М.А.Бакунин как идеолог анархизма

 

Бакунин Михаил Александрович (1814 – 1876) – основоположник анархизма, видный деятель российского и международного революционного движения своей эпохи, один из идейных предтеч русского народничества. Родился в дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович, служил в российских посольствах за рубежом, а затем жил помещиком в своем имении Премухино Тверской губернии. Будущий революционер с детства воспитывался в духе преданности царю и религии. В 1828 г. родители поместили его в Петербургское артиллерийское училище, по его окончании в 1833 г. он был произведен в офицеры и направлен в Минскую губернию. В 1835 г. он ушел в отставку, а потом тайно уехал из отцовского имения в Москву, решив посвятить себя научной деятельности. В Москве в кружке Белинского и Станкевича он увлекается немецкой философией, произведениями Фихте и Гегеля.

В 1840 г. он уезжает в Берлин и становится студентом Берлинского университета, где и происходит его сближение с радикальной молодежью. В 1843 г., узнав, что прусская полиция установила за ним наблюдение, он отправляется в Швейцарию, а затем и в Париж. В Швейцарии он знакомится с В.Вейтлингом, а в Париже – с К.Марксом и П. - Ж.Прудоном, оказавшими на него огромное влияние. Именно тогда Бакунин увлекается социалистическими и коммунистическими идеями, изучает политэкономию. Увлеченный своими идеями, Бакунин принял активное участие в революции 1848 г., мечтая поднять и объединить в одну республику всех славян. Для этого он поехал в Богемию, в Прагу, строя планы создания там революционной диктаторской власти. Участвовал в пражском Славянском конгрессе и в восстании, поднятом в чешской столице 12 июня. Одновременно принял участие в завершающей стадии германской революции в Дрездене весной 1849 г., в результате чего попал в руки правительства и содержался в тюрьмах Саксонии и Австрии. За свою деятельность был дважды приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение и в 1851 г. выдан России.

Находясь в русских тюрьмах, написал «Исповедь», адресованную царю Николая 1, в которой каялся в своей революционной деятельности, а потом подал прошение о помиловании Александру Второму. (Все это стало известно лишь после Октябрьской революции). В 1857 г. он был сослан в Сибирь; в 1861 г. он бежал оттуда и приехал в Лондон, где жили Герцен и Огарев. Бакунин быстро вошел в близкий Герцену круг революционных демократов и снова занялся революционной деятельностью. Снова занялся славянскими делами, помогал польскому восстанию 1863 г., задумывал создание в Европе «сети революционных ячеек». Затем в 1864 г. он вступает в созданное К.Марксом и его единомышленниками Международное товарищество рабочих – 1 - ый Интернационал. В то же время Бакунин с самого начала не собирался подчиняться Марксу, создав в недрах 1 - го Интернационала свой тайный анархистский интернационал - «Международное тайное общество освобождения человечества» (Женевская секция). Ведя активную агитацию против идей Маркса (он и его сторонники требовали распустить Генеральный совет, отказаться от авторитарных принципов в управлении и отменить внутри Товарищества всякую власть), он был исключен из его рядов на Гаагском конгрессе 1872 г., после чего легализовал свой собственный анархистский интернационал.

Отдельный сюжет в биографии революционера – анархиста связан с Сергеем Нечаевым, приехавшим в Женеву в марте 1869 г. Нечаев сообщил Бакунину, что является представителем революционного комитета, за его спиной стоит мощная организация молодежи, а сам он бежал из Петропавловской крепости. (Как выяснилось позже, это была ложь). Однако Бакунин поверил Нечаеву безоговорочно и выдал мандат, согласно которому тот являлся представителем русского отдела «Всемирного революционного союза», снабдил его большой суммой денег. Под нечаевским влиянием, Бакунин пишет ряд воззваний к русской «образованной молодежи», призывая ее сыграть роль «коллективного Стеньки Разина» в будущем крестьянском восстании. Он звал молодежь бросать университеты и идти в народ, причем не в роли «учителя» и «благодетеля», а «только повивальной бабкой самоосвобождения народного».

Поддержанный Бакуниным, Нечаев отправился в Россию, где попытался создать революционную террористическую организацию для осуществления целей, изложенных им ранее в «Катехизисе революционера» - разрушение «образованного мира», уничтожение врагов народа и попутчиков революционеров. Последствия нечаевского дела известны – совершив в целях конспирации убийство своего члена, студента Иванова, организация была арестована полицией. Бакунин был потрясен, хотя его отношение к самому Нечаеву оставалось сложным.

В 1870 году, после падения режима Второй империи во Франции, Бакунин оказывается в Лионе. Вместе с анархистами он призывает к вооруженному восстанию, пытаясь добиться от восставших упразднения всякой власти и создания общефранцузского революционного Конвента. Однако, после подавления восставших войсками, Бакунин вынужден был бежать сначала в Марсель, а потом и в Швейцарию.

Разгром Парижской коммуны и наступившая общественная реакция в Европе вызвали у Бакунина чувство разочарования в возможности близкой революции. В то же время в 1873 г., когда он из - за болезни не смог принять участие в испанской революции, выходит на русском языке его книга «Государственность и анархия», сыгравшая большую роль в выработке идей народничества. В 1874 г. Бакунин принимает участие в неудачной попытке устроенного итальянскими анархистами крестьянского восстания около г. Болоньи (полиция узнала о заговоре заранее и произвела аресты), а затем окончательно отходит от общественной жизни и селится на небольшой вилле в Итальянской Швейцарии. В 1876 г. умирает в Берне.

Можно определить как воинствующий анархизм, как борьбу против всякой власти и государства. Свой главный принцип мыслитель сформулировал еще в 1842 г., в своей статье для сборника, выпущенного неогегельянцем А.Руге: «Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть». Бакунин предлагал после революции уничтожить государственную власть и в корне разрушить всякое государство, всякую политическую организацию, которая «всегда ведет роковым образом к отрицанию свободы». Бакунина, безусловно, мало интересовали как будущая организация производства, так и всякая систематическая работа по подготовке революции и воспитанию рабочего класса. Его бурная, неуемная и стихийная натура была в корне этому противоположна. Разрушение государства и создание «свободной федерации свободных общин» – таков социальный идеал Бакунина. Но разрушение для него – не цель, а только средство. Уважение к человеческой личности, солидарность и свобода – вот черты будущего справедливого строя:» уважение человеческой личности есть высший закон человечества… и великая, настоящая цель истории, единственно законная, это – гуманизация и эмансипация – очеловечение и освобождение, реальная свобода, реальное благосостояние, счастье каждого живущего в обществе индивида. Ибо… коллективная свобода и благосостояние реальны лишь тогда, когда они представляют собой сумму индивидуальных свобод и процветаний». При этом следует отметить, что анархизм Бакунина изначально был русским, общинным, коллективистским, чем и отличается от западного, индивидуалистического (М.Штирнер). Бакунин напрямую связан с русским народным сознанием через славянофильство. Так, он сам признавал, что источник его взглядов на государство и народ – теория К.С.Аксакова; отсюда же проистекает его отрицание политики. В то же время к аргументам Аксакова он добавляет «экономический материализм» (роковая роль экономики, по его убеждению) и понимание рыночной, «продажной» природы буржуазной демократии и парламентаризма.

 

Свои идеи Бакунин выразил в книгах «Кнуто - германская империя и социальная революция» (1871), «Государственность и анархия» (1873), а также в незаконченных трудах «Бог и государство» и «Феодализм, социализм и антителеологизм». Основные моменты его политико-правового учения таковы:

 

1) Свобода человека состоит в познании и признании естественных законов. Полностью она реализуется лишь в обществе, при условии признания каждым его членом равенства, свободы и человечности других;

2) Однако свобода, являющаяся закономерностью и целью истории, до сих пор нарушается: «До настоящего времени вся история человечества была лишь внешним и кровавым приношением бедных человеческих существ в жертву какой – либо безжалостной абстракции: бога, отечества, могущества государств, национальной чести, прав исторических, прав юридических, политической свободы, общественного блага»;

3) История общества не обеспечила блага человеку по тому, что «общественная жизнь основывалась «на поклонении божеству, а не на уважении человека; на власти, а не на свободе; на привилегиях, а не на равенстве; на эксплуатации, а не на братстве людей»;

4) Любая власть создает привилегии и стремится подавлять нижестоящих: «Человек, политически или экономически привилегированный, есть человек развращенный интеллектуально и морально»; «Всякая власть развращает, а абсолютная власть – развращает абсолютно»);

5) Порождение дурных сторон личности человека – государство – неизбежно стремится поработить народ насилием и обманом, превращая его в рабов: «Жизнь каждого правительства есть по необходимости беспрерывный ряд подлостей, гнусностей и преступлений против всех чужеземных народов, а также, и главным образом, против своего собственного чернорабочего люда, есть нескончаемый заговор против благосостояния народа и против свободы его».

 

При этом все, что делает государство, даже руководствуясь благими намерениями, неизбежно обращается в зло самой его природой: «И даже когда оно приказывает что - нибудь хорошее, оно обесценивает и портит это хорошее потому, что приказывает, и потому, что всякое приказание вызывает и возбуждает справедливый бунт свободы, и потому еще, что добро, раз оно делается по приказу, становится злом с точки зрения истинной морали… с точки зрения самоуважения и свободы».

 

6) Все эти недостатки не устраняет парламентская демократия, являющаяся на деле средством манипуляции трудовым населлением в руках буржуазии: («Весь этот узкий, хитросплетенный и бесхарактерный катехизис западных либералов никогда не был предметом ни моего обожания, ни моего уважения»);

7) Единственным средством устранения этих несправедливостей является международная анархическая революция, уничтожающая капитализм и государство («В настоящее время существует для всех стран цивилизованного мира только один всемирный вопрос, один мировой интерес – полнейшее и окончательное освобождение пролетариата от экономической эксплуатации и государственного гнета. Очевидно, что этот вопрос без кровавой ужасной борьбы разрешиться не может»);

 

8) Ведущей силой социальной революции должен стать чуждый всякой буржуазности люмпен – пролетариат («разбойный элемент»), в союзе с крестьянством. Вдохновителем революции должно стать тайное общество заговорщиков, которое будет играть в ней роль «коллективной незримой диктатуры» («мы будем вызывать анархию», и, «незримые кормчие, руководить ею в народной буре»);

9) Задача революции состоит в том, чтобы создать «общую свободу и общее человеческое братство на развалинах всех существующих государств» («Свобода без социализма – это привилегия, несправедливость… Социализм без свободы – это рабство и скотство»);

10) Будущее общество будет представлять собой вольную организацию рабочих масс снизу вверх, а по форме – федерацию самоуправляющихся трудовых общин и артелей без центральной власти и управления («Государство должно раствориться в обществе, организованном на началах справедливости»);

При этом Бакунин был глубоко убежден, что никакой ученый не способен определить, как народ будет жить на другой день после социальной революции. Его крайне тревожили намерения некоторых ученых – социологов (позитивисты школы О.Конта и др.) и идеологов социализма (марксисты, лассальянцы, народники – лавристы) навязать пролетарским и крестьянским народным движениям свои проекты, втиснуть жизнь будущих поколений в прокрустово ложе абстрактных схем. Революционер решительно отвергал стремление ученых экспериментировать над обществом: «Дайте им полную волю, они станут делать над человеческим обществом те же опыты, какие, ради, пользы науки, делают теперь над кроликами, кошками и собаками». Еще более жесткую позицию занимал Бакунин в отношении марксистской доктрины.

11) Никакая диктатура (и в том числе пролетарская), не может иметь другой цели, кроме увековечивания себя, и способна породить в народе только рабство.

Бакунин правомерно задает вопросы о субъекте и объекте будущей марксистской диктатуры, и приходит к следующим выводам:

а) подобная диктатура будет осуществляться пролетариатом в отношении крестьянства, а попытка навязать коммунизм крестьянам потребует подавления их с помощью военной силы и управления ими посредством государственной бюрократии;

б) власть над трудящимися будет передана бюрократии, которые неизбежно возвысятся над ней («перестанут быть работниками и станут смотреть на весь рабочий мир с высоты государственной, будут представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управление народом»);

в) при «авторитарном коммунизме» «красная бюрократия» неизбежно лишит народ свободы, установив над ним опеку («По теории же г – на Маркса народ не только не должен разрушать государство, напротив, должен укрепить и усилить и в этом виде должен передать в полное распоряжение своих благодетелей, опекунов и учителей – начальников коммунистической партии, словом, г – ну Марксу и его друзьям, которые начнут освобождать по – своему. Они сосредоточат бразды правления в сильной руке, потому что невежественный народ требует весьма сильного попечения»).

 

Следует признать, что многие из этих пророчеств Бакунина в отношении реального социализма действительно сбылись.

Бакунин – «духовный отец» не только русского, но и международного анархизма, один из непосредственных идейных предтеч народничества (неслучайно, что большинство народников 70 - ых гг. Х1Х в. были именно бакунистами). Особенно сильным было влияние Бакунина в России, которая только еще вступала на путь капиталистического развития. Здесь вполне укладывался в рамки русского освободительного движения. Он воспринимался как стихийное бунтарство, как средство борьбы крестьянских масс за освобождение.

Наряду с этим, анархизм Бакунина с его теорией и тактикой выразил протест мелкой буржуазии, рабочих – ремесленников, крестьянства и деклассированных слоев против социальной несправедливости и эксплуатации, главным образом в отстающих в плане социально - экономического развития странах: в Италии, Испании, Швейцарии, в странах Латинской Америки.

 

 

Глава 37. Европейская политико-правовая мысль второй половины 19 в. Социологическое направление и позитивизм в юриспруденции

Вторая половина Х1Х в. в Европе (и прежде всего в Западной) отличается от первой его половины целым рядом характерных черт. Получает свое дальнейшее развитие капиталистическая рыночная экономика, усложняется ее инфраструктура, и одновременно в различных странах утверждаются буржуазно – гражданские (или буржуазно – правовые) порядки. Одновременно набирает ход процессы демократизации, и прежде всего движение за расширение политических и социальных прав личности, за установление всеобщего избирательного права, и оно добивается определенных успехов. В качестве социальной силы утверждает себя пролетариат, создающий собственные профсоюзы, партии, прессу и готовящийся к активному отстаиванию собственных интересов.

В связи с произошедшими изменениями главная линия идеологического и политического противостояния начинает проходить не между сторонниками прежнего феодально-монархического режима и буржуазного строя. Теперь линия «водораздела» разделяет сторонников буржуазного строя и капиталистического уклада с одной стороны, и приверженцев радикальных (в том – числе социалистических и коммунистических) преобразований – с другой. При этом среди сторонников буржуазного уклада не существовало полного идеологического единства, выделялись сторонники либерально – демократических, элитистских, авторитарных и т.п. теорий.

Вместе с тем приверженцы различных направлений политической и правовой мысли Х1Х в. разделяли некоторые общие мировоззренческие установки:

1) Приверженность идее прогресса, которая подразумевала неизбежность и закономерность перехода от низших форм цивилизации к более высоким и совершенным ее формам;

2) Идея рационального устройства (или переустройства) мира, предполагающая способность человека усовершенствовать жизнь общества, его политические и правовые институты;

3) Признание многими политическими и правовыми мыслителями в качестве философской базы своих учений позитивизма - т.е. научной доктрины, стремящейся отбросить всякие метафизические и отвлеченные рассуждения, и строить новое научное знание на основе опытного и экспериментального изучения реальных фактов;

4) В качестве модели для социальных (и в том числе политико-правовых) наук начинают выступать не физико-математические науки, а биология – от нее заимствуются идеи эволюционизма (т.е. эволюционного развития социальных и правовых институтов) и организмы (т.е. представление об обществе не о как искусственно сконструированном механизме, а как о живом и естественно развивающемся организме);

5) Попытки возвысить авторитет иррационализма (учения С.Кьеркегора, Ф.Ницше, А.Шопенгауэра и др.), идей исторического пессимизма, проповедь расизма, культа силы и борьбы (социал-дарвинизм – Л.Гумплович, Х.С.Чемберлен, А.Гобино и др.)