Полибий

 

Учения Платона и Аристотеля, а также идеи древнегреческих стоиков оказали большое влияние на взгляды Полибия (210 – 123) – латинизированного грека, историка и политического деятеля римского периода. Уроженец Мегаполя (Мегаполиса), его отец Лик избирался стратегом Ахейского союза. Как сторонник Ахейского союза активно отстаивал идею автономии отдельных греческих полисов, в качестве посредника между Римом и Грецией сделал немало для упрочения взаимопонимания и сохранения элементов автономии в жизни греческих полисов (насколько было возможно под властью римского проконсула). Вместе с римскими легионерами Полибий побывал в Ливии, Галлии, Корсике, Испании. Воззрения Полибия отражены в его знаменитом труде «История в сорока книгах». Предмет исследования Полибия – 50 -летний (220 – 168 гг. до н.э.) путь Рима к господству над Средиземноморьем и далее над всем обитаемым тогда миром. Прославляя римское могущество, он пытался на исследуемом материале выявить всеобщие законы мирового развития. Основные моменты историко-политического и политико-правового учения Полибия таковы:

1) В основе мирового исторического процесса лежит «судьба» – т.е. всеобщий мировой закон и разум («изобретающий много нового»);

2) Причиной возникновения общества и государства является слабость людей, которая «побуждает их собираться в одну толпу»; при этом владыкой и вождем этих людей является человек, превосходящий всех силой и отвагой (вождь);

3) Определенный тип устройства государства играет решающую роль в судьбе целых стран и народов: «Важнейшей причиной успеха или неудачи в каком – либо предприятии должно почитаться государственное устройство. От него, как от источника, исходят все замыслы и планы предприятий, от него же зависит и осуществление их»;

4) История развития и последующей смены определенных государственных форм совершается по «закону природы» (Вселенной) и представляет собой цикл (кругооборот), ведущий страны и народы от рассвета к упадку: «Природе вещи присуще, чтобы после роста наступал период упадка»;

5) Всего в истории встречается шесть последовательно сменяющих друг друга форм правления: царство (царская власть в соответствии с разумом и предназначением), тирания (т.е. правление одного лица по своему произволу – вследствие вырождения монархии), аристократия (вследствие заговора «отважных» против тирана), олигархия, демократия (правление на основе свободы, равенства и «постановлений большинства народа»), охлократия (власть черни и толпы под руководством демагогов) – таким образом, вслед за любой возникающей правильной формой правления следует искаженная;

6) Каждой конкретной форме правления присуща неустойчивость, поскольку каждая из них воплощает в себе лишь одно какое – то начало (принцип), которое вырождается в свою противоположность. Единоличный характер царской власти порождает тиранию, а при демократии свобода выливается в необузданное господство силы: «Примитивное, стихийное и естественное правление – это правление одного лица, из которого, после некоторого улучшения с помощью искусства, появляется монархия. Этот режим, вырождаясь, преобразуется в режим такой же природы – деспотию. Потом на руинах того и другого устанавливается аристократия, которая, в соответствии с законом природы, вырождается в олигархию. Потом, когда разгневанный народ накажет руководителей за злоупотребление, рождается демократия. Наконец, с течением времени безмерной вольности и презрения к закону устанавливается в конце этого ряда охлократия»;

7) Для преодоления этой неустойчивости необходимо создание смешанной формы правления, сочетающей черты царской власти, аристократии и демократии (первым утвердил такое правление лакедемонский законодатель Ликург). Смешанная форма правления, предполагающая соединение власти царя, старейшин и народа), было присуще и современному ему римскому государству римскому государству – в форме сочетания власти консулов, сената и народа);

8) Для сохранения устойчивости государственного механизма необходимы процедуры и способы, благодаря которым отдельные власти могли бы уравновешивать и взаимно поддерживать друг друга: «Все виды деятельности государства в каждой из областей их осуществления были организованы и отрегулированы под руководством этих трех властей, столь уравновешенных и столь разумных, что никто, ни один римский гражданин не мог бы сказать с уверенностью, является ли такая власть аристократической, демократической или монархической». Тем самым Полибий фактически предвосхищает идею разделения властей, а также концепцию сдержек и противовесов;

9) Для поддержания порядка в любом государстве необходимо определенное сочетание законов и обычаев – но они не будут действовать, если не будут опираться на добрые нравы людей.

 

Идеи Полибия о циклическом развитии государств, о необходимости поиска уравновешенных и умеренных форм правления получат свое развитие в политической мысли Нового времени – в работах Ш. – Л. Монтескье (учение о разделении властей и «умеренном правлении»), Б.Констана и А.де Токвиля. Они также весьма актуальны и для современной политической практики.

 

 

Глава 4. Политико-правовые учения Древнего Рима

 

Политические и правовые учения в Древнем Риме пережили длительную эволюцию и в своем развитии отражали изменения в его социально – экономической и политической жизни за долгое время. Саму историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754 – 510 гг. до н.э.), республиканский (509 – 28 гг. до н.э.) и императорский (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.). Причем образовавшаяся после разделения Римской империи на две части Восточная Римская империя просуществовала до 1453 г.

Большое влияние на политико-правовые воззрения мыслителей Древнего Рима оказала протекавшая на их глазах острая и многолетняя борьба между различными слоями населения – патрициями (т.н. сентаторское сословие) и плебеями (за политические и гражданские права до реформ Сервия Туллия), нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими, оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов), а также между свободными и рабами. Основные социально – политические противоречия развернулись после реформы 4 в. до н.э. царя Сервия Туллия, вследствие которой плебеи были включены в состав римского народа, который был разделен на 5 разрядов по имущественному признаку (тем самым утвердилась власть богатых). Одним из результатов реформы стал закон 367 г., по которому один из избираемых народным собранием консулов обязательно должен был быть плебеем.

Политико-правовые учения Древнего Рима также испытали значительное влияние творчества таких древнегреческих мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики и др. В своих теоретических построениях древнеримские авторы использовали идеи греческих мыслителей о естественном праве, их учения о политике и политической справедливости, о формах государства, о смешанной форме правления и т.д. При этом они не ограничивались простым заимствованием теоретических положений своих предшественников, а развивали их с учетом специфических социально – политических условий и задач римской действительности. Новыми по сравнению с Древней Грецией были достаточно высокое развитие отношений на основе частной собственности и права, кризис государств – полисов и полисной идеологии, превращение Рима в мировую державу, переход от республики к империи, к новым формам единоличной власти – принципату и доминату, кризис рабского труда и становление колоната – т.е. была богатая почва для осмысления.

Главным же достижением древнеримской мысли было создание самостоятельной науке о праве – юриспруденции. В рамках этой науки римские юристы разработали многие аспекты общей теории государства и права, а также заложили основы отдельных юридические дисциплины - гражданское право, государственное и административное право, уголовное право, международное право (хотя самой этой дифференциации не осуществляли).