Редуктор
Рабочий чертеж детали
Рабочий чертеж – основной документ, по которому в машиностроении изготавливают ту или иную деталь, поэтому к их качеству предъявляются высокие требования.
Согласно ГОСТ 2.107–88 к рабочим чертежам предъявляются следующие требования.
1. Рабочие чертежи деталей выполняются на отдельных листах, формат которых выбирается по ГОСТ 2.301–68. Количество изображений зависит от сложности формы детали. Чертежи следует выполнять в масштабе 1:1. Масштабы уменьшения и увеличения могут быть использованы после согласования с консультантом.
2. На каждом листе (формате) чертежа в правом нижнем углу выполняют основную надпись (угловой штамп) по ГОСТ 2.104–68. На формате А4 основная надпись располагается вдоль короткой стороны листа.
3. В основную надпись записывают наименование детали в именительном падеже единственного числа. Если наименование состоит из нескольких слов, то на первом месте помещают имя существительное, например, «Колесо зубчатое».
4. В графе основной надписи «Обозначение материала детали» указывают марку материала с соответствующим ГОСТом, например, «СЧ 20 ГОСТ 1412–85», «Ст.3 ГОСТ 380–88», «Сталь 45 ГОСТ 1050–88», «Сталь 40ХН ГОСТ 4543–71». ГОСТы на машиностроительные материалы приведены в [3, табл. 24.46; 15, табл. К1].
5. На рабочем чертеже детали указывают размеры по ГОСТ 2.307–68, их предельные отклонения по ГОСТ 25346–89, обозначение шероховатости по ГОСТ 2.309–73 и другие данные, которым она должна соответствовать перед сборкой.
6. На поле рабочего чертежа над основной надписью помещают технические требования, которые не могут быть изображены графически.
2.5. Рекомендации по конструированию и оформлению чертежей
редуктора, его деталей и привода
В конструкции редуктора необходимо предусмотреть (см. прил. 5 и 7):
а) устройство для заливки, спуска и контроля уровня масла, а также устройства, обеспечивающие смазку зацеплений и подшипников;
б) уплотнительные устройства, устраняющие утечку масла из корпуса и попадания пыли и грязи внутрь корпуса;
в) пробки-отдушины и другие устройства, обеспечивающие вентиляцию внутренней полости редуктора и предупреждающие повышение давления;
г) смотровой люк для контроля зацепления и заливки масла в редуктор;
д) отжимные винты в месте разъема корпуса для удобства разборки;
е) штифты, предназначенные для точной фиксации крышки относительно корпуса;
ж) рым-болты или захваты для подъема и транспортировки редуктора;
з) устройства, обеспечивающие регулировку конических зацеплений и зазоров в радиально-упорных подшипниках;
и) надежное стопорение резьбовых деталей.
Техническая характеристика редуктора включает в себя основные его показатели и характеристику зацепления.
Технические требования содержат указания по сборке, регулировке, смазке и т.п. редуктора.
Ниже приведены образцы технической характеристики и технических требований к редуктору.
Техническая характеристика
1. Мощность на быстроходном валу, кВт, 5
2. Частота вращения быстроходного вала, мин–1, 1460
3. Номинальный вращающий момент на тихоходном валу, Н.м, 600
4. Передаточное число 4
5. Коэффициент полезного действия 0,97
6. Параметры зацепления:
Модуль нормальный (внешний окружной*) 2,5
число зубьев:
шестерни 17
колеса 68
Угол наклона зубьев (углы делительных конусов*) 8006/34//
Степень точности по ГОСТ 1643–81 (ГОСТ 1758–81*) 8 В
Примечание. *Для конического редуктора.
Технические требования
1. Плоскость разъема при окончательной сборке покрыть герметиком.
2. Необработанные поверхности красить: внутри редуктора маслостойкой краской; снаружи – зеленой нитроэмалью.
3. В редуктор залить масло (марка, ГОСТ) в объеме …л.
4. Подшипники при сборке заполнить солидолом (марка, ГОСТ).
5. Регулировку зацепления производить прокладками поз…, подшипников – прокладками поз…
6. Осевой люфт валов 0,2…0,5 мм.