Введение

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Подполковник Б.Каиров

«___ » _____________201 г.

по МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫдля студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС – 800100)

Программа 2011 года

 

Тема № 4. «Планирование воспитательной и социально-правовой работы в подразделений, части. Виды планов и методика их составления».

Занятие №1. Планирование воспитательной и социально-правовой работы в подразделений, части.

Учебно-воспитательные цели:

1) Довести до студентов организацию, принципы планирования воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Структуру, содержание ВСПР в подразделений.

2) Разъяснить организацию планирования воспитательной и социально-правовой работы в подразделений и части. Виды планов и методика их составления и выполнения.

Время:2 часа.

Метод:лекция.

Место:учебная аудитория

Литература:

1.Конституция РК, А. 1995;

2.Военная доктрина РК; 2011 г.

3.Приказ Министра обороны Республики Казахстан «Об организации воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан № 620 от 03.09.2010 г.

4.Воспитательная работа в подразделении (Методическое пособие в помощь выпускнику академии, специальность: “Офицер-воспитатель”, автор Зайцев В., под общей редакцией кандидата исторических наук, профессора, генерал-майора Тасбулатова А.Б., - А: ВА ВС РК, 1999, 168 с.

Материальное обеспечение: интерактивное оборудование, походная комната ИВР, стенды, плакаты по ВиСПР.

Учебные вопросы и примерное распределение времени:

№ п/п Учебные вопросы Время (мин.)
1. Вводная часть -принимаю доклад от дежурного по взводу, проверяю наличие личного состава; -объявляю тему, учебные вопросы, учебные цели, время и метод проведения занятия; -проверяю знания студентами требований руководящих документов по организации и проведению воспитательной и социально-правовой работы в подразделений и части.
2. Основная часть Введение
2.1 Организация, принципы планирования воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан.  
2.2 Структура, содержание ВиСПР в подразделений. Планирование воспитательной работы, направленной на подготовку и проведения мероприятии по повышению боевой готовности и укреплению воинской дисциплины в подразделении.   Вывод по теме:        
     
3. Заключительная часть: - напоминаю тему, учебные цели, учебные вопросы - подвожу итоги занятий; -даю задания на самостоятельную работу  

 

Результативность, эффективность идеологической работы в каждом подразделений, воинской части во многом зависит от того, насколько активно, системно, интересно, умело и ярко распространяются, пропагандируются среди всех категорий военнослужащих идей войсковой дружбы, товарищества, взаимопомощи, защиты отечества, как рассказывается о подвигах защитников отечества старших поколений казахстанцев, отстоявших свою землю, суверенитет, неприкосновенность границ.

 

Вопрос 1. Организация, принципы планирования воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

Многообразны и сложны обязанности заместителя командира части (подразделения) по ВиСПР.

Самотек и бесплановость в воспитательной работе недопустимы. Нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительный период и на серьезный успех.

Воспитательная работа - это постоянное творчество, поиск, стремление найти, увидеть и поддержать все новое, передовое. Именно, в повседневных буднях обогащается ее содержание, совершенствуются уже сложившиеся и по­являются новые формы и методы.

Воспитательная работа не терпит шаблона, схематизма, подражательства и копирования.

Творческий, научный подход к делу позволяет критически осмысливать накопленный опыт, избегать надуманных форм работы и утверждать то, что действительно рождено жизнью, отвечать постоянным задачам.

Такой подход - неотъемлемая черта стиля работы заместителя командира части (подразделений) по ВиСПР. Он находит свое отражение и в планировании воспитательной работы. Всестороннее, научно обоснованное планирование воспитательной работы в части (подразделений) - непременное условие успешного решения задач боевой подготовки и ГПП, укрепления воинской дисциплины, повышения боевой готовности.

Глубоко продуманный и утвержденный командиром план придает работе организованный и целеустремленный характер, позволяет видеть перспективу, своевременно влиять на развитие событий, последовательно добиваться намеченной цели.

Требования при планировании воспитательной работы в части (подразделений):

– научный подход;

– конкретность и целеустремленность;

– комплексный подход;

– принцип реальности;

– своевременность и т.д.

Научно строить воспитательную работу-это значить, всегда и везде исхо- дить из решений и политики государства по вопросам обороны и безопасности Республики Казахстан, прочно опираться на глубокое знание жизни, строго учитывать ее требования. При составлении плана воспитательной работы заместитель командира по ВиСПР руководствуется требованиями Конституции РК, военной Доктрины, законов, общевоинских уставов ВС РК, приказов и директив министра обороны РК, Положением “Об органах ВиСПР в ВС РК” и т.д..

С принципом научного подхода тесно связан принцип конкретности и целеустремленности в планировании.

Составляя план, необходимо, прежде всего, определить главные направления в воспитательной работе на данный период и избрать для их осуществления наиболее целесообразные формы, методы и средства.

Суть воспитательной работы в современных условиях составляет ее ярко выраженную направленность на повышение бдительности, боевой готовности, качества учебного процесса.

Конкретность и целеустремленность в планировании - одна из важнейших условий действенности воспитательной работы.

Принцип планирования - комплексный подход.Он проявляется, прежде всего, в умении планировать воспитательную работу так, чтобы она охватывала все стороны жизни и деятельности личного состава.

Только широкое и систематическое идейное воздействие на все стороны жизни и воинского труда личного состава - может дать устойчивые положительные результаты.

Поэтому каждый план комплексно, в единстве должен отражать все основные направления и наиболее важные мероприятия агитационно-массовой и культурно-досуговой работы.

Комплексный подход к планированию означает также самую тесную взаимосвязь планов воспитательной работы с планами боевой подготовки личного состава части (подразделений).

Комплексный подход в воспитательной работе означает:

• охват идейно-политическим влиянием всех воинов подразделения и всех сфер деятельности личного состава (т.е. боевая и государственно-правовая подготовка, служба войск, быт и досуг военнослужащих).

• сочетание идейно-политического, воинского, нравственного, правового, эстетического, физического воспитания в тесной связи с жизнью и задачами взвода (роты).

• учет специфики данного взвода и особенностей различных категорий личного состава (сержант, актив, воины различных специальностей, национальностей, сроков служб и т.д.).

• умелое применение различных форм, методов воспитательной работы, сочетание массовых мероприятий с индивидуальной воспитательной работой.

• единство и согласованность воспитательного воздействия командира, сержантов, актива, всего коллектива.

Организуя воспитательную работу в подразделении необходимо учитывать и следующие факторы, обстоятельства, особенно актуальные на современном этапе:

Во-первых- формирование у воинов глубокого научного мировоззрения, объективного и научно-обоснованного объяснения и оценки общественных явлений.

Во-вторых, необходимо воспитывать у воинов такие качества как казахстанский патриотизм, преданность народу Казахстана, верность воинскому долгу, постоянной готовности отразить агрессию извне, с последующим разгромом агрессора.

В-третьих, все содержание воспитательной работы должно быть подчинено тому, чтобы каждый воин видел смысл и цель своей жизни в беззаветном служении своей Родине - Республике Казахстан, в добросовестном выполнении своего воинского долга.

В-четвертых, в современных условиях научно-технического прогресса изменения способов и ведения боевых действий, применения высокоточного оружия массового поражения особое значение приобретает усиление морально-политической и психологической подготовки личного состава.

В планировании воспитательной работы важно исходить из принципа реальности. Хороший план - это план выполнимый. Эта реальность во многом предопределяется глубоким знанием заместителем по ВиСПР задач, которые предстоит решать полку (подразделению), особенностей обстановки, предвидением возможных ее изменений.

Реальность планирования обеспечивается также его тесной связью с жизнью личного состава, знанием нужд, интересов, настроений воинов.

Опытный заместитель командира по ВиСПР не составляет план единолично. Он привлекает к этому весь отдел ВиСПР, центр молодежной инициативы и актив.

Самый хороший план не даст желаемых результатов, если при составлении не учитывается принцип правильной расстановки сил, персональной ответственности исполнителей.

Вывод по первому вопросу: Таким образом, заместитель командира части (подразделения) по ВиСПР - прежде всего, организатор воспитательной работы.

А быть организатором - значит уметь вовлечь в осуществление намеченного плана как можно более широкий круг людей, проинструктировать их, установить строгий контроль за подготовкой каждого мероприятия, организовать в необходимых случаях своевременную помощь.

 

Вопрос 2.Структура и содержание ВиСПР в подразделений. Планирование воспитательной работы, направленной на подготовку и проведения мероприятии по повышению боевой готовности и укреплению воинской дисциплины в подразделении.

 

Главной задачей воспитательной работыявляется развитие качеств личности гражданина- воина, отвечающих требованиям времени (патриотизм, честь, достоинство, смелость и отвага), формирование у военнослужащих глубокого уважения к Конституции и законам РК, поддержание высокого уровня воинской дисциплины, сплоченности коллективов, моральной и психологиче­ской готовности личного состава к выполнению учебно-боевых задач.

Воспитательная работа осуществляется по направлениям:

- военно-профессиональное;

- политическое;

-государственно-патриотическое;

-духовно-нравственное;

-эстетическое;

-физическое;

-экологическое и т.д.

Основными средствами реализации воспитательной работы является:

- государственно-правовая подготовка;

- агитационно-массовая работа;

- культурно-досуговая работа:

-с организациями войсковой общественности и войсковым активом;

- организация взаимодействия с органами государственной власти, общественными организациями, религиозными объединениями, средствами массовой информации и т.д.

Воспитательная работа - одно из главных направлении органов военного управления, командиров и заместителей по ВиСПР и обязанность каждого офицера. В ее основу положено правило: “Каждый командир (начальник) воспитывает своих подчиненных”.

Главной формой участия всех командиров в воспитании подчиненных является личный пример, создание и подержание в подразделении (части) твердого уставного порядка.

Содержание и конкретные мероприятия воспитательной работы отражается в планах воспитательной и социально-правовой работы:

– в частях и подразделениях - на месяц;

- в караулах и на боевых дежурствах - на период выполнения служебно-боевых задач.

В выходные и праздничные дни в роте составляется план культурно-досуговых и спортивных мероприятий.

Планирование воспитательной работы во всех структурах до батальона, включительно, осуществляется по направлениям, в роте - по дням, в карауле -по часам.

В распорядке дня указывается время для:

-информирования личного состава;

-прослушивания радио и просмотра телепрограмм (“Хабар”);

-воспитательная работа;

-культурно-досуговой и спортивно-массовой работы;

-воспитательной работы с личным составом караула и суточныхнарядов.

Информирование проводится:

- с военнослужащими срочной службы - 3 раза в неделю по 20 минут;

-с военнослужащими контрактной службы - еженедельно по два раза по 20 минут.

 

Проведение воспитательной, культурно-досуговой работы в подразделении планируется не менее 3-х раз в неделю продолжительностью до 50 минут.

Темы информационных часов, занятий по государственно-правовой подготовке, мероприятия воспитательной работы указывается в расписании занятий роты.

Кроме того, в частях и подразделениях планируется и проводится:

-“День командира”;

-“День актива роты ”;

- День профессиональной подготовки;

-Дни открытых дверей с демонстрацией образцов техники и вооружения, показа бытовых условий военнослужащих.

Вывод по теме:Таким образом, командиры и заместители по ВиСПР обязаны пересмотреть своё отношение к руководству воспитательной работой. Обеспечению в полном объёме выполнения общих и должностных обязанностей по воспитанию личного состава, определять в своем решении ее основные задачи, направления, важнейшие мероприятия, устанавливать сроки их реализации, контролировать качество проводимых мероприятий, анализировать итоги воспитательной работы, определять меры по ее совершенствованию.

Методическую разработку разработал

майор запаса Шайкенов

 

УТВЕРЖДАЮ