Политическое учение митрополита Иллариона

 

Первый русский собственно политический трактат – «Слово о Законе и Благодати» – был написан в 11 в. киевским митрополитом Илларионом. Характеристика этого религиозного мыслителя в летописи весьма лаконична: «Ларион муж благ, книжен и постник». О его биографии известно также немного: Илларион служил священником в княжеской резиденции, селе Берестове близ Киева. В 1051 г. он занял высшую должность в Киевской церкви («Постави Ярослав Лариона митрополитом русине в святой Софии, собрав епископы»). Примечательно, что до него этот пост занимали только греки, что позволяет толковать его назначение как демонстративный акт, утверждающий независимость русского клира от опеки Константинополя.

Произведение Иллариона («Слово»)написано белым стихом в форме церковной проповеди и является образцом торжественного религиозного красноречия. «Слово» состоит из трех частей. В первой рассказывается о возникновении христианства и его утверждения в борьбе с иудаизмом. Вторая часть повествует о распространении христианства на Руси, и третья – воспевает князей Владимира и Ярослава (в крещении – Василия и Георгия). Всю мировую историю Илларион делит на три периода: языческий («идольский мрак»), иудейский (Моисеев закон) и христианский (достижение истины). Таким образом, русский богослов предлагает распространенный в его эпоху богословский взгляд на мировую историю.

Главная тема «Слова» - выяснение взаимоотношений Закона и истины. При этом понятие «закон» употребляется Илларионом одновременно в теологическом и в юридическом значении: как воплощение чужой высшей воли: Бога или своего Господина (в данном случае государя). Помимо того, закон – это и еще жесткие нормы поведения, содержащиеся в Ветхом Завете. Поэтому политические и юридические моменты в учении Иллариона перемешаны. Они таковы:

1) Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще совершенства и не готовы к полноценному восприятию божественной Благодати и истины;

2) Законы необходимы, поскольку благодаря подзаконному состоянию человечество способно избежать взаимного истребления;

3) Но вместе с тем закон подчиняет народы и разобщает их, возвышая одни народы и принижая другие – т.е. предполагает несвободу и рабство людей. Именно поэтому столь далека от совершенства жизнь ветхозаветных иудеев;

4) Замена Закона (жестких правовых ограничений Ветхого Завета или просто государственной власти) Благодатью возможна лишь после достижения христианином высокого нравственного состояния и постижения им Истины Нового Завета («уже не теснится человечество в законе, а в благодати свободно ходит»);

5) После прихода Христа все живущие на земле народы равны, а время богоизбранности еврейского народа прошло («Ибо иудеи о земном радели, христиане же – о небесном»);

6) Русское государство занимает равноправное и достойное положение среди других западных и восточных стран; она «ведома и слышима есть всеми четырьми концы земли»;

7) Власть князя является воплощением божественной воли и продолжением «Божественного царства», что обязывает его обеспечивать труд, мир и хорошее управление своей землей. Естественно, что выполнение этой миссии требует от князя высокого морального облика.

Вся поднятая Илларионом проблематика - вопросы о христианской государственности, о назначении права, о происхождении и обязанностях верховной власти - обеспечили его трактату признание со стороны его современников и потомков. Помимо этого, «Слово о законе и Благодати» предшествовало теории «Москва – Третий Рим», обосновавшей роль России как ведущей православной державы после Рима и Константинополя.