Ключевые слова

Упражнения

1. Проиграйте полностью с кем-либо сцену встречи клиента в психологической консультации, взяв на себя роль психолога-консультанта.

2. Обратитесь к кому-либо как к потенциальному клиенту с типичными фразами речевого этикета, уместными в момент встречи клиента в психологической консультации.

3. Проиграйте с кем-либо сцену, в которой вы будете исполнять роль психолога-консультанта, а другой человек – роль клиента. При этом потенциальный клиент должен будет вам возражать и выражать недовольство тем, как проводится психологическая консультация. Ваша задача – успокоить клиента, использовав для этого рекомендованные в данной главе приемы.

Практические задания

1. Поупражняйтесь с несколькими людьми в использовании приема зеркализации во время разговора с ними.

2. Используйте прием парафразы в общении с несколькими людьми.

3. Попробуйте на практике в разговоре с людьми прием обобщения.

4. Попытайтесь в общении с разными людьми практически использовать особенности их речи, а также скопировать их манеру и стиль общения.

5. Выучите наизусть те слова, которые следует употреблять психологу-консультанту в момент расставания с клиентом по окончании консультации.

6. Взяв на себя роль психолога-консультанта, начните беседу с потенциальным клиентом, который только что пришел в психологическую консультацию.

7. Снимите психологическую напряженность у клиента при помощи тех приемов, которые рекомендованы в этой главе.

8. Разговаривая с кем-либо из знакомых людей, открыто выразите ему вербальную поддержку, продемонстрировав на практике соответствующую процедуру психологического консультирования.

9. Выслушав клиента, оцените его проблему, предложив ему несколько вариантов ее решения. Обоснуйте каждый из предложенных вариантов, рассмотрев его достоинства и недостатки.

10. Ведя разговоры с разными людьми и рассматривая их как потенциальных клиентов, постарайтесь оценить этих людей психологически, как личностей, воспользовавшись для этого теми признаками, которые были указаны в данной главе.

11. Понаблюдайте за работой какого-либо психолога-консультанта или за своей собственной работой в роли психолога-консультанта.

Выявите и опишите ошибки, которые в процессе проведения консультирования совершил этот психолог-консультант или вы сами в роли консультанта.

Техника психологического консультирования.

Формы речевого этикета.

Психологическое напряжение. Вербальная поддержка. Зеркализация. Парафраза. Обобщение. Эмоциональная поддержка клиента. Прием постановки консультантом перед клиентом открытых вопросов. Прием овладения и использования консультантом языка клиента.

Интерпретация исповеди клиента. Ошибки в интерпретации исповеди. Противоречия в фактах. Односторонность в интерпретации фактов. Комплексная, разносторонняя теоретическая интерпретация исповеди.

Мимика. Невроз. Невротик. Средства самоконтроля психокоррекционных действий клиента в отношении себя самого.

Программа реализации клиентом рекомендаций, полученных в процессе консультации. Обратная связь между консультантом и клиентом. Постконсультационное общение психолога-консультанта и клиента.

Технические ошибки, допускаемые в психологическом консультировании. Супервизорство. Ошибки, связанные с неправильным заключением психолога-консультанта о сути проблемы клиента. Ошибки неправильности рекомендаций, даваемых психологом-консультантом клиенту. Ошибки, связанные с неверными действиями клиента по реализации рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Ошибка неточной интерпретации психологом-консультантом информации, полученной от клиента. Ошибка в интерпретации исповеди клиента, вызванная неполнотой информации, полученной от клиента. Ошибка в интерпретации исповеди клиента по причине склонности психолога-консультанта делать преждевременные выводы. Ошибка в интерпретации исповеди клиента, вызванная недостаточной теоретической подготовленностью психолога-консультанта. Ошибка в интерпретации исповеди по причине недостаточного опыта практической работы у психолога-консультанта. Ошибка в интерпретации исповеди в силу предвзятого, субъективного отношения психолога-консультанта к клиенту. Ошибка односторонности рекомендаций, предлагаемых психологом-консультантом клиенту. Ошибка получения клиентом от психолога-консультанта практически не выполнимых рекомендаций. Ошибка недопонимания клиентом предлагаемых ему рекомендаций. Ошибка объективной невозможности клиента выполнить полученные им практические рекомендации.

ГЛАВА VII ТЕСТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

Контрольные вопросы

1. Какую роль психологическое тестирование выполняет в практике проведения психологического консультирования?

2. В каких случаях рекомендуется применять психологические тесты в психологическом консультировании?

3. Почему психологическое тестирование, если в нем есть необходимость, желательно проводить дважды: до начала консультации и после того, как она закончилась и клиент выполнил полученные от психолога-консультанта рекомендации?

4. В чем состоит психотерапевтическое воздействие психологического тестирования на клиента?

5. Каким требованиям должны отвечать психологические тесты и тестирование, проводимое в рамках практики психологического консультирования?

6. Как следует проводить тестирование во время психологического консультирования?

7. Какие тесты рекомендуется применять в психологическом консультировании?

8. Почему в психологическом консультировании не следует использовать сложные, трудоемкие, в частности – проективные, тесты?

9. Каким требованиям должны отвечать вопросники, применяемые в психологическом консультировании для тестирования клиентов?