поведении ребенка?

15. Каковы психологические особенности родителей, которые чаще всего обращаются в психологическую консультацию по вопросу об аномалиях в психологии и поведении их детей?

16. Как определить эти аномалии и практически устранить их?

17. Как организовать и провести психологическое консультирование в том случав, если родители ребенка желают как можно раньше приступить к его обучению?

18. Что родителям ребенка необходимо знать и учитывать для того, чтобы задатки ребенка были своевременно выявлены и его способности начали развиваться как можно раньше?

19. Каковы основные причины не вполне удовлетворительного начала обучения ребенка в школе?

20. Как выявить и практически устранить эти причины?

21. По каким причинам у детей-первоклассников могут складываться плохие взаимоотношения со сверстниками?

22. Как эти взаимоотношения можно практически улучшить?

23. Что называется психологической нестандартностью ребенка?

24. Какие рекомендации можно дать родителям и учителям по обучению и воспитанию нестандартного ребенка?

25. Чем чаще всего вызываются конфликты между родителями и детьми-подростками?

26. Каковы основные способы предупреждения и устранения подобных конфликтов?

27. В чем практически выражается неадекватное социальное поведение подростков?

28. Что нужно сделать, чтобы поведение ребенка соответствовало социальным нормам и правилам?

29. Каковы главные причины нежелания подростка откровенно общаться со своими родителями и с другими взрослыми людьми?

30. Как сделать так, чтобы, общение подростков со взрослыми стало более открытым и доверительным?

31. Как устранить несоответствие между представлениями подростков и родителей о предпочтительности тех или иных профессий?

32. Почему между детьми-старшеклассниками и их родителями иногда устанавливаются не вполне нормальные личные взаимоотношения?

33. Как проводить психологическое консультирование на эту тему и улучшить взаимоотношения между родителями и старшеклассниками?

34. Что можно рекомендовать родителям в том случае, если они не вполне довольны друзьями своих детей-старшеклассников ?

35. Каковы основные виды конфликтов, возникающих между родителями и взрослыми детьми в разведенных или вновь образованных семьях?

36. В чем состоят основные причины таких конфликтов?

37. Каким образом можно предупредить или устранить конфликт между взрослым ребенком и его родителями – неродными матерью или отцом?