Ключевые слова
Упражнения
1. Проанализируйте собственный жизненный опыт и определите, были ли в нем какие-либо неудачи, связанные с эмоциональной саморегуляцией. Если они были, то постарайтесь установить их причины.
2. В том случае если профессия психолога не первая для вашей профессиональной карьеры, определите, почему в начале вашей профессиональной карьеры вы потерпели частичную или полную неудачу в выборе профессии.
3. Если в вашей деловой жизни уже были моменты, связанные со снижением работоспособности, то проанализируйте их, выясните их причины, определите для себя действенные способы повышения работоспособности.
4. У вас, как и у большинства других людей, были, наверное, в жизни такие моменты, когда вы проигрывали соревнование с другими людьми. Установите, почему это происходило, выясните и проанализируйте причины соответствующих неудач.
Практические задания
1. Проведите психологическое консультирование кого-либо из людей, выбранного в качестве клиента, по поводу неудач в эмоциональной саморегуляции. Дайте данному человеку практические советы по устранению подобных неудач в будущем, научите его регулировать свои эмоции в деловых отношениях.
2. Выберите кого-либо в качестве потенциального клиента (желательно – из числа старших школьников). Это должен быть человек, которому предстоит определить для себя профессию, условия и место будущей работы. Проведите с ним полное психологическое консультирование на соответствующую тему. Предложите ему практические рекомендации по решению его проблемы.
3. Возьмите в качестве клиента кого-либо из людей, кто не вполне удовлетворен своим продвижением по службе. Проведите с ним психологическую консультацию. Предложите ему практические рекомендации по решению его проблемы.
4. Проконсультируйте какого-либо взрослого человека, жалующегося на снижение работоспособности. Выясните причины снижения работоспособности и предложите этому человеку рекомендации по повышению его работоспособности.
Эмоциональная саморегуляция. Конфликт мотивов. Мотиваци-онные тенденции. Слабость воли человека. Конкурирующие черты характера. Эмоциональная возбудимость.
Неудачи в сохранении работоспособности. Физиологические причины снижения работоспособности. Психологические причины снижения работоспособности.
Неудачи в соревновании (конкуренции) с людьми. Конкурентное (соревновательное) поведение человека.
ГЛАВА XIV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Контрольные вопросы
1. Каким образом могут быть связаны между собой личностные и межличностные проблемы у одного и того же человека?
2. Каковы, основные межличностные проблемы, по поводу которых клиенты обычно обращаются за помощью в психологическую консультацию?
3. Каковы возможные причины трудностей, возникающих в сфере межличностных отношений людей?
4. В чем состоит специфика взаимоотношений людей разного возраста?
5. В чем проявляется и как практически решается проблема отсутствия между людьми взаимных симпатий?
6. Что и как следует учитывать психологу-консультанту, проводящему психологическое консультирование по вопросу отсутствия взаимных симпатий между людьми?
7. Как осуществлять психодиагностику, связанную с отсутствием взаимных симпатий между людьми?
8. Какие рекомендации психолог-консультант может дать клиенту, жалующемуся на отсутствие между ним и другими людьми взаимных симпатий?
9. Каковы типичные случаи и основные причины возникновения антипатий между людьми?
10. Как должен практически действовать психолог-консультант в каждом конкретном случае антипатии?
11. Что означает неспособность клиента быть самим собой?
12. В чем проявляется эта проблема в психологии и поведении клиента?
13. По каким признакам можно судить о существовании у него данной проблемы?
14. Какие действия следует предпринять психологу-консультанту в связи с неспособностью клиента быть самим собой?
15. Каковы основные этапы практической работы психолога-консультанта с клиентом, жалующимся на неспособность быть самим собой?
16. Что может практически рекомендовать психолог-консультант клиенту, чья проблема состоит в неспособности быть самим собой?
17. Каковы типичные проблемы, которые возникают у клиентов в области деловых взаимоотношений?
18. В чем конкретно эти проблемы проявляются?
19. Что может сделать психолог-консультант для клиента в том случае, если у клиента обнаружатся проблемы, касающиеся сферы его деловых взаимоотношений с людьми?
20. Как проявляется и каким образом объясняется неспособность человека быть хорошим лидером (руководителем) для людей?
21. Каковы типичные случаи и способы психодиагностики проблем, касающихся неспособности человека быть лидером среди людей?
22. Что может рекомендовать психолог-консультант клиенту в каждом отдельном случае, связанном с неспособностью быть хорошим лидером (руководителем) для людей?
23. В чем проявляется и как практически решается проблема неумения клиента подчиняться другим людям?
24. Каковы типичные случаи возникновения проблем, связанных с неспособностью клиента предупреждать возникновение и разрешать уже возникшие межличностные конфликты?
25. Какие общие и специальные рекомендации психолог-консультант мог бы предложить клиенту, у которого имеется проблема неспособности предупреждать и разрешать межличностные конфликты?