Политическая доктрина Ж.Кальвина

 

Основные идеи Реформации также получили свое развитие в учении основоположника кальвинизма – Жана Кальвина(1509 – 1564), политического деятеля из Франции, который обосновался в Женеве. Его основные религиозные и политические идеи изложены в трактате «Наставление в христианской вере» (1536). Основа этого учения – догмат о божественном предопределении:

1) Бог заранее предопределил одних людей к спасению, а других – к погибели (но людям этот выбор не известен);

2) Люди бессильны изменить волю Бога, но могут судить о ней по результатам своей жизни на земле – Бог благоволит к тем из них, кто добивается успеха в своей профессиональной деятельности;

3) Истинный христианин (т.е. кальвинист) должен всецело посвятить себя своей профессии, быть рачительным хозяином, презирать наслаждения и расточительность;

4) Благородство и сословное происхождение не важны, т.к. не ими определяется избранность или вечное проклятие человека;

5) Государство – порождение грехопадения и нужды человека;

6) Церковные общины (консистории) должны возглавить старшины (пресвитеры) из наиболее богатых мирян и проповедники, одновременно выполняющие административные функции и контролирующие частную жизнь членов общины – т.о., можно сказать, что Кальвин склонялся к выборной аристократической республики;

Следует сказать, что сам Кальвин в 1541 – 1564 гг. руководил Женевской консисторией, которая фактически подчинила себе магистрат города и учредила жесточайший контроль за жизнью и поведением граждан (в т.ч. слежка, казни и др.).

7) Люди должны безропотно подчиняться всякой светской власти в силу ее божественного происхождения, а последняя – неуклонно следовать религиозным нормам;

8) Одновременно в случае установления тирании правом на сопротивление ей обладают члены органов власти, представительные учреждения и церковь; насильственное свержение тирана допустимо лишь при исчерпании всех других форм борьбы.

Кальвинистская идеология, содержащая в себе светские и республиканские идеи, сыграла в истории заметную роль. Она стала идейной основой Нидерландской буржуазной революции и способствовала установлению там республики. На ее основе сложились республиканские партии (движения) в Англии и Шотландии. Одновременно, по мнению социолога М.Вебера, кальвинизм способствовал формированию нового мировоззрения, максимально благоприятного для утверждения капиталистического способа производства (работа «Протестантская этика и дух капитализма»).

Глава 18. Учение о государстве Ж.Бодена

 

В последней трети 16 в. Франция после проникновения в нее кальвинизма оказалась на грани масштабной религиозной войны. Причиной этого было то, что конфликтовавшие друг с дугом католики и кальвинисты (гугеноты) не признавали принципа веротерпимости и равноправия друг друга. Помимо этого, церковь, аморфная Священная римская империя, крупные феодалы и города используя имеющиеся у них вольности и привилегии, стремились максимально ослабить центральную королевскую власть. Короли династии Валуа, направляемые их властной и жестокой матерью Екатериной Медичи, проявляли слабость и непоследовательность. Поэтому надежды на поддержание в стране мира и сохранение ее целостности стали связываться с полновластным монархом (предвосхищение абсолютизма), способным обеспечить действие законов и подавить всякое сопротивление своей власти. В сложившейся тогда обстановке преобладало мнение о том, что даже тирания лучше гражданской войны, хаоса и распада.

Но для утверждения такой полновластной королевской власти требовалось соответствующее теоретическое (философско-юридическое обоснование), новая политико-правовая теория. Ее автором стал выдающийся французский политический мыслитель Жан Боден (1530 – 1596). Юрист по образованию, он был профессором университета в Тулузе, адвокатом в Париже, депутатом Генеральных штатов, а затем королевским прокурором в Лионе. Примыкал к т.н. «партии политиков», занимал компромиссную позицию в споре католиков с гугенотами, отстаивал веротерпимость (так, на штатах в Блуа в 1576 г. он одним из немногих голосовал против запрета гугенотского вероисповедания), рассчитывал стабилизировать Францию с помощью политической системы абсолютизма (где король возвышается над всеми и является гарантом общих законов). Свои взгляды на государство, а также пути и методы упрочения централизованной монархической власти он изложил в труде «Шесть книг о республике» (1576). При этом под республикой Боден имел в виду, как и мыслители Древнего Рима, государство вообще.

Основные моменты политико-правового учения Бодена, изложенного в этом труде, таковы:

1) Государство – это управление совокупностью людей (семей или домохозяйств), осуществляемое суверенной властью на основе права (естественного закона);

2) Государство как организация возникает на основе договора, и ее целью является защита населения (подданных) от нападения извне и поддержание внутреннего мира, что должно обеспечить им счастье;

3) Суверенитет государственной власти обозначает ее постоянное и ничем не ограниченное право принимать решения, обязательные к исполнению на определенной территории – т.е. власть государства должна быть неделима и абсолютна;

4) Существуют пять основных признаков суверенитета – издание общих для всех подданных и учреждений государства законов, решение вопросов войны и мира, назначение должностных лиц, осуществление правосудия в качестве суда высшей инстанции, осуществление помилования (т.е. Боден перечисляет все основные функции высших органов современной государственной власти);

5) В своей деятельности государство должно опираться на естественные и божественные законы: божественные законы означают ее право распоряжаться по своему усмотрению жизнью и смертью подданных, в тоже время естественные законы не позволяют вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости и взимать незаконные подати;

6) Неделимость суверенитета на практике могут сочетаться с дифференциацией (разделением) власти и управления – т.е. возможна временная передача королевской властью части своих полномочий назначаемым должностным лицам;

7) Лучшей формой правления является абсолютная монархия (но не тирания), поскольку именно при ней суверенитет и властные полномочия полностью сосредотачиваются в руках руководителя государства; («Подобно тому, как во Вселенной над всем властвует Бог, а на небе – Солнце, у людей должен быть один правитель»). Демократия же разрушает всякую власть и государство (ибо «народ – это зверь многоголовый и лишенный рассудка»), аристократия лучше, но чревата раздорами;

8) При этом монархический характер государства не исключает наличия в нем элементов аристократии и демократии: аристократический элемент проявляется в назначении монархом на должности знатных и лучших людей, а демократический – в открытии доступа к должностям всем свободным и разумным индивидам независимо от происхождения; лучшим, согласно Бодену, является такое государство, где суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер;

9) Причиной революций и неурядиц в государстве является излишняя неравномерность в распределении богатств между высшими и низшими – при этом сторонником равенства имуществ Боден не был, но предлагал укрепить средний слой с помощью законов против роскоши и о порядке наследования;

10) Справедливость и законность означают распределение прав и наказаний в зависимости от деяний и статуса конкретного индивида (принцип равенства и подобия).

Значение идей Бодена состоит не только в философско-юридическом обосновании абсолютной централизованной монархии, а также в том, что она предвосхищает многие идеи и принципы политико-правовых учений Нового времени (в частности, идея естественного закона и естественных прав, общественного договора и суверенитета как важнейшего атрибута государства). Правивший при его жизни Генрих 3 не стал «успокоителем» Франции, и абсолютизм в ней стал устанавливаться позже – при Франциске 1, и расцвел при Генрихе 4, принесшем стране долгожданный социальный и религиозный мир.

 

Глава 19. Политико-правовые идеи европейского социализма 16 – 17 вв.

 

 

Среди политико-правовых учений 16 – 17 вв. большое влияние приобретает социализм, который стал реакцией или ответом на буржуазные концепции государства и права. В отличие от предшествующих социалистических учений, выраженных в форме ересей и мистических учений, социалистические теории этого времени имеют более умеренный и наукообразный характер. Их авторы обращаются не к малокультурным крестьянам и городским плебеям, а стремятся убедить в своей правоте образованные слои общества. При всем различии в подходах и частностях общим для всех социалистических учений является их острая критика существующих социальных порядков как неприемлемых и упор на рациональность, стремление построить идеальную модель общества на основе принципов разума.

Наиболее видными писателями социалистического толка в рассматриваемый нами период были Томас Мор и Томмазо Кампанелла.