Тесты коммуникативных способностей

Ключевые слова

Упражнения

1. Вспомните психологические тесты, при помощи которых можно оценивать у детей разного возраста, начиная от старшего дошкольного и кончая подростковым, уровень развития когнитивных процессов восприятия, внимания, воображения, речи и общих интеллектуальных способностей.

2. Припомните основные психологические тесты, при помощи которых можно охарактеризовать развитость памяти клиента.

Практическое задание

1. Оцените уровень развития памяти у кого-либо из клиентов, воспользовавшись для этого рекомендациями и методиками, на которые имеются ссылки в данной главе.

Общие способности. Общий уровень интеллектуального развития. Когнитивные процессы. Зона потенциального интеллектуального развития.

Мнемические проблемы. Методики изучения кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти. Методики психодиагностики динамики процесса запоминания.

ГЛАВА IX ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО И КОММУНИКАТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

Контрольные вопросы

1. С помощью каких тестов можно оценить уровень развития коммуникативных способностей у детей и у взрослых людей?

2. Какие методики позволяют оценивать уровень развития организаторских способностей?

3. Что представляют собой психологические тесты, посредством которых оцениваются специальные способности у клиента?

4. Как диагностировать темперамент?

5. Как практически оценивать характер клиента ?

6. Каким образом диагностируются такие черты характера, как тревожность, агрессивность, зависимость, ответственность, стремление к достижению успехов и избежанию неудач ?

7. Что представляют собой методики, предназначенные для оценивания у клиента психологических качеств лидера?

8. Каким образом оцениваются акцентуированные черты характера?

9. Какие методики используются для психодиагностики мотивов и потребностей клиента?

 

Коммуникативные способности – это знания, умения и навыки, связанные с процессом общения людей. Они включают в себя умения слушать и понимать человека, устанавливать с ним хорошие личные и деловые взаимоотношения, оказывать на него психологическое влияние.

О недостатках в развитии коммуникативных способностей человека свидетельствуют следующие типичные признаки:

• человек боится публичности, то есть быть на виду у всех,

• человек испытывает повышенное беспокойство, тревожность, ожидая общения с малознакомыми людьми,

• человек не вполне удовлетворен результатами, которых он реально добивается в практике общения с людьми,

• человек избегает людей, особенно незнакомых, и боится вступать в личные и деловые контакты с такими людьми,

• у человека слабо развиты вербальные и невербальные коммуникативные умения и навыки,

• данный человек не способен привлекать к себе внимание со стороны других людей, не вызывает симпатии к себе с их стороны,

• человек не может убеждать людей и оказывать на них положительное влияние,

• человек теряется, смущается, чувствует себя неловко в различных ситуациях общения; не знает, как вести себя и что отвечать людям, если они обращаются к нему,

• у человека не складываются нормальные взаимоотношения с людьми и часто по его причине возникают межличностные конфликты.

На все эти признаки прежде всего должен обращать внимание психолог-консультант, разговаривая с клиентом. Многие из них, говорящие о дефиците коммуникативных способностей у клиента, сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за тем, как клиент ведет себя в психологической консультации и как он разговаривает с разными людьми, в том числе с самим психологом-консультантом.

Если психологу-консультанту необходимо кое-что уточнить, не довольствуясь чисто визуальной психодиагностикой коммуникативных способностей клиента, то ему дополнительно можно задать серию вопросов, соответствующих содержанию перечисленных выше симптомов – признаков дефицита коммуникативных способностей. Можно, например, спросить клиента о том, часто ли и много ли он общается с людьми, предпочитает ли оставаться один, удовлетворен ли результатами общения с разными людьми и т.п.

В том случае, если для точной диагностики коммуникативных проблем клиента и формулирования соответствующих практических рекомендаций этого окажется недостаточно, можно будет обратиться к одному из следующих специальных психологических тестов, рассчитанных на оценку коммуникативных способностей.

1. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» 1.

1Немое Р.С. Психология. Кн. 3. - С. 183-185 (144-147).

 

Этот тест позволяет оценить, насколько развиты коммуникативные качества личности у детей трех – пятилетнего возраста.

2. Анкета для родителей, воспитателей и учителей2.

2 Там же. - С. 269-272 (253-259).

 

Эта анкета решает ту же самую задачу, что и предыдущая методика, но по отношению к детям, поступающим в школу, и младшим школьникам.

3. Тест Спилбергера на исследование тревожности3.

3 Там же. - С. 351-353 (353-357).

Данный тест предназначается для изучения детей подросткового возраста и старше, а также для взрослых людей. Он позволяет по уровню тревожности косвенно судить о развитости коммуникативных способностей и о коммуникативных проблемах, имеющихся у клиента.

Если уровень личностной тревожности у клиента достаточно высокий, то, вероятнее всего, проблемы коммуникативного характера у него проявляются в самых различных жизненных ситуациях. Если высоким окажется уровень так называемой ситуативной тревожности, то, по-видимому, коммуникативные трудности у клиента возникают только в некоторых, специфических ситуациях общения с людьми.

4. Тест на агрессивность (модификация известного теста Розенцвейга)4.

4 Там же. - С. 354-368 (357-371).

 

Этот тест также предназначается для подростков и взрослых людей. По уровню агрессивности человека, установленному при помощи данного теста, можно судить о том, есть ли у него проблемы коммуникативного характера. Если агрессивность данного человека достаточно высока, то такие проблемы у него есть почти наверняка.

5. О конкретном характере коммуникативных проблем взрослого клиента можно судить также по его ответам на личностный вопросник А.Т.Джерсайлд5. Полезными, в частности, могут оказаться ответы клиента на следующие вопросы данного теста: 5, 8, 14, 15,19, 20,23,24,25,30, 32,34.

5 Там же. - С. 437-443 (455-464).

 

6. Если у психолога-консультанта возникло предположение о том, что взрослому клиенту недостает каких-либо существенных коммуникативных личностных качеств, то это можно практически проверить при помощи следующих методик: теста на оптимизм, теста на объективность в отношениях к людям, теста на независимость, теста на поиск выхода из затруднительных жизненных ситуаций, теста аффилиации, теста на качества лидера, теста на эффективность лидерства1.

1 Там же. - С. 354-368 (464-473, 477-479, 483-485, 490-496, 512-521).

 

Заметим, однако, что все упомянутые методики не дают абсолютно точной и исчерпывающей информации о характере коммуникативных проблем, имеющихся у клиента. Они лишь подтверждают или опровергают результаты предварительной беседы, проведенной психологом-консультантом с клиентом, а также выводы, сделанные на основе непосредственного наблюдения за его поведением во время консультации.