Политические идеи Т.Кампанеллы

 

Томмазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.) – философ, религиозный мыслитель и поэт. До 34 лет был монахом доминиканского ордена, затем за организацию заговора против испанцев в Калабрии был арестован и провел в тюрьме 27 лет. Прославился тем, что еще раньше Ф.Бэкона провозглашал эмпирический (т.е. основанный на опыте) характер науки, отстаивал ее независимость от церкви, защищал Галилея. По своим религиозно – философским убеждениям был пантеистом. Его взгляды на идеальное устройство государства и общества изложены в трактате «Город солнца» в форме диалога с мореходом (1602, первая публикация – 1623).

1) В Городе Солнца нет частной собственности, а земледелие и ремесла являются делом совместного труда соляриев (4 часа в день), которые поделены на отряды под управлением должностных лиц – специалистов (десятники, сотники и полусотники);

2) Произведенный сообща продукт распределяется справедливо, т.е. так, чтобы обеспечить каждого солярия всем необходимым и создать условия для благополучной жизни;

3) Чиновники регулируют всю жизнь горожан, семью и досуг, обучают и воспитывают всех членов общины (с 8 лет обучают ремеслам и наукам, регламентируется даже деторождение и творчество поэтов);

4) Государственная власть в Городе Солнца складывается из трех основных ветвей, каждая из которых отвечает за один из основных видов деятельности: военное дело, наука и воспроизводство населения;

5) Во главе системы власти стоит Метафизик (священник, который именуется ими «Солнце»), превосходящий всех сограждан своей ученостью, талантами и умением; ему принадлежит право окончательного решения по всем спорам – народу отводится лишь право совещательного голоса;

6) Метафизик находится на своей должности до тех пор, пока не появляется человек, превосходящий его своими знаниями и талантами, которому он должен добровольно уступить власть – в своей работе он непосредственно опирается на трех высших правителей: Мощь, Мудрость и Любовь;

7) За исключением четырех этих высших чиновников, все остальные должностные лица выбираются народом;

8) Наказания применяются лишь для воспитания людей, и должны приниматься ими с благодарностью (как лекарство).

Никакой разработанной системы права в городе нет. Что касается значения «Города Солнца» Кампанеллы, то помимо наличия в ней многих будущих черт социализма (и теории, и практики), он предвосхищает в своем учении идеи технократии (дословно – власть или правление специалистов).

 

Глава 20. Политико-правовые учения Английской буржуазной революции

 

Новое время – период истории с 16 по 20 в., началом которому послужила Реформация. Его вершина – эпоха окончательного упадка феодализма. На нее приходятся такие масштабные социальные процессы, как буржуазные революции и утверждение конституционных (республиканских) форм правления и гражданского общества, становление капитализма. Естественно, что столь значительные перемены в духовной, экономической и политической жизни не могли не привести к возникновению новых политико-правовых идей и учений, продолжающих традиции эпохи Возрождения и Реформации. Две основных политико-правовых идеи этого времени – идея народного суверенитета и общественного договора. Принцип суверенитета народа делает его высшим источником власти, воле которого никто не мог ставить ограничения. Идея общественного договора предполагает, что всякая государственная власть и форма правления может быть учреждена лишь на основе соглашения всех граждан (т.е. власть не имеет Божественного и сверхъестественного происхождения).

Наиболее значимые политико-правовые – теории Нового времени появляются в Англии и Голландии – странах, которые первыми пошли по пути буржуазных революций и становления капиталистического способа производства.

Политико-правовые учения Англии были тесно связаны (отразили дух Английской буржуазной революции). Особенностями английской буржуазной революции было то, что возглавившая ее городская буржуазия выступала в тесном союзе с джентри (т.е. средним и мелким дворянством, сумевшим приспособиться к развитию капитализма). На стороне революции также выступили крестьянство и мелкая городская буржуазия. Приверженцами феодального строя и абсолютной монархии были старое родовое дворянство и верхи англиканской церкви.

При этом различные поддерживающие революцию группы имели собственную идеологию и по идеологическому принципу подразделялись на партии (движения). Интересы ее правого крыла (богатого купечества и банкиров Лондона, примкнувшей к ним части обуржуазившегося дворянства) выражала партия пресвитериан, идеологией которой стало учение кальвинизма – они стремились к устранению элементов католицизма из богослужения, а также к созданию особой (государственной) церкви по образцу Шотландии, где выборные старейшины вместе со священниками составляли общий государственный синод. Позиции средней буржуазии и группировавшейся вокруг нее части джентри выражала партия индепендентов («независимых»). Их требованиями были самоуправление религиозных общин (соотносящихся друг с другом как самостоятельные республики), ликвидация централизованной государственной церкви, свобода совести и веротерпимость, республиканская либо конституционно – монархическая форма правления. Политической партией более радикально настроенных городских слоев являлись левеллеры (уравнители). Они отстаивали демократическое политическое устройство, всеобщее избирательное право при однопалатном и ежегодно избираемом парламенте, возврата огороженных общинных земель, а также провозглашения свободы совести с отделением церкви от государства. Впоследствии от них отделилась еще более радикально настроенная партия (или группа) диггеров (копателей), отстаивавшие интересы беднейших слоев города и деревни – последние прославились тем, что занимали пустующие земли и устраивали на них общинное землевладение.

Идеология противников революции наиболее полно была сформулирована профессором Лейденского университета Клавдием Салмазием и англичанином Робертом Фильмером. Салмазий в памфлете «Королевская защита»доказывал, что власть короля имеет божественное происхождение никто из людей не имеет права ее ограничивать и разрушать, а любое покушение на нее означает попрание религии, государственности и всяких законов. Р.Фильмер в сочинении «Патриархат» («Патриархия, или Естественная власть короля», 1642) доказывает, что власть короля идет от прародителя человеческого рода Адама, государство возникает свыше, а не в результате общественного договора, а королевская власть не подчиняется божественным законам. При этом король выступает как данный Богом отец (патриарх) своих подданных, и не может избираться либо отстраняться от своей должности.

В наиболее концентрированном виде новые идеи и опыт революции отразились в творчестве двух крупнейших английских мыслителей этой эпохи – Т.Гоббса и Дж. Локка.