Политические идеи Г.Спенсера

 

 

Герберт Спенсер (1820 – 1903) – английский философ и социолог, также активно интересовавшийся биологией, психологией, этнографией, историей. Он родился в семье учителя, учился дома под руководством отца и дяди, приобретя глубокие и разносторонние знания и развив свои способности. Спенсер являлся твердым приверженцем т.н. социал-дарвинизма – т.е. социальной доктрины, которая под влиянием идей Ч.Дарвина (сочинение «Происхождение видов») рассматривает борьбу за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленных видов в качестве законов не только природы, но и социальной жизни. Опираясь на вывод Т.Мальтуса о «давлении населения» (из - за его численного роста), приходит к выводу о том, что этот фактор становится «непосредственной причиной прогресса» (т.е. переосмысляет мальтусовскую модель в эволюционном духе). Спенсер по праву считается одним из основоположников современной социологии как науки, изучающей общество с объективных (т.е. свободных от отвлеченного философствования и морализаторства) позиций. Главное политико-правое сочинение Спенсера – «Позитивная политика».

Основные моменты политико-правового (или социально – правового) учения Спенсера таковы:

1) По своей природе общество тождественно биологическому организму, имеющему состоящую из определенных функциональных элементов («органов») структуру и естественно развивающемуся в процессе эволюции; пи этом Спенсер призывал не преувеличивать аналогию между живым организмом и обществом, исходя из того, что их объединяет наличие определенной структуры, составленной из элементов с определенными функциями;

2) В процессе органического развития общества происходит постепенный переход от простого к сложному (процесс интеграции), и от однородного к разнородному (дифференциация) («Возрастание общества, как в отношении его численности, так и прочности, сопровождается возрастанием разнородности его политической и экономической организации. То же самое относится ко всем надорганическим продуктам – языку, науке, искусству и литературе»);

3) Одновременно с развитием общества происходит процесс объединения мелких социальных групп в более крупные и сложные («агрегаты») – племена, союзы племен, города – государства, империи;

4) После своего возникновения эти агрегаты развиваются под влиянием уже иных факторов – социально- классового расслоения, профессиональной специализации в результате разделения труда, образования органов политической власти (регулятивная система), а также возникновения земледелия, ремесел (система «органов питания») и «распределительной системы» (торговли, транспорта, и иных средств сообщения);

5) Общество как целое (агрегат) существует для блага своих членов, а не его члены – для блага общества;

6) Первоначальная дифференциация (разделение общества на определенные группы) происходит в семье – с того момента, когда мужчины становятся господствующим классом по отношению к женщинам, затем – дифференциация среди самих мужчин (в результате возникает домашнее рабство), и далее – политическая дифференциация в результате захвата иноплеменников в плен и обращения их в рабство (из них образуется управляемый слой, а из числа коренного населения – слой управляющих); дальнейшая дифференциация связана с дальнейшим отдалением друг от друга правящего слоя и остальных слоев общества;

7) В своем развитии человеческое общество проходит две основных стадии: военизированную и индустриальную. Для военизированного общества свойственны полное подчинение отдельного индивида (его жизни, свободы и собственности) обществу, принудительная социальная кооперация (все невоюющие слои общества обязаны работать на нужды воинского сословия), иерархичная и жестко централизованная система управления (вышестоящий уровень управления подчиняет себе нижестоящие и одновременно подчиняется стоящим над ним уровням). Для промышленного общества свойственны добровольная, а не принудительная кооперация, свобода ремесел и торговли, неприкосновенность частной собственности и личной свободы, представительный характер политических институтов, децентрализация власти и наличие развитых механизмов удовлетворения и согласования различных социальных интересов, большее уважение к праву и меньшая подчиненность авторитету властей;

8) Государство не должно заниматься социальной благотворительностью, заниматься распределением материальных благ, поскольку это нарушает естественный процесс борьбы за существование и препятствует выживанию сильнейшего, создавая тем самым помехи для естественного хода эволюции и возвращая общество к военизированному типу (при этом частную благотворительность Спенсер не отрицал);

9) Попытка провести социалистические преобразования общества с целью устранить недостатки системы капитализма (социальное неравенство, бедность, отчуждение людей друг от друга и т.д.) вместо разрешения социальных проблем приведет к их усугублению – произойдет расширение принуждения со стороны государства, рост численности бюрократии, ущемление индивидуальной свободы и экономической инициативы («Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (т.е. военному) типу общества, пятятся назад, не желая идти вперед»).

Значение идей Спенсера для истории политико-правовой мысли состоит, как считают исследователи его творчества, в том, что он является одним из основоположников теории индустриального общества (эту концепцию развили впоследствии выдающиеся западные социологи ХХ века М.Вебер, Р.Арон, У.Ростоу и др.), а также течения социал-дарвинизма в социальной философии 19 – 20 вв. (У.Самнер, У.Беджгот, К.Ратценхофер и др.). В области методологии научных исследований его идеи унаследовали школы структурно - функционального анализа (Т.Парсонс, Р.Мертон) и культурной антропологии (К.Леви - Стросс, М.Мосс и др.).