Политическая мысль ислама с 14 в.

 

Лишь в дальнейшем развитии (с 14 в.) арабской политической мысли (прежде всего в учении Ибн Хальдуна) стали появляться указания на прямую связь политики с исламом и властью правителя, стремление дать им обоснование с позиций мусульманского права. И главная проблема здесь состояла в том, что нормы Корана и сунны содержат мало предписаний, регламентирующих вопросы организации и осуществления власти. Даже само понятие «государство» ими не употребляется. Поэтому единственная опора мусульманских правоведов и государствоведов – практика осуществления верховной власти пророком и наследовавшими ему праведными халифами. Основные особенности мусульманской государственно-правовой доктрины:

1) Ключевой категорией является халифат, который рассматривается в двух основных аспектах: как духовно - нравственное назначение мусульманской власти («руководство молитвой») и как конкретная форма правления (у шиитов – имамат - как прямое продолжение пророческой миссии пророка Али);

2) Функции халифата – защита веры и руководство земными делами;

3) Поэтому необходим контроль со стороны халифа за исполнением мусульманами религиозных обязанностей и норм мусульманского права в целом;

4) Верховным носителем суверенитета в Халифате является Аллах, а мусульманское государство строится на основе поручения (заповеди), данной им мусульманской общине;

5) Община получает от Аллаха суверенитет в мирских делах, который выражается в ее праве избирать правителя (халифа), осуществляющего по договору власть от ее имени;

6) Община вправе законодательствовать по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной, а халиф может осуществлять свою власть в строгих рамках мусульманского права.

С точки зрения шиитов, править должен имам, который не избирается общиной, и является прямым потомком Али и руководствуется только шариатом. Его личность божественна, и он возвышается над общиной, является непогрешимым и берет на себя ответственность за исполнение норм шариата. При этом по вопросам, не урегулированным Кораном и Cунной, его решения имели силу закона.

7) Халиф несет ответственность за осуществление власти над общиной и вправе принимать любые меры для обеспечения ее интересов при условии строго соблюдения норм мусульманского права;

8) Формально община имеет право требовать от халифа ответственности за его действия, но реально право оценивать его действия имеют только муджтахиды, представляющие и защищающие интересы общины в отношениях с властью.

С точки зрения мусульманских правоведов модель халифата считалась идеальной, поскольку правитель – халиф оказывался связан в своих действиях нормами мусульманского права, интересами и общей пользой подданных, а также необходимостью советоваться при принятии важнейших решений. Однако на практике решения всех вопросов оставались в руках халифа и консультативного совета муджтахидов, которые толковали нормы мусульманского права в своих корпоративных и классовых интересах.

Определенной вершиной мусульманской политико-правовой мысли является творчество Ибн Хальдуна (1332 – 1406). Заслуга его состоит в том, что он впервые в арабской политической мысли сумел соединить философский и юридический подходы к государству, разработал собственную классификацию форм правления и описывал не идеальное, а реально существующее мусульманское государство своей эпохи.

Основные моменты политико-правового учения Ибн Хальдуна:

1) Любое общество в силу природы самого человека нуждается в сдерживающем начале, призванному противостоять естественному стремлению людей к агрессии и взаимному истреблению;

2) Такая принудительная власть отличает государство от простого предводительства племен и является показателем уровня цивилизованности того или иного народа;

3) Государство подавляет членов общества, сплачивает племена в единое целое и осуществляет принудительную власть как по отношению к своим подданным, так и во внешней сфере;

Внутренняя сторона этой власти заключается во всевластии правителя, управлении подданными, обеспечении порядка и действия законов. Внешняя – в неподчинении какому – либо другому государству.

4) Государственная политика не ограничивается отдельными правителями, а включает участие в управлении подданных;

5) В течение срока своей жизни государство проходит пять этапов развития:

а) возникновение новой принудительной власти взамен прежней;

б) сосредоточение верховной власти в одних руках после устранения правителем своих сподвижников, помогавших придти к власти;

в) расцвет государства в котором господствует порядок, спокойствие и уверенность;

г) переход к насилию и деспотическим методам правления для подавления оппозиции;

д) упадок и гибель государству;

6) Существует три основных разновидности форм правления: «естественная монархия» (деспотический режим личной власти), «политическая монархия» (правление на основе разума и общественной пользы, но без опоры на религиозные ценности) и халифат (власть халифа на основе веры и мусульманских правовых норм). Халифат – лучшая форма правления, поскольку опирается на священные нормы мусульманского права., идеально и наиболее полно отражающие интересы подданных. Если монарх – чуждая и внешняя для подданных сила, то халиф неразрывно связан с ними общей мусульманской верой.

Творчество Ибн Хальдуна является вершиной мусульманской политико-правовой мысли, после которой она сравнительно долго переживала застой в своем развитии. Политика – правовая наука оказалась в руках богословов и руководителей сект, которые были опорой официальной власти и толковали правовые нормы в ее пользу, всячески оправдывали ее политику ссылками на нормы мусульманского права.

Лишь на рубеже 19 – 20 веков в мусульманском мире возникло мощное движение реформаторов, которое приоткрыло т.н. «ворота иджтихада»– т.е. право и возможность для богословов самостоятельно интерпретировать мусульманские законы, разрешая спорные политические и правовые вопросы на основе Корана и Сунны. Выдающиеся арабские богословы и философы этой эпохи – Джемаль эд – Дин аль – Афгани, Мухаммед Абдо, Рашид Рида, а также мусульманский богослов индийского происхождения Мухаммад Икбал сформулировали идею необходимости возвращения к «первоначальному чистому исламу» и приведения религиозных установлений в соответствие с требованиями современности. Появились попытки модернизировать и саму систему мусульманского права: так, в середине 19 века в Турции была осуществлена кодификация шариатских норм и создан их свод под названием Маджалла, который вскоре признали устаревшей, и с 1926 г. Турция перешла к светской правовой системе романо-германского типа. Вопрос о необходимости модернизации ряда положений и установлений ставится мусульманскими богословами и сегодня.

 

 

Глава 11. Становление политико-правовой идеологии в Древнерусском государстве

 

Зарождение русской политической мысли традиционно принято связывать с возникновением и развитием Древнерусского государства. Возникшая в 8 в. государственность объединила восточнославянские племена в сообщество, положившее начало образованию самостоятельной русской нации. Именно в период 11 – 12 вв. Древнерусское государство переживало свой культурный расцвет. Главная причина этого – принятие христианства и распространение письменности, которые привели к появлению разнообразных исторических и правовых произведений самых разных жанров (хроники, трактаты, правовые сборники, и т.д.). Наибольший культурный подъем пришелся на княжение Ярослава Мудрого (1019 – 1054). Что неудивительно, поскольку сам великий князь любил книгу («к книгам прилежа день и нощь») и способствовал распространению книжного образования в своей стране («насеял книжными словесами сердца верных (т.е. православных) людей) – как писали летописи). При Софийском соборе, возведенном в годы его княжения, Ярослав создал кружок «книжников» – т.е. просветителей, которые занимались разнообразными литературными трудами, по преимуществу переводами византийских авторов, принадлежавших к рационалистическому направлению в православии. Благодаря переведенным на древнеславянский язык византийским сочинениям утверждалось православное богословие, проникали сведения о греко - византийской культуре и некоторых античных авторах.

Одновременно с этим активная общественно – политическая и правовая жизнь Киевской Руси (вечевые собрания в городах, принятие правового сборника – Русской правды, развитие взаимоотношений с другими странами) способствовали развитию политико-правового мышления.