Политическое учение Г.Мабли

В отличие от Морелли, Мабли(1709 – 1755) не стремится детально описать совершенное коммунистическое общество, утверждая, что у него «нет материала, чтобы соорудить такое здание» (как он пишет). Его теория имеет отвлеченно – философский характер. Он рисует общую картину утопической республики равенства, которой удалось частично избавиться от недостатков системы, основанной на частной собственности. Примыкая по своим взглядам на общество к Руссо, Мабли высказывался за экономическое равенство людей на основе мелкого ремесленного и земледельческого труда.

Основные положения учения Мабли:

1) Целью нового общественного строя является обеспечение счастья человечества, средствами обеспечения которого должны стать мирные политические средства и законы;

2) Верховный законодатель должен стремиться к воплощению этого всеобщего счастья, и содействовать проявлению у людей качеств, которые бы побудили их объединиться в общество, основанное н принципах равенства (его, согласно Мабли, требует сама природа человека);

3) Для утверждения общественного равенства необходимо принятие нескольких законов: закона против роскоши во всех ее видах («мебель, жилище, стол, слуг, одежду», т.е. государство должно культивировать простые потребности и нравы); закон об отказе государства в покровительстве торговле и купечеству; закон, регулирующий порядок наследования (имущество завещателя должно распределяться поровну между членами его семьи или переходить к неимущим его округи); закон, устанавливающий пределы частных владений отдельных граждан;

4) Единственным создателем политического строя, носителем и распределителем верховной власти является народ, который доверяет определенную ее часть должностным лицам;

5) Граждане избирают на определенный срок Национальную ассамблею, которая формирует и контролирует исполнительную власть, действующую в масштабах всего государства (на местах он дополняется избираемым населением магистратами);

6) Формой общественного устройства, наилучшим образом воплощающей в себе принципы равенства является демократическая республика.

Возникший в недрах философии Просвещения социализм требовал своего практического воплощения. Поэтому неслучайно, что в 1796 г., после падения Робеспьера и правления Директории, в Париже было основано тайное общество, готовившее политический переворот и разрабатывавшее программу будущего социалистического устройства страны. Во главе общества стояла т.н. Директория общественного спасения, опиравшаяся на разветвленную сеть агентов. Во главе директории стояли Филипп Буонаротти и Ноэль (переименовавший себя впоследствии в Камилла, а затем в Гракха) Бабеф. По доносу руководители заговора были арестованы: двое из них, в том числе Бабеф – казнены, а Буонаротти – сослан.

Подробное изложение политической программы тайного общества изложил Буонароттив своей книге «Заговор равных»:

1)Целью совершенного общественного строя является достижение равенства любой ценой («Мы хотим действительного равенства или смерти – вот чего мы хотим»);

2) Для этого необходимо провозгласить общность имущества, и упразднить право индивидуальной собственности;

3) Вся страна превращается в единое хозяйство, управляемое бюрократией, торговля (кроме мелкой) прекращается, а деньги изымаются из употребления;

4) Одновременно вводится всеобщая трудовая повинность и общественные работы, за которыми надзирают должностные лица;

5) Государство (отечество) становится полноправным владельцем личности человека (физической и духовной) от его рождения до самой смерти;

6) Воспитание детей проходит под контролем государства: из казенных школ юноши переводятся в военные лагеря, а затем под руководством должностных лиц преступают к общественно полезному труду;

7) Государство должно жесткого наказывать всех лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда и ведущих праздный образ жизни;

8) Высшая власть находится в руках корпорации «блюстителей национальной воли», которые должны контролировать деятельность избранного народом собрания законодателей.

Программа Бабефа и Буонаротти («равных») – продолжение уравнительных и вождистко - популистских идей Руссо, и одновременно – предвосхищение уравнительного и казарменного коммунизма, модель которого окончательно сформировалась в левых учения рубежа 19 – 20 веков.

 

Глава 24. Естественно - правовые учения в Германии 17 – 18 вв.

 

Политико-правовые учения Германии 17 – 18 вв. формировались в совершенно особых политических условиях. Так, опустошительная Тридцатилетняя война (1618 – 1648 гг.) пагубно отразилась на социально – экономическом состоянии Германии. Усугубляли картину раздробленность Германии на сотни самостоятельных княжеств, деспотический произвол их правителей, обскурантизм официальной церкви. Так, в административно – политическом плане с 1648 по 1871 гг. немецкие государства представляли собой некоторое подобие конфедерации: в состав Германии входило 4 королевства, 6 великих герцогств, 5 герцогств, 7 княжеств и три вольных города (Гамбург, Бремен и Любек). В силу всех вышеназванных причин Германия заметно отставала в социально – экономическом и общественно – политическом отношении от Голландии, Англии и Франции, а политический вес класса буржуазии был весьма ограниченным. Поэтому возникающие в Германии в это время политико-правовые учения отличались гораздо более умеренным характером. Критика существующих политико-юридических институтов выражалась в гораздо более умеренной форме, и политические мыслители проявляли гораздо большую лояльность по отношению к властям. Передовые и прогрессивные (для того времени) выражались не в конкретно – правой, а в философско-отвлеченной форме.

Главными направлениями деятельности мыслителей немецкого Просвещения стали систематизация и популяризация доктрины естественного права, приспособление ее к интересам поднимавшейся буржуазии, освобождение юриспруденции от влияния теологии. При этом в рамках просветительского движения в Германии выделялись умеренное и радикальное направление. К умеренному относились С.Пуфендорф, Х.Томазий, Х.Вольф, а к радикальному – М.Кнутсен, Т.Лау, Г.Лессинг.