Территория, государственный строй,

Смута» – события конца XVI – начала XVII в. в России, эпоха кризиса госу­дарственности, гражданская война, сопровождаемая народными восстаниями, правлениями самозванцев, польской и шведской интер­венцией и разорением страны. Интервенция – от латин. inter­ventio (вмешательство) – насильствен­ное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.

Россия на рубеже XVI–XVII вв. «Смутное время» 1598-1613 гг.

1. «Смута»

2. Предпосылки Смуты

3. Царь Фёдор Иванович

4. «Угличская драма». Гибель царевича Дмитрия

5. Конец династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова

6. Голод 1601–1603 гг.

7. Начало иностранной интервенции. Лжедмитрий I

8. Первый этап интервенции

9. Царь Фёдор Борисович Годунов

10. «Царь Дмитрий I»

11. Царь Василий Шуйский

12. Движение Ивана Болотникова

13. Лжедмитрий II

14. Открытая интервенция Польши

15. «Семибоярщина»

16. Первое народное ополчение

17. Второе народное ополчение

18. Земский собор 1613 г. Избрание Михаила Романова на царство

19. Завершение Смутного времени

20. Альтернативы Смутного времени

 

Термин «Смутное время» был принят историками XVIII–XIX вв.

Предпосылки Смуты.

-разорение страны из-за Ливонской войны и опричнины;

-усиление эксплуатации народа, бегство кре­стьян на окраины страны;

-закрепощение крестьян, стремление власти пресечь их бегство;

-пресечение династии Рюриковичей.

Царь Фёдор Иванович(1584–1598 гг.). После смерти Ивана IV престол перешёл к его 27-летнему слабохарактерному и слабоумному сы­ну Фёдору (1557–1598), прозванному Звонарём за любовь к звону в колокола. Иван IV перед смертью поручил опекать Фёдора боярам – Богдану Бельскому, Борису Годунову и др. Вскоре царский шурин, брат жены Фёдора – царицы Ирины ГодуновойБорис Годунов оттеснил от трона Бельского. В 1586 г. братья Шуйские, под предлогом бесплодия царицы Ирины, попытались добиться её развода с царём Фёдором и отстранить Годунова от власти. Годунов отправил Шуйских в ссылку в Каргополь и Белоозеро и приказал их умертвить. Герой оборо­ны Пскова 1581–1582 гг. Иван Шуйский был задушен в темнице Кирилло-Белозерского монастыря в 1588 г.

В 1589г. было учреждено патриарше­ство. Первым патриархом стал митрополит московский Иов – сторонник Бориса Году­нова. Русская церковь окончательно стала самостоятельной – автокефальной.

«Угличская драма». Гибель царевича Дмитрия. Власти Годунова угрожало лишь то, что наследником царя Фёдора являлся его младший брат царевич Дмитрий (1582–1591). Родственники Дмитрия – Нагие ненавидели Годунова и не скрывали намерения расправиться с ним после вступления Дмитрия на трон. Вдова Ивана Грозного Мария Нагая и её сын царевич Дмитрий жили в г. Угличе. Здесь Дмитрий в 1591 г. погиб при таинственных обстоятельствах. Следственная комиссия Василия Шуйского пришла к заключе­нию, что страдавший «падучей болезнью» (эпилепсией) 8-летний отрок «сам себя поколол ножом» во время при­падка при игре в тычку («ножички»). Доказательств причастности Бориса Годунова к убийству нет, но если придерживаться древнеримского принципа qui bono («кому это выгодно?»), то очевидно, что смерть Дмитрия была выгодна только Годунову. В народе ходили слухи, что царевичу удалось спа­стись и убит был другой мальчик.

Конец династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова (1598–1605 гг.). В 1598г. бездет­ный 40-летний царь Фёдор скончался. В 1598 г. впервые в истории Руси произошли выборы царя. Зем­ский собор избрал царём 47-летнего брата Ирины – Бориса Годунова (1549/1552–1605), выходца из костромских бояр. Близость к Ивану Грозному, природный ум помогли ему сделать карьеру. Став опрични­ком, Борис женился на дочери Малюты Скуратова, а его сестра Ирина стала же­ной царя Фёдора Ивановича.

Новый царь Борис Годунов поклялся: «Никто не будет в моём царствии нищ или беден! И послед­нюю рубашку разделю со всеми!». Царь укреплял государство. Он простил народу недоимки, облегчил налоги, даровал купечеству льготы, боролся со взятками. Чиновнику-взяточнику на шею вешали мешок со взяткой, возили его по городу и секли плетьми. Царь построил колокольню Ивана Великого, Белый город, Земляной город в Москве, водопровод с насосами в Кремле.

Годунов упрочил междуна­родное положение страны. В 1590 г. по Тяв­зинскому миру он вернул за­хваченные Швецией в Ли­вонскую войну г. Ивангород, Ям, Копорье, Корелу. В 1592 г. был отражён на­бег крымцев. В 1600 г. за­ключено пе­ремирие с Речью Посполитой на 20 лет.

Борис Годунов мечтал открыть в Москве университет на западный манер. Он послал 18 дворянских детей за границу для обучения (назад вернулся только один). Годунов дал бле­стящее образование сыну Фёдору и дочери Ксении, которых современники называли «чудными отрочатами». И. М. Катырёв-Ростовский так описал царевну Ксению: «...девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лена, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изообилна, млечною белостию обсиянна…».

Борис очень дорожил властью и стремился убрать конкурентов – влиятельных бояр Романовых. В 1600 г. Романовых обвинили в колдовстве. Старшего, Фёдора Ни­китича в 1601 г. постригли в монахи под именем Филарета, его жену и детей, в том числе 5-летнего Михаила (будущего первого царя династии Романовых) сослали в г. Белоозеро. Трое братьев Романовых погибли в заключении. Вскоре Борис Годунов перенёс инсульт, стал волочить ногу. Его положение стало не­прочным.

Голод 1601–1603 гг. Три года на Руси стояло холодное лето. Хлеба не вызревали, начались голод и чума. Люди ели кору, собак, кошек. Началось людоедство. Годунов боролся с голодом. Он установил предельную цену на хлеб, роздал народу зерно из госу­дарственных амбаров, привлёк голодающих к платным строитель­ным работам. Однако чиновники расхищали средства, выделенные голодающим. За три года вымерла 1/3 населения. Только в Москве за счёт государства в «скудельницах» (братских могилах) было похоронено 127 тыс. человек. Годунов разрешил холопам уходить от своих хозяев, если те не могли их про­кормить. Бездомные холопы раз­бойничали, занимались «татьбой». Годунов усилил репрессии по разбойным делам. В 1603–1604 гг. в Подмосковье было подавлено движение холопов, а его предводитель – Хлопóк Косолап был казнён. Народ решил, что голод – это кара Божья за царство­вание Годунова – убийцы младенца Дмитрия. Народ отвернулся от «безродного царя Бориса» и стал искать за­конного наследника пре­стола. Ходили слухи, что царевич Дмитрий жив и скоро объявится.

Начало иностранной интервенции. Лжедмитрий I. Вскоре в Речи Посполитой объя­вился человек, вы­давав­ший себя за чудесно спасшегося сына Ивана Грозного – царевича Дмит­рия. Возможно, это был 20-летний галицкий дворянин Григорий Отрепьев. В России он жил в Спасо-Евфимиевом монасты­ре в Суздале и Спасо-Кукоцком монастыре с. Сербилово (ныне Гаврилово-Посадского района Ивановской обл.), затем перебрался в мос­ковский Чудов монастырь, где служил патриарху Иову. Отрепьев везде заявлял о своём необычном происхождении и великом предназначении. В 1602 г. он сбежал в Речь Посполитую, жил в имении князя Адама Вишневецкого, где и объявил себя царевичем Дмитрием. В историю он вошёл как Лжедмитрий I († 1605 г.). Лжедмитрий влюбился в 16-летнюю дочь воеводы из г. Самбор (ныне территория Украины) Юрия Мнишка– Марину Мни­шек (1588/89–1614/15) и обручился с ней. Представитель папы римского (нунций) в Польше обратил Лжедмитрия в католичество. Самозванец обещал полякам помощь в войне со Швецией, русские земли (Смоленские, Северские, Новгород и Псков), распро­странение като­ли­цизма в Рос­сии. Лжедмит­рия поддер­жали польская знать (маг­наты), шляхта (дворяне) и запорожские казаки.

Первый этап интервенции (1604–1608 гг.). В 1604 г. Лжедмит­рий, навербовав 2 тыс. наёмников, двинулся к Москве. В январе 1605 г. он был разбит под Добрыничами и бежал в Путивль, но вскоре его войско пополнили донские казаки, крестьяне, холопы и дворяне, недо­вольные правлением Годунова. 70 городов юго-запада Руси присягнули Лжедмитрию. В апреле 1605 г. Бо­рис Годунов внезапно умер от апоплекси­ческого удара. По слухам, царь покончил с собой.

Царь Фёдор Борисович Годунов (апрель–май 1605 г.). Престол пе­решёл к сыну Бориса 16-летнему Фёдору (1589–1605). Он царствовал лишь несколько недель. Под г. Кромы войско воевод Басманова и Голицыных перешло на сторону Лжедмитрия. В Москве вспыхнул бунт. Толпа разгромила царский дворец, бунтовщики в погребах раз­били бочки и черпали вино: кто шапкой, кто башма­ком. Как писал современник, «вина опилися многие люди и по­мерли». Восставшие содрали одежды с пат­риарха Иова, бросили плачущего старца в по­возку и сослали в Старицкий монастырь. Тело Бориса Годунова выбро­сили из Архангельского собора Кремля. Фёдор Годунов отча­янно сопротивлялся, но был убит. Царицу-мать задушили вёревками. Народу объявили, что царь и цари­ца-мать со страху отравились – «напиша зелья и помроша». Династия Годуновых пресеклась. Посланец само­званца В. Мосальский пощадил только 22-летнюю красавицу Ксению Годунову (1582–1622), приберёг её для потехи Лжедмитрию. Впоследствии, по свидетель­ству шведа П. Петрея, самозванец Ксению «обесчестил, лишил девиче­ства и сослал в мона­стырь» – Белоозерскую женскую обитель. Под именем инокини Ольги она жила в Новодевичьем, затем в Покровском монастыре Суздаля, где умерла в 40-летнем возрасте.

«Царь Дмитрий I» (1605–1606 гг.). 20 июня 1605 г. Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Двуличный Василий Шуйский, отказавшись от прежних пока­заний, заявил, что в 1591 г. царевич Дмитрий «спасся» и не был убит. Лжедмитрий встретился с «мате­рью» Марией Нагой – монахиней Марфой, которая признала в нём своего «сына». Лже­дмитрий вернул в Мо­скву опальных бояр, в том числе Романовых. Филарета Романова он удостоил сана митрополита. Лжедмитрий щедро заплатил деньги польским и казацким отрядам и предложил им вернуться домой. Однако те продолжали кутить и задирать москвичей. Поляки и литовцы в Москве вели себя нагло, заходили в церкви с оружием, обижали женщин. Лжедмитрий отказался предоставить обещанные русские земли польскому королю, строить католические храмы.

В отличие от прежних московских царей, Лжедмитрий не со­блюдал дворцовых обычаев. Он лично прини­мал челобитные, ходил по городу без охраны, беседовал с простыми людьми, деятельно участвовал в работе Боярской думы, поражал своей способностью быстро решать сложные вопросы. Лжедмитрий планировал соста­вить новый свод законов, отправить дворян учиться за границу, открыть в Москве универси­тет по западноевро­пейскому образцу. Он облегчил положение холопов и купцов. Лже­дмитрий учил ратных людей военному делу, отлично фехтовал и стрелял из пушек. Он одевался в европейское платье, за обедом слушал музыку и, что уж вовсе поражало ревнителей стари­ны, не молился перед трапезой, пользовался вилкой, не мыл руки после еды и не ложился почи­вать после обеда. Россия была не готова к такой ломке обычаев. Вскоре в Москве появилась невеста царя Марина Мнишек в сопровождении двух тысяч польских шляхтичей. И хотя свадьба проходила по рус­скому православному обряду, Марина от­казалась принять причастие из рук православного священника.

Бояре настраивали народ против Лжедмитрия. Василий Шуйский за подготовку заговора с целью свержения Лжедмитрия был приговорён к казни. Палач уже занёс над головой Шуйского топор, но в последний момент тот был помилован. Зависимость от поляков погубила Лжедмитрия. Вскоре Васи­лий Шуйский организовал очередной заговор. 17 мая 1606 г. заговорщики ворвались в покои царя. Лжедмит­рий выпрыгнул из окна, повредил ногу и был застрелен. Три дня его тело лежало на Красной пло­щади. Затем труп сожгли, пепел зарядили в пушку и выстрелили в сторону запада, откуда пришёл самозванец. Его «мать» – Мария Нагая отреклась от самозванца. Марину Мнишек, её отца и других поляков вы­слали в Ярославль и Вологду.

Царь Василий Шуйский (1606–1610 гг.). 54-летний Ва­силий Шуй­ский (1552–1612), один из потомков Рюрика, был «выкликнут» царём группой своих приверженцев. Но он воспринимался уже не как наследник Рюрикова рода, а лишь как один из родовитых бояр, хотя и пытался апеллировать к своему древнему происхождению.

Василий Шуйский отличался двуличием. Особенно это качество проявилось в истории с цареви­чем Дмитрием. В 1591 г. Шуйский заявил, что царевич зарезал себя сам. Во время захвата Москвы самозванцем Шуйский заявил, что Дмитрий спасся. Теперь же новый царь утверждал, будто мальчика убили по наущению Году­нова. Для прекращения слухов о чудесном спасении Дмитрия Шуйский в 1606 г. приказал перенести останки царевича из Углича в Архангель­ский собор Московского Кремля. Дмитрий был причислен к лику святых.

Вступая на престол, Шуйский впервые присягнул подданным – дал «крестоцеловальную грамоту», обещав не накладывать опáлы (немилость) без суда, не слушать ложных доносов. Правовые гарантии распространялись не только на бояр и дворянство, но и на чёрных людей. Если Иван Грозный считал всех подданных своими холопами, то крестоцеловаль­ная запись впервые в русской истории утверждала принцип договора между царём и подданными. Царская власть была ограничена Бояр­ской ду­мой. Шуйский обещал: «Всякого человека, не осудя истинным судом с бояры своими, смерти не предати, и вотчин и дворов… не отымати». Некоторые историки видят в этом переход к монар­хии, ограниченной законом (прообраз конституцион­ной монархии). Патри­архом был избран Гермоген, страстный ревнитель православия.

Движение Ивана Болотникова (1606–1607 гг.). Историки характеризуют движе­ние Болотникова какпервую крестьян­скую войну в истории России (следующие войны возглавляли С. Разин, К. Булавин, Е. Пугачёв). Восста­ния, в отличие от войн, носят локальный характер, длятся недолго, по­давля­ются не­большими силами. Некоторые исследователи предла­гают назы­вать подобные войны не крестьянскими, а казацкими, так как основной военной силой в них было казачество.

Признаки крестьянских (казацких) войн:

1. Охват обшир­ных территорий.

2. Длительность в несколько лет.

3. Многочисленность участников.

4. Восставшие создают собственные органы управления и армию.

5. Лозунги участников носят общерусский характер.

6. Для подавления требуются круп­ные военные силы.

Иван Болотников, бывший холоп князя Телятевского из Чернигова, бежал от князя, попал в плен к татарам и продан в рабство туркам. Был гребцом на турецких гале­рах, бежал, жил в Венеции. Через Польшу вернулся в Россию. В Польше он познакомился с очередным претендентом на роль «царя Дмитрия» – М. Молчановым и был послан им в Россию в качестве главного воеводы. От Путивля он повёл восставших на Москву. По пути войско Болотникова объединилось с отрядами рязанских и тульских служилых людей под командованием дворян Прокопия Ляпунова и Истомы Пашкóва. Участники движения: казаки, крестьяне, холопы, посадские люди, народы Поволжья. По сути, в 1606 г. на­чалась гражданская война. Страна раскололась на части. Низы и средние слои общества выступила против боярской элиты.

По пути Болот­никова на Москву его под­держали 70 городов. Под Кромами Болотников разбил царские войска. В сражении у Коломенского Болот­ников по­терпел пораже­ние из-за измены дворян и отошёл к Калуге. Там он соединился с отрядом другого самозванца – «царевича Петра» – муром­ского посадского человека Ильи Гончарова («Илейки Муромца»). Восстав­шие вырвались из Калуги и укрепились в Туле. Василий Шуйский при­нял решительные меры для по­давления восстания: перебеж­чикам он обещал освобождение от крепо­стной зависимо­сти. В 1607 г. был издан указ о 15-летнем сроке сыска беглых. Шуйскому не помогла уст­роенная на р. Упé плотина, затопившая Тулу. После 4-месячной осады царь коварно пообе­щал со­хранить жизнь восстав­шим, если они сдадутся. Ворота Тулы были открыты. Шуйский не сдержал слова. Илейку Муромца повесили, Болотникова сослали в г. Каргополь, ослепили и утопили в проруби.

Причины поражения: неорганизованность, стихий­ность, несогласованность действий восставших. Они были слабо вооружены, ве­рили в возможность замены плохого царя на доброго («наивный монар­хизм»).

Лжедмитрий II. В 1607 г. появился новый самозванец, выдавав­ший себя за царевича Дмитрия. (По подсчётам историков, подобного рода са­мозван­цев в Смуту было около 15). Личность Лжедмит­рия II не установлена, возможно, он по профессии был учителем. К самозванцу присоединилась польская шляхта. Разбив войско Шуйского под Болховым, Лжедмитрий II подо­шёл к Москве, но не смог её взять и обосновался лагерем в селе Ту­шино. Современники прозвали его «тушинским вором». Бояре не определились, кому же они будут служить, и часто перебегали из Мо­сквы в Тушино и обратно. Их называли за это «перелётами». В Тушине обосновался и Филарет Романов. Самозванец назначил его патриархом. Марину Мнишек привезли в Тушино (ранее она была отпущена Шуйским вместе с от­цом из ярославской ссылки в Польшу). Под нажимом отца и за ог­ромные деньги (3 тысячи золотых рублей и доходы от 14 русских городов) Марина согласилась признать в Лжедмитрии II своего мужа – «чудесно спасшегося царя Дмитрия». 19-летняя авантюристка по-прежнему мечтала о русской короне, богатстве и тайно обвенчалась с очередным самозванцем.

Поль­ско-литовские отряды расползлись по стране, грабя города и монастыри. В 1608 г. польский воевода Ян Сапега 16 месяцев безуспешно осаждал Троице-Сергиев монастырь. На Верхней Волге злодействовали интервенты литовского шляхтича Александра Лисовского. В 1608–1609 гг. Лисовский захватил Кост­рому, Галич, Суздаль, Шую и другие города. В Лухе обосновался атаман Андрей Просовецкий. На сторону интервентов Лжедмитрия II перемет­нулось немало русских, в том числе воевода Суздаля Фёдор Плещеев. Жители Вологды, Галича, Костромы, Романова, Ярославля, Рыбинска, Углича, Шуи, Мурома и Владимира подняли восстание против интервентов. В ответ на насилие, творимое интервентами, восставшие тоже творили насилие: резали, топили в реке. По свидетельству немца Конрада Буссова, в Ярославле восставшие захватили воеводу И. Шмидта, служившего Лжедмитрию II. Шмидта бросили в котёл с кипящим мёдом и варили до тех пор, пока не осталось мяса на костях, затем скелет выбросили на городской вал бродячим псам. В ответ Лисовский сжёг посады Ярославля и пошёл вглубь страны, истребляя всех, не щадя женщин и детей.

В 1608 г. подняли восстание жители г. Шуи. В ответ войска Ф. Пле­щеева «посады шуйские пожгли». В феврале 1609 г. у села Дунилово под Шуей «лыжные и конные» войска кинешемского воеводы Фёдора Боборыкина (Бобарыкина) разбили отряд Плещеева, состоявший из суздальцев и изменников из Луха. А. Лисовский в мае 1609 г. нанёс поражение войску Боборыкина у Луха. После трёх битв Лисовский взял Кинешму и сжёг её, Боборыкин погиб в бою. Затем Лисов­ский двинулся на г. Юрьевец. Население Юрьевца бежало, город был сожжён. Войско Лисовского у Юрьевца было разбито нижегородской ратью. Летопись сообщает об участи захватчиков: «Побиша их до конца, а инии и в Волге истопоша. Лисовский же утече с малы­ми людьми».

Василий Шуйский не имел сил бороться с интервентами. Он обра­тился за помощью к Швеции. Шведы со­гласились оказать помощь в обмен на Корель­скую волость, возвращённую России по Тявзинскому миру 1595 г. В 1609 г. русские войска под командованием талантливого полководца, племянника царя Михаила Скопина-Шуйского и 5-тысяч­ный шведский корпус генерала Якоба Делагáрди разбили тушинцев под Тверью. Дальше шведские наёмники воевать отказа­лись, так как им не уплатили требуемых денег.

Открытая интервенция Польши (1609–1618 гг.). Вмешательство Швеции дало Польше повод для открытой интервенции, так как Польша и Швеция находились в состоянии войны. В 1610 г. польское войско во главе с королём Сигизмундом III и гетма­нами С. Жолкевским и Я. Ходкевичем осадило Смоленск и двину­лось на Москву. Смоленск во главе с воеводой Михаилом Шеиным мужественно защищался. Сигизмунд отозвал всех поляков из тушинского лагеря, который после этого распался. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где вскоре был убит.

В 1610 г. М. Скопи́н-Шуйский освободил от осады Троице-Сергиев мона­стырь. Вскоре он умер (был отравлен). Польский гетма­н С. Жолкевский разбил войско брата царя бездарного Дмитрия Шуйского у села Клу­шино под Можайском и подошёл к Москве.

«Семибоярщина» (1610–1612 гг.). Московское боярство и тушин­ский патри­арх Филарет Романов хотели заменить непопу­лярного царя Шуйского на другую фигуру, способную объединить страну. В июле 1610 г. Василий Шуйский в результате заговора был свергнут и на­сильно пострижен в монахи. (Впоследствии он был выдан полякам и в 1612 г. умер в польском плену). Было создано новое правительство из семи бояр – «семибо­ярщина» (глава – Ф. Мстиславский, И. Воротынский, А. Тру­бецкой, А. Голицын, Б. Лыков, И. Романов, Ф. Шереметев).

«Семибоярщина» сооб­щила польскому гетману С. Жолкевскому, чьи войска находились под Москвой, что желает пригласить на русский престол сына польского короля Сигизмунда III, 15-летнего коро­левича Владислава при условии принятия им православия. (Ранее это же предлагали тушинские бояре). В русско-польском договоре подтвер­ждалась крестоцеловальная запись, гарантировалось соблюдение русских обычаев. За­ключив договор, в сентябре 1610 г. бояре тайно впустили в Кремль поль­ские войска, Москва присягнула Влади­славу. Под Смоленск к Сигизмунду III от­правилось посольство во главе с Филаретом Романовым. Однако король не поже­лал, чтобы его сын изменил католицизму. Сигизмунд наме­ревался вклю­чить Россию в состав Речи Посполитой и стать королём огромной державы. Перего­воры зашли в тупик, русские послы были взяты в заложники и выве­зены в Польшу. Комендантом Москвы сталпольский гетман А. Гонсев­ский.

Первое народное ополчение 1611 г. В этот критический момент своё слово сказали средние слои народа: посадское население, купечество, дворянство, крестьяне. Патриарх Гермоген призвал народ к борьбе с интервентами: «Да будут благословенны те, которые идут для очище­ния Московского государства!». В 1611 г. в Ря­занской земле образова­лось первое на­родное ополче­ние из жителей Нижнего Новгорода, Мурома, Суздаля, Владимира, Вологды, Ярославля, Кост­ромы и др. Ополчение воз­главили дворянин Проко­пий Ляпунов, князь Дмитрий Трубец­кой, казачий атаман Иван Заруцкий. Ополчение овла­дело Белым горо­дом Москвы. При штурме был тяжело ранен князь Дмитрий Пожар­ский (1578–1642). Он вернулся в родовую вотчину – село Муг­реево (ныне Южского района Ивановской обл. В вотчину Пожарского также входили сёла Мыт, Верхний Ландех, Нижний Ландех, Пестяки, Хóлуй). Ополченцы осадили Китай-город и Кремль, где находились «Семибо­ярщина» и поляки. Среди осаждённых оказался и 15-летний Михаил Романов с матерью. Пёстрый социальный состав ополчения привёл к его расколу. Принятый по инициативе П. Ляпунова «Приговор всей земли» содержал намерение после окончания Смуты вернуть феодалам беглых крестьян и холо­пов, запрещал казакам зани­мать государствен­ные должности. Возму­щённые казаки 22 июля 1611 г. на круге (собра­нии) убили Ляпунова. Дворяне покинули ополчение и оно распалось.

3 июля 1611 г. поляки взяли Смо­ленск. Они пушечными ядрами про­били брешь в слабой части стены, которую указал предатель, и че­рез пролом пошли на приступ. Гарнизон мужественно сражался, но голод и цинга сократили число защитников. Раненый воевода МихаилШеин был захвачен в плен. Оставшиеся защитники Смоленска, не желая сдаваться, взорвали себя в со­боре Святой Богородицы.

Шведы оккупировали Северо-Запад Руси, захватили Новгород. В 1612 г. в Стокгольм прибыло новгородское посольство, оно просило шведского короля Густава II Адольфа отпустить его брата, 11-летнего принца Карла Филиппа (1601–1622) на новгородский престол. Новгородцы были готовы принести ему присягу.

Второе народное ополчение 1611–1612 гг. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде земский ста­роста Козьма Минин призвал к созданию второго ополчения. Его военачальником стал 33-летний князь Дмит­рий Пожар­ский, залечивавший раны в своей вотчине в с. Мугреево. Средства для вооружения ополчения были собраны благодаря по­жертвованиям населения и обязательному обложению на пятую часть имущества. Минин призывал: «Ни­чего не жалеть – дворы продавать, жён и детей закладывать!». Поляки и «Семибоярщина» потребовали от зато­чённого в Чудовом монастыре патриарха Гермогена осудить ополчение. Но Гермоген проклял их как «окаян­ных изменни­ков». В 1612 г. 81-летний Гермоген умер от голода. Он причислен к лику святых.

Опол­чение двинулось к Москве по Волге через г. Юрьевец, Кинешму, Плёс, Кострому. В Ярославле было создано временное правительство – «Совет всея земли».

Минин и Пожарский направили к шведам в Новгород послов и пошли на компромисс – согласились признать русским царём шведского принца Карла Филиппа при условии, что он примет право­славие. 20 августа 1612 г. ополчение подошло к Москве. Войско гетмана Яна Ходкевича, спешившее на помощь полякам, опоздало на сутки. После битв у Новодевичьего мо­настыря и в Замоскво­речье Ходкевич отступил. Блокада Кремля вызвала жесточайший голод. Интервенты ели собак и кошек, варили кожаные переплёты книг. Началось людоедство, поляки питались засоленными в бочках трупами. Авраамий Палицын в своём «Сказании» писал, что после освобождения Кремля от интервентов обнаружили «множество трупу человеча разсе­чены от человекоядец онех в сосудех лежащих». Датой освобождения столицы традиционно считается 22 октября (4 ноября 1612 г. по но­вому стилю). Однако поляки в Кремле капитулировали лишь 26 ок­тября.

Земский собор 1613 г. Избрание Михаила Романова на царство. На Земский собор для выборов нового царя в Москву съехались пред­ставители всех сословий: бояре, дворяне, деятели церкви, посад­ские люди, казаки, черносошные и дворцо­вые (лично свободные) крестьяне. Отсутствовали только крепостные кре­стьяне и холопы.

Претендентов на московский престол было много: польский коро­левич Влади­слав, шведский принц Карл-Филипп, ряд русских князей и бояр, а также младенец Иван «Ворё­нок» – сын Марины Мнишек и «тушинского вора» Лжедмитрия II. Члены Собора отвергли кандидатуры иноземцев. Началась борьба вокруг пред­ставителей старых княжеских родов (Ф. И. Мстиславский, В. В. Голи­цын, Д. М. Трубецкой). Называлось и имя Д. М. Пожар­ского. 21 февраля 1613 г. царём избрали 16-летнего Ми­хаила Фёдоро­вича Романова (1596–1645) – внучатого племянника пер­вой жены Ивана Гроз­ного Анастасии и сы­на влиятельного митропо­лита Филарета. Избрание Михаила на царство удовлетво­ряло бояр­скую аристо­кратию, рассчиты­вавшую властвовать при молодом, мягком по ха­рактеру царе. Бояре утверждали: «Миша молод, разумом ещё не дошёл, и нам будет поваден».

После освобождения Москвы Михаил Романов с матерью выехал из Кремля в Кострому под защиту стен Ипатьевского монастыря. Московская делегация объявила им о решении Земского собора. Это известие было встречено 16-летним Михаилом «с великим гневом и плачем». Он заявил, что не хочет быть царём. Его поддержала мать, старица Марфа. Она понимала, что её несовершеннолетнего сына на престоле ждут огромные трудности. После долгих уговоров они согласились. Так Михаил стал третьим выборным царём в истории России.

Акт избрания царя возвестил о на­чале возрождения страны, утверждении её суверенитета, единства, самостоятельного пути развития.

Завершение Смутного времени. Однако Смута продолжалась. На территории страны хозяйничали отряды интервентов. Поляки, узнав об избрании Михаила Романова царём, попытались захватить его. В 1613 г. польский отряд появился вблизи вотчины Романовых под Костромой и заставил деревенского старосту Ивана Сусанина провести их к царю. Сусанин завёл поляков в лесные дебри и болота, где они погибли. За это герой расплатился жизнью. Подвигу Сусанина посвящена опера М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

В 1613 г. на Москву двинулся атаман Иван Заруцкий. Его знаменем был «царевич Иван Дмитриевич» – Иван «Ворёнок». После поражения под Воронежем Заруцкий и Марина Мнишек с «Ворёнком» бежали в Астрахань. Вскоре их схватили и привезли в Москву. В 1614 г. Заруцкого после жестоких пыток посадили на кол, а трёхлетнего младенца Ивана Ворёнка прилюдно повесили. Мари­на Мнишек умерла в темнице в конце 1614 г. В 1614 г. польско-литовский отряд А. Лисовского совершил рейд через Кострому, Ярославль, Муром и Калугу. В 1615 г. Пожарский нанёс Лисовскому поражение, загнал его на юг страны, где тот внезапно умер в 1616 г. В 1615 г. казачье войско атамана Ивана Баловнева (Баловня) было разбито под Москвой, атаман повешен.

Шведы захватили Новгород, желая создать зависимое от них Новгородское государство. В 1617 г. по Столбов­скому миру шведы вернули Нов­город­, но оставили за собой Ивангород, Копорье, Ям, Оре­шек, Корелу и выход в Балтику.

Польский королевич Владислав не оставил честолю­бивого намерения занять русский престол. В 1617 г. он захватил западные русские города, к нему на помощь шёл с украинскими казаками гетман Пётр Сагайдачный. Не­которые русские воеводы переметнулись на сторону поляков, другие, сдав крепости, бежали в Москву. В этих условиях правительство действовало жёстко. «Мягкий» царь Михаил приказал высечь бежавших воевод кнутом и сослать в Сибирь. Д. Пожарский нанёс поражение полякам под Калугой. Однако Владислав осадил Москву и Троице-Сергиев монастырь. В 1618 г. в с. Деулино около Троице-Сергиева монастыря было подписано Деулинское перемирие. Рос­сия от­дала Польше Смоленские, Черниговские и Северские земли. Произошёл обмен пленными. Однако Владислав не отказывался от прав на русский престол. Борьба с Польшей была ещё впереди.

Альтернативы Смутного времени. Лишь к началу 1620-х гг. положение в стране стабилизировалось. Россия отстояла свою независимость, но понесла серьёзные тер­ритори­альные потери. По существу, соседи силой вернули Россию к грани­цам времён Ивана III (кон. XV в.). Столетие борьбы, побед, народных жертв оказалось напрасным. Страна была полностью разорена, пребывала в «мерзости запустения».

Смута вызы­вает споры. Существует несколько точек зрения:

1. Русская патриотическая точка зрения: Россия подверглась интервенции с Запада, была на краю гибели. Русские патриоты К. Минин и Д. Пожарский сумели поднять народ на борьбу с захватчиками, спасли Святую Русь от чуждого западного католического порабощения.

2. Либерально-европейская точка зрения: Смута – попытка преодоления русского средневекового архаизма путём введе­ния выборности царя, сближения с Западом. Некото­рые эпизоды Смуты (появление договорных отношений ме­жду царём и поддан­ными при Васи­лии Шуйском и короле­виче Влади­славе) таили воз­можность прозападного развития России. Но победа ополчения К. Минина и Д. Пожарского законсервировала Россию, отбросила страну в Средневековье, вернула к патриархаль­ным тради­циям, пресекла связи с Западом и до Петра I отло­жила необходимые реформы.

 

**

 

.

 

 

.

 

.

 

 

.