Солидаризм. Л.Дюги

 

Социологическая юриспруденция по ряду позиций сближается с юридическим позитивизмом (описанном нами в предыдущих главах), но в некоторых аспектах расходится с последним. Она опирается на достижения социологической науки Х1Х – ХХ вв., и объединяет несколько однородных социально - правовых теорий в самостоятельное направление, ориентированное на целенаправленное использование права в качестве инструмента регулирования и социального контроля. Социологическая школа права впитала в себя идеи Р.Иеринга и А.Смолла об индивидуальных и социальных интересах, равно как и тезис о взаимодействии социальных наук; «социальную психологию» и основанную на ней теорию «социального порядка» Л.Уорда и «социального контроля» Э.Росса; философию прагматизма. В рамках данного направления наибольшую известность получили концепции солидаризма (О.Конт, Э.Дюркгейм, Л.Дюги), институционализма (М.Ориу, П.Сорокин, Г.Гурвич), «свободного права» (Е.Эрлих и Г.Канторович), социологическая юриспруденция (Р.Паунд).

На базе различных направлений немарксистского социализма возникло учение под названием солидаризм, которое особенно плодотворно развивалось во Франции. Это правововое учение было близко к юридическому позитивизму. Наиболее известно в его рамках имя Леона Дюги (1859 – 1928), начинавшего свою деятельность в период возрождения естественного права (юснатурализма). Он родился в Либурне близ города Бордо, в семье юриста. Большая часть его университетской и преподавательской карьеры связана с юридическим факультетом в г. Бордо, одном из крупнейших университетских центров Франции. Здесь он работал в течение 42 лет, с 1886 г. до конца своей жизни. Звание профессора Дюги получил в 1892 г. по кафедре конституционного права. С 1901 г. он являлся заместителем декана, а с 1919 г. – деканом юридического факультета. Дюги сохранил в целом верность позитивистскому и социологическому пониманию права, но при этом воспринял ряд идей юснатурализма. Так, он поставил себе задачей внедрить в юриспруденцию «истинную науку», т.е. позитивистскую социологию: «Будем изучать социальные факты, как физик и химик изучают феномены природы, как биолог изучает феномены жизни». Действительно, для Дюги наука существует только тогда, когда она покоится на фактах, доступных наблюдению с помощью чувств.

Заслуга Дюги состоит в том, что он критически пересмотрел некоторые понятия юридической науки, являющиеся, по его мнению, метафизическими («суверенитет государства», «субъективное право личности»), и обосновал ряд новых понятий («юридическая ситуация», «функция», «социальное право» и др.). В своем знаменитом «Трактате о конституционном праве» (1911) он предпринял попытку уточнить и переосмыслить предмет конституционного права. По его мнению, исследователи должны учитывать более современный контекст объяснения природы права и государства. Среди других его работ следует выделить «Государство, объективное право и позитивный закон» (1901), «Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства» (1908) и «Общие преобразования гражданского права со времен кодекса Наполеона» (1912). В качестве «первоисточников» своих идей он опирался на авторитетных представителей социологического позитивизма (А.Сен - Симон, О.Конт, Г.Спенсер), а также на своего современника, социолога Э.Дюркгейма, утверждавшего, что «право есть непосредственный результат социальных факторов».

 

Основные моменты его правового учения таковы:

 

1) Все люди в рамках общества объединяются на основе принципов взаимопомощи, находятся во взаимной зависимости – и, следовательно, связаны отношениями солидарности;

2) Солидарность бывает двух видов – «солидарность по сходству» (на основе совпадения интересов людей) и солидарность на основе разделения труда («солидарность экономическая»), преобладающая в современном обществе;

3) Каждый класс, организация и группа людей выполняют определенную социальную миссию (функцию) и несут за нее ответственность, участвуя таким образом в гармоничном развитии общества;

4) Отклонения от этого принципа разрушают общественную жизнь, в основу которой должен быть положен принцип: «Не делай ничего, что разрушает социальную солидарность; делай все, чтобы ее укреплять»;

5) Общество опирается на социальные нормы, которая формируется постепенно и проходит в своем развитии три стадии:

 

а) социальная норма, регулирующая производство, обмен и потребление богатства;

б) моральная норма, регулирующая поведение в обществе в соответствии с требованиями нравов;

в) юридическая норма, имеющая универсальное содержание и опирающаяся на социальное принуждение

 

6) Всякое право есть только гарантия выполнения индивида и их объединениями социальных обязанностей;

7) Право стоит выше государства, которое лишь фиксирует и охраняет то, что создано самим обществом;

8) Собственники являются в «должностными лицами общества», и должны руководствоваться в первую очередь общественными интересами – за этим следит государство через профессиональные объединения – синдикаты (модель т.н. «синдикалистского федерализма»);

9) Всеобщее избирательное право, основанное на личном интересе, должно уступить место представительству от партий и профессиональных организаций;

10) Такой порядок приведет к тому, что станет невозможной власть какого – либо одного класса (буржуазии или пролетариата) – т.е. утвердится «диффузия власти» и политический плюрализм («Следует, чтобы власть осуществлялась в сотрудничестве представителями всех социальных сил, существующих в стране, каковые представители будут ограничивать друг друга самим своим существованием и своим сотрудничеством»);

11) Реальная власть перейдет к синдикатам – из числа их представителей будет формироваться орган власти, под руководством которого должно работать правительство;

12) В новом обществе на место классовым конфликтам придет солидарность, а на место «субъективного права» (основанного на интересах частного индивида) – «объективное право» (т.е. совокупность норм, выражающих общественный интерес и накладывающих на индивида определенные социальные обязанности).

 

Применяя свои идеи к практике, Дюги предложил ряд конкретных преобразований в государственном строе Франции. Палата депутатов должна избираться на основе пропорционального представительства, чтобы в ней полнее были представлены все политические партии. Вторая палата парламента – Сенат – должен стать собранием синдикатов, высшим трибуналом, «составленным из представителей всех классов поровну и призванным судить о законности закона». Отношения между классами должны регулироваться договорами, конвенциями, а также корпоративным правом, санкционированным государством. Очевидно, что данные идеи Дюги близки по смыслу к анархо-синдикализму в духе Прудона.

Солидаризм Дюги, как справедливо отмечают, в целом соответствовал чаяниям мелкой и средней буржуазии, которая не хотела социальных потрясений. Вместе с тем его выступления против индивидуализма, за «социализацию» права и государства отвечали запросам «рабочей аристократии» и части интеллигенции, которые опасались пролетарской революции и социализма, но подчеркивали необходимость проведения реформ как средства избежать последних. Неслучайно, что, когда большевики взяли власть, а вся Европа оказалась во власти революционного движения, Дюги осудил коммунистов и русскую революцию, требуя решительной борьбы с ними. Одновременно он проявил настороженность в отношении утверждавшегося в те же годы итальянского фашизма. В то же время сам итальянский фашизм считал отдельные положения доктрины мыслителя (солидаризм, корпоративизм, де-факто отрицание парламентаризма) составной частью своей теории и в деформированном виде пытался применить их на практике.

В настоящее время интерес к наследию Дюги не столь велик, он традиционно почитается зарубежными правоведами, а некоторые его положения вошли в политико-правовую практику (в частности, были инкорпорированы в действующую французскую Конституцию).

Основное значение Дюги как мыслителя состоит в том, что он реалистично указал правящим кругам путь социального реформаторства для преодоления тех конфликтов, которые потрясли Францию в первой половине ХХ века. Внедрение им в правоведение принципа солидарности отмечали многие мыслители, в том числе русский правовед П.И.Новгородцев, полагавший, что Дюги – «единственный из выдающихся представителей своего предмета, введший в область юриспруденции начала общественного сознания» Аналогичные оценки творчества мыслителя высказывались известным русским правоведом и социологом М.М.Ковалевским.

Его идеи способствовали смягчению социальных противоречий, учету интересов большинства, становлению институтов социального государства.