Политико-правовые взгляды Р.Оуэна
Крупнейшим представителем английского социализма является Роберт Оуэн (1771 – 1858). Р.Оуэн родился в бедной семье, и ценой колоссальных усилий сумел добиться успеха и преуспевания. Как крупный предприниматель, он принимал активное участие в осуществлении промышленного переворота в Англии, и имел возможность наблюдать все пороки и всю несправедливость капиталистической системы. В итоге он разработал и предложил серию реформ, направленных на совершенствование организации производства и улучшение социально - экономического положения рабочих. В отличие от А.Сен - Симона, он выступил со своим учением в период обострения классовых конфликтов, возникших на стадии развития капитализма. Учитывая эти обстоятельства, а также собственный опыт в качестве промышленника, он создал конкретную программу реорганизации общества и системы промышленного производства.
Основные моменты его учения таковы:
1) Человеческий характер является результатом взаимодействия природных свойств индивида и окружающей среды, которая оказывает решающее влияние на формирование характера как отдельных индивидов, так и целых общественных классов;
2) Несовершенные и несправедливые капиталистические отношения ответственны за происходящее при них искажение человеческой природы – конкретно за темноту и невежество масс, падение нравов, господство духа алчности и ненависти;
3) Главным источником несовершенства капиталистического строя является существование при нем частной собственности;
4) Происходящее при капитализме бурное развитие производительных сил, рост промышленности и развитие науки и техники требуют перехода к более совершенной системе организации общества;
5) Переход к новой системе отношений будет осуществляться за счет изменения человеческого сознания под влиянием науки, а также путем создания отдельных ячеек высокоорганизованного общества (такую ячейку передовой организации Оуэн попытался создать на принадлежавших ему предприятиях);
6) Преобразования в пользу трудящихся в масштабах всего общества должны осуществляться мирным путем с помощью законов, а главными устроителями нового порядка должны выступить располагающие властью, капиталом и моральным авторитетом люди – монархи, министры, архиепископы, землевладельцы, промышленники, фермеры, купцы, и т.д., а также разнообразные ассоциации людей (предвосхищение благотворительного или фабианского социализма);
7) В результате реформ образуется новое кооперативное и высоконравственное общество, составленное из отдельных коммун или «поселков общности» с коллективным трудом, общей собственностью, а также с равенством прав и обязанностей своих членов; одновременно предполагаются взаимопомощь, рациональная система воспитания и образования, забота о больных и престарелых, и т.д.
В 30 – 40 - ые гг. Х1Х в. в странах Западной Европы широкое распространение получают учения в духе революционно – утопического коммунизма. Их создателями выступили такие мыслители, как Джеймс Бронтер О` Брайен (в Англии), Огюст Бланки и Теодор Дезами (во Франции) и Вильгельм Вейтлинг (в Германии). Признавая критику капитализма со стороны «эволюционных социалистов» (Сен - Симона, Фурье и Оуэна) и разработанную ими модель совершенного строя, они в то же время выступали за революционное свержение капиталистических порядков, отстранение от власти эксплуататоров и переход ее в руки народа, а также за принудительное уравнивание имущественного состояния всех членов общества. Одновременно предполагался определенный переходный период, предшествующий установлению передового коммунистического строя. Созданные этими мыслителями доктрины – предвосхищение учения К.Маркса и Ф.Энгельса о социалистической революции и диктатуре пролетариата.
Глава 33. Политические взгляды О.Конта
Огюст Конт (1798 – 1857) – выдающийся французский философ, основоположник философии позитивизма и один из основоположников современной социологической науки (он, собственно, и выделил ее в отдельную и специальную дисциплину). Он воспитывался в семье, строго придерживавшейся католических и монархических традиций, в отношении которых он вскоре стал убежденным оппозиционером. Получив образование в Парижской политехнической школе, он стал убежденным приверженцем естественнонаучного мировоззрения. Популярные в его эпоху республиканские идеи достаточно скоро сделали его убежденным радикалом. Тем более что правительство закрыло в 1816 г. политехническую школу, вынудив будущего основоположника научной социологии заниматься самообразованием – что только укрепило его антиклерикальные и либеральные убеждения. В 1817 г. он сближается с Сен – Симоном и до 1824 г. является его секретарем – т.е. имеет общение, которое, по его мнению, развило в нем «понимание политических наук», а кроме того, «усовершенствовало представления о других науках», дав в итоги «более правильный и более взвешенный взгляд на вещи».
Его предшественниками были такие мыслители как экономист и физиократ Тюрго, Кондорсе (идея эволюции) и социальный философ Сен - Симон. От Тюрго он заимствовал идею о поступательном развитии всех сфер общественной жизни (экономики, государственности, права и морали) под влиянием природных и экономических факторов, а также о существовании трех стадий в развитии общественного сознания (теологической, отвлеченно – философской и научно – механистической). От Кондорсе – принципы и приемы математического исследования социальных явлений, а также идею эволюционного развития общественных отношений в сторону усовершенствования, ликвидации неравенства и расширения человеческой свободы. От Сен - Симона, у которого он работал секретарем – идею создания новой, основанной на наблюдении и рациональном мышлении, имеющей практическую направленность науки об обществе (т.е. социологии).
Главное сочинение Конта – шеститомный «Курс положительной философии», опубликованный между 1830 и 1842 гг.
Основные моменты его учения таковы:
1) Назначением философии является не выявление сущности вещей (это метафизика), а выяснение на основе наблюдения причин происхождения и характера социальных или природных явлений, а также управляющих ими законов;
2) В сознании любого общества выделяются три последовательно сменяющих друг друга стадии – теологическая (преобладает религиозное мировоззрение), метафизическая (преобладает отвлеченное философское мышление) и позитивная (преобладает передовое научное мировоззрение): при этом только на последней стадии общество достигает высокого уровня индустриального развития;
3)Усвоение людьми научных знаний, развитие передовых промышленных технологий и умеренные социальные реформы способны обеспечить обществу стабильность, благополучие и счастье;
4) Управление обществом должно осуществляться наиболее преуспевающими в своей сфере деятельности людьми – банкирами, промышленниками и священниками позитивистской церкви, жестко контролирующими и планирующими все социальные процессы; в идеале все общество должно подразделяться на богатый и знающий патрициат и управляемый им пролетариат;
5) В разумно устроенном обществе все нравственные и общественные явления должны быть подчинены неизменным законам и моральным нормам, сформулированным с помощью позитивной философии;
6) Поскольку божественное право в нем не существует, все права людей по их общему согласию должны быть упразднены, помимо права человека исполнять свой долг перед обществом;
7) Источниками любых общественных изменений являются три фактора: раса, климат и политическая деятельность.
Новое учение Конта об обществе пользовалось широкой популярностью в Европе и в России. Его идеи о научно спланированном преобразовании общества, о преобладающей роли в нем промышленников – управленцев сказались на разнообразных концепциях социального прогресса 19 и 20 вв., а также предвосхищением технократических концепций (Д.Белл и Р.Арон) и теории «менеджериальной революции». В области правоведения большой резонанс вызвала контовская теория солидарности, получившая свое дальнейшее азвитие в учениях Л.Дюги, М.Ориу и П.А.Кропоткина.
Глава 34. Политические и правовые учения в России в период разложения феодализма и кризиса феодально-крепостнического строя
С воцарением Александра 1 в России изменяется политический режим, и появляются определенные надежды на либерализацию. Надежды эти были связаны в том числе и с тем, что вокруг царя сложился кружок «молодых друзей» из либерально мыслящих молодых людей, получивший впоследствии название «Негласного комитета». Членов этого кружка за их взгляды и деятельность в высоких кругах иронически называли «якобинской шайкой». Совместно с этим комитетом царь Александр 1 принял ряд либеральных законов и подготовил проекты преобразования центральных органов управления.
Под воздействием примера реформаторов из ближайшего царского окружения среди мыслящих слоев российского общества также проявился интерес к созданию проектов государственных и конституционных преобразований.