САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ СанПиН 2.3.5 021-94

Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли

1. САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЕМУ И ХРАНЕНИЮ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ.

1.1. Пищевые продукты, продовольственное сырье, реализуемые в торговле, должны сопровождаться документом предприятия-изготовителя, подтверждающим качество и безопасность продукции для здоровья человека, со ссылкой на дату и номер разрешения (гигиенического сертификата), выданного учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.

Реализация продуктов питания и продовольственного сырья без наличия указанных документов, подтверждающих их качество и безопасность, запрещается.

1.2. Хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативно-технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.

1.3. При хранении пищевых продуктов должны строго соблюдаться правила товарного соседства, нормы складирования. Продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи и т.п.), должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи.

1.4. Запрещается складирование пищевых продуктов вблизи водопроводных и канализационных труб, приборов отопления, вне складских помещений, а также складирование незатаренной продукции непосредственно на полу.

1.5. Запрещается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных или подозрительных по качеству пищевых продуктов вместе с доброкачественными, а также хранение в складских помещениях для пищевых продуктов тары, тележек, хозяйственных материалов и не пищевых продуктов.

1.6. Все пищевых продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах, подтоварниках.

1.7. Запрещается реализация яиц совместно с другими не расфасованными продуктами (масло, творог, сыр, колбаса и др.).

1.8. Запрещается прием и реализация безалкогольных и слабоалкогольных напитков с истекшим сроком реализации, а также напитков в бутылках без этикетки (кроме бутылок с соответствующими обозначениями на кронепробках), с поврежденной укупоркой, осадками и другими дефектами.

2. САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТПУСКУ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ.

2.1. К продаже допускаются только доброкачественные пищевые продукты. Перед подачей пищевых продуктов в фасовочные помещения или торговый зал обязательно должно проверяться их качество, состояние упаковки и наличие маркировки.

Продавцы обязаны следить за качеством реализуемых пищевых продуктов. В случае обнаружения изменения качества пищевых продуктов необходимо задержать их продажу и немедленно сообщить об этом администрации для решения вопроса о возможности дальнейшей реализации продуктов.

Ответственность за реализацию покупателям недоброкачественных пищевых продуктов несет продавец.

2.2.Подготовка пищевых продуктов к продаже производится в специальных помещениях. Предназначенных для этой цели, где производится предварительная зачистка грязных поверхностей, заветренных срезов, верхнего пожелтевшего слоя у жиров, протирка сычужных сыров и колбасных изделий, расфасовка пищевых продуктов, освобождение их от тары, протирка бутылок, банок, зачистка и др.

Подготовку пищевых продуктов к продаже должны производить продавцы или специально выделенные для этого лица. Использование для этой цели уборщиц, рабочих, случайных лиц не допускается.

2.3. Запрещается взвешивание пищевых продуктов непосредственно на весах, без оберточной бумаги и других упаковочных материалов. Не допускается отпуск пищевых продуктов в грязную тару покупателя и печатную макулатуру.

2.4. Запрещается отпуск покупателям пищевых продуктов, случайно упавших на пол или загрязненных иным путем (санитарный брак). Санитарный брак следует собирать в специальную емкость с соответствующей маркировкой.

2.5. Запрещается реализация мороженного, растаявшего и вторичного замороженного.

2.6. Не допускаются к реализации консервы, имеющие дефекты: бомбаж, хлопушки, подтеки, пробоины и сквозные трещины, деформированные, с признаками микробиологической порчи продуктов (плесневение, брожение, ослизнение) и др.

2.7. Продажа моющих, отбеливающих средств, стиральных порошков, паст допускается только в обособленных отделах крупных продовольственных магазинов, универсамов в условиях, исключающих возможность контакта их с пищевыми продуктами, как в торговом зале, так и в складских помещениях.

 

3. САНИТАРНЫЙ РЕЖИМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ТОРГОВЛИ.

3.1. Все помещения предприятия продовольственной торговли должны содержаться в чистоте. По окончании работы должна проводиться влажная уборка с применением моющих средств.

3.2. Один раз в месяц во всех предприятиях продовольственной торговли устанавливается санитарный день для проведения уборки и последующей дезинфекции помещений, оборудования, инвентаря, посуды и др.

Санитарный день проводится в соответствии с графиком, утвержденным вышестоящей организацией. Администрация предприятия обязана заранее известить покупателей о проведении санитарного дня.

3.3. Ответственность за выполнение настоящих санитарных правил возлагается на руководителей предприятий продовольственной торговли. Руководитель предприятия несет ответственность за общее санитарное состояние предприятия и соблюдение в нем санитарного режима, за качество реализуемых пищевых продуктов, за соблюдение должных условий приема, хранения пищевых продуктов и соблюдение сроков их реализации, а также за санитарное состояние прилегающей территории.

3.4. Администрация несет ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших предварительный или, периодический медицинский осмотр, а также не допущенных к работе по медицинским показаниям, за своевременную явку работников на эти осмотры, осуществляет контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских осмотров.

3.5. Ответственность за соблюдение правил личной гигиены, за санитарное состояние рабочего места, за соблюдение санитарных требований к отпуску пищевых продуктов и сроков их реализации возлагается на продавцов.

3.6. Каждый работник предприятия продовольственной торговли должен быть ознакомлен с настоящими санитарными правилами.

3.7. Виновные в нарушении требований настоящих санитарных правил привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности.

3.8. Контроль за соблюдением настоящих санитарных правил для предприятий продовольственной торговли осуществляют органы и учреждения санитарно – эпидемиологической службы и ведомственные санитарные врачи.

 

4.4. Основные правила выкладки.

Выкладка товара осуществляется по планограмме.

Планограмма – это составленная из фотографий или созданная на компьютере диаграмма, показывающая, где находится каждая товарная позиция на конкретном торговом оборудовании.

Выкладка товара – определение способа укладки и демонстрации товаров в торговом зале:

· Вертикальная – способ укладки и демонстрации товаров, при котором однородные товары размещаются на полках по вертикали, сверху вниз.

· Горизонтальная – способ укладки и демонстрации товаров, при котором тот или иной товар размещают вдоль по всей длине оборудования.

· Декоративная – выполненная с применением средств объемно-пространственной композиции выкладка товаров. Используемая для оформления витрин и стеллажей в отделах, где продажа производится через прилавок.

· Массовая – способ размещения товаров повседневного или повышенного спроса, при котором тот или иной товар выставляют в больших количествах.

· Многотоварная – массовая выкладка нескольких различных продуктов и изделий, при котором в одной точке продаж размещается как связные между собой, так и не имеющие ничего общего товары.

 

При выкладке товара обязательно должна соблюдаться ротация товара.

Ротация - перемещение продуктов по принципу «Первый пришел – первый ушел»;

Ротация – это выкладка товара с более подходящими сроками на передний план, для скорейшей его допродажи.

 

5. ПРИЗНАКИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ БАНКНОТ И МОНЕТ

Банка России (введение в силу с 1 июля 1997 года)

1. Платежеспособными являются банкноты и монеты, имеющие силу законного средства платежа на территории Российской Федерации, не имеющие признаков подделки либо переделки, и не утратившие своей платежеспособности.

2. Все предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности и сферы деятельности обязаны принимать во все виды платежей; кредитные организации, кроме того, обязаны принимать для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и к обмену; а предприятия связи – для переводов:

ü Платежеспособные банкноты, в том числе имеющие незначительные повреждения: загрязненные, изношенные, надорванные; имеющие потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, отпечатки штампов (если они не препятствуют определению подлинности банкнот и не свидетельствуют об их погашении), утратившие углы, края или защитную нить (для банкнот, в оформление которых входит защитная нить);

ü Платежеспособную монету, то есть сохранившую изображение на аверсе и реверсе, в том числе имеющую незначительные повреждения.

3. Все кредитные организации, осуществляющие кассовое обслуживание юридических и физических лиц обязаны принимать к обмену, а также для зачисления на счета, во вклады и другие платежи от юридических и физических лиц подлинные банкноты, имеющие следующие повреждения или дефекты:

а) утратившие значительную часть, но не более 45% от своей площади;

б) разорванные и склеенные, если части, безусловно, принадлежат одной банкноте;

в) изменившие окраску и свечение в ультрафиолетовом свете, на которых отчетливо просматриваются изображения;

г) имеющие брак предприятий Объединения «Гознак».

4. Все кредитные организации, осуществляющие кассовое обслуживание юридических и физических лиц, обязаны принимать к обмену, а также для зачисления на счета, во вклады и другие платежи от юридических и физических лиц подлинную монету, имеющую следующие повреждения:

а) изменившие первоначальную форму: погнутые, сплющенные, надпиленные и т. п.

б) имеющие следы воздействия высоких температур и агрессивных средств: оплавленные, травленые, изменившие цвет.