Монголо-татарское вторжение на Русь.

Борьба с немецко-шведской экспансией. Александр Невский

14. Борьба за Балтику

15. Невская битва

16. Ледовое побоище. Значение победы

 

XIII столетие – это время грандиозного столкновения Запада и Востока, когда мир пришёл в движение, нарушив все существующие границы. Русь подверглась агрессии как с востока, так и с запада.

Образование Монгольского государства. В XII в. монгольские пле­мена (монголы, меркиты, ойраты, татары и др.) перешли от первобытнообщин­ного строя к феодализму. Возникла родоплемен­ная знать – нойóны, бага­туры и дружинники – нýкеры. Они захваты­вали у простых ското­водов-аратов и кара-чу («чёрных людей») пастбища и стада. Склады­вался осо­бый «кочевой феодализм»с феодальной соб­ственностью не на землю, а на стада и пастбища. Ной­он Темучи́н (Те­муджин, Темучжин, ок. 1155–1227) в кровавой борьбе покорил соседние племена. Его отец Есугэй был отравлен племенем татар, сам Темучин в юности попал в раб­ство. Темучин отомстил татарам – приказал их уничтожить, в том числе и детей, чей рост превышал высоту оси тележ­ного колеса. В 1206г. на реке Онон на родине Темучина (ныне Читинская обл. России) на курултае (собрании ханов) Темучин был избран вер­ховным правителем под именем Чингис­хан (перево­дится как «Океан», «Великий хан»). Возникло единое Монгольское государство. Оно зани­мало тер­риторию от Байкала и верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге. Монголов в России часто называют татарами или «монголо-татарами». Термин «монголо-татары» нельзя считать правильным, это лишь дань установив­шейся в исторической литературе традиции.

Монгольская армия. Чингис­хан создал мощное конное войско с десятичной системой комплек­тования, разделённое на тýмены, или тьмы (10.000 воинов), ты­сячи, сотни, десятки. Десяток совпадал с айлой (семьёй). Вой­ско скрепляла жесточайшая дисциплина. Монголы жили по законам «Великая Яса», созданным Чингисханом и отличавшимися крайней жестоко­стью. Если с поля боя бежал один воин, то казнили весь деся­ток, если бежал десяток, то уничтожалась сотня. Монголы в совершенстве владели искус­ством верховой езды. Дети одновременно учились ездить верхом и ходить. Луки, изготовленные из рога, имели дальность стрельбы более 275 м. Выносливость монгольских воинов не знала пределов. Они были привычны и к зною, и к стуже, могли проводить в походе по несколько дней без отдыха. Их пищей служила баранина и конина; пили они кобылье молоко (кумыс), могли питаться всем, что находили, не брезгуя даже внутренностями животных, выдавливая кал руками. Во время стремительного похода они для поддержания сил пили свежую конскую кровь. «Их пищу составляет всё, что можно разжевать, они едят собак, волков, лисиц и лошадей, а в случае нужды вкушают и человеческое мясо, – писал монах-францисканец Плано Карпини. О каннибализме монголов рассказывает Рашид ад-Дин, автор истории Чингисхана: когда войска сына Чингисхана Тулуя находились в пути, «у них не осталось провианта, и… они ели трупы умерших людей, павших животных и сено». Монголо-татары никогда не мылись, ибо это воспрещали их законы.

Начало завоевательных походов монголов. Экстенсивное кочевое скотоводство требовало новых пастбищ. Это тол­кало монголов к завоева­нию сосед­них земледельческих терри­торий. Местное население уничтожа­лось или обращалось в рабство, плодородные пашни превращались в пастбища. К 1211 г. монголы завое­вали соседние земли бурятов, якутов, киргизов, уйгуров. Талантливый полководец Субедей (1176–1248) вторгся в северный Китай (империю Цзинь). В 1234 г. глава империи Цзинь, осаждённый в г. Цайчжоу, повесился, тело его было сожжено. Государство Цзинь пало. В Китае монголы заимствовали инженеров и воен­ную осадную технику: стенобитные тараны, камнемётные и огнемётные катапульты – пóроки. Позднее, в 1281 г. флот внука Чингисхана Хубилая (1215–1294) пытался захватить Японию, но был уничтожен тайфуном – «божественным ветром» (япон. «камикадзе»).

В 1219 г. Чингисхан завоевал Среднюю Азию, уничтожив Хорезм­ское государство. Военачальники Чингис­хана – Субедей и Джебэ, разбив грузино-армянское войско, вышли в половецкие степи, где разгромили половцев и алан (осе­тин). Поло­вецкий хан Котян († ок. 1240), тесть Мстислава Удатного, обратился за помощью к русским: «Аще не по­можете нам, мы ныне иссечени будем, а вы наутрие иссе­чени будете». XIII в. был временем мира в русско-половецких отноше­ниях. Некоторые из половецких ханов (Юрий Кончакович и Даниил Кобякович) кре­стились и обрусели. Русские князья жени­лись на дочерях половецких ханов. Поэтому просьба половцев была при­нята русскими. Князья не пове­рили словам монгольским послов: «Мы не на вас пришли, а на половцев. Заключите с нами мир». На обратном пути монгольские послы были убиты (возможно, половцами), что означало неизбежную войну. В антимонгольском походе участвовали 18 князей, в том числе новгородский князь Мстислав Удатный (ок. 1176–1228), киевский Мстислав Романович Старый († 1223), Даниил Галицкий (1201–1264), Мстислав Черниговский († 1223)и др. Войско владимиро-суздальского князя Юрия Всеволодовича под командованием его племянника 14-летнего ростов­ского князя Василька Константиновича (1209–1238) опоздало на битву, дойдя лишь до г. Черни­гова.

Битва на Калке 1223 г. Битва русско-половецкого и монголь­ского вой­ск произошла 31 мая на р. Кáлка (приток р. Каль­миус) к северу от Азовского моря. Монголы применили обманную тактику, сделав вид, что обратились в бегство. Русские увлеклись преследованием, смешали ряды и попали под удар главных сил врага. Киев­ский князь Мстислав Ста­рый, враждовав­ший с Мсти­славом Удатным, стоял со своим войском в стороне, пассивно наблюдая, как изне­могают в бою русские дружины. Попав затем в окру­жение, Мстислав Старый отбивался три дня и сдался лишь после того, как посланный на переговоры атаман брóдников Плоскы́ня, обманув князя, поклялся на кресте, что если русские сложат оружие, то их пощадят. Монголы обещания не сдержали: воинов перебили, а пленные русские князья были положены под доски и задавлены победителями, усевшимися сверху пировать. Монголы далее на Русь не пошли. В битве на Калке погибли 6 (или 9) из 18 рус­ских князей, уцелела лишь десятая часть войска. Новгород­ский летописец писал: «и бысть вопль, и плач, и печаль по городам и сё­лам…».

Причины поражения: Разобщённость, отсутствие единого руководства и политический эгоизм русских князей.

Половец­кая госу­дарст­вен­ность была унич­тожена монголами, хан Котян ушёл в Венгрию с 40-тысячной ордой. После конфликта с местным населением Котян был убит. В отместку половцы разорили венгерские селения и откочевали за р. Дунай в Болгарию.

Поход Батыя на Северо-Восточную Русь. Чингисхан перед смер­тью в 1227 г. поделил захваченные территории между сыновьями. Старшему сыну Джучи́ (1184–ок. 1227) он завещал западные земли «до того места, куда наступит копыто монгольского коня». Однако Джучи вскоре умер. В 1235 г. на курултае в столице Великой Монгольской импе­рии г. Каракорýм было решено начать «Великий поход на За­пад». Возглавил его 29-летний внук Чингисхана, сын Джучи – хан Баты́й (Батý, Бату­-хан, ок. 1209–1255/1256). В 1236 г. монголо-татары разгромили Волжскую Булгарию и вторглись на Русь. Если мы обратимся к летописям, то обнаружим, что на Руси не ждали нападения: жизнь шла своим чередом, и ни о каких военных приготовлениях князей ничего не сообщается. Как написал летописец «…по грехам нашим приидоша языци незнаемы, безбожные моавитяне, их же никто же добре не весть ясно, кто суть, и отколе изыидоша, и что язык их, и которого племени суть, и что вера их. И зовут их татары…». Русские увидели в неведомых пришельцах посланцев преисподней, выходцев из ада — «Тартара», предвестников скорого конца света.

Зимой 1237 г. Батый подошёл к Рязани. Он потребовал у рязанского князя уплатить дань, а также его дочь или сестру «себе на ложе». Это было обычное требование: взятие в жёны дочерей или сестёр правителей покорённых народов было непременным условием вхождения в состав Монгольской империи. На требование Батыя рязанский князь Юрий Игоревич († 1237) и союзные с ним прон­ский и муромский князья направили исполненный чувства собственного достоинства ответ: «Аще нас всех не будет, то всё ваше будет». На пятый день штурма захватчики ворвались в город. «Татары же взяли град Рязань… и сожгли весь, — пишет летописец, — и князя их Юрия убили, и княгиню его, а тех, кого схватили: мужей, и жён, и детей, и чернецов, и черниц, и священников — одних мечами рассекали, а других стрелами расстреливали и в огонь бросали... И поругание сотворили черницам, и попадьям, и добрым жёнам, и девицам пред матерями и сёстрами»… «Иных схваченных вязали, и груди взрезывали, и желчь вынимали (захватчики использовали вытопленный из людей жир в зажигательных смесях), а с иных кожу сдирали, а иным иглы и щепы под ногти вбивали» (очевидно, стремясь выведать у пленников, куда они спрятали сокровища). Рязань более не возродилась. Современ­ная Рязань – новый город, расположенный в 60 км. от старой Ря­зани. В «Повести о разорении Рязани Батыем» описан подвиг рязанского бо­гатыря Евпатия Коловрáта (1200–1238), героически погибшего в бою с захватчиками.

Затем монголо-татары вторглись во Владимир­о-Суздальское княжество и двинулись по маршруту Коломна – Москва – Владимир – Суздаль – Ростов. В битве под Коломной погибло почти всё владимир­ское войско, но и захватчики понесли боль­шие по­тери. Погиб млад­ший сын Чингисхана Кулкан (Кюльхан) – единственный чингизид, убитый на Руси. На пятый день осады монголы взяли Москву, захва­тили ма­лолетнего сына князя Юрия Всеволодовича Владимира и убили вое­воду Филиппа Няньку (Нянка), «людей избили от старца до грудного младенца, а город и церкви святые огню пре­дали, и все монас­тыри и сёла сожгли». В Суздале пере­били «старых монахов и монахинь, и попов, и сле­пых, и хромых, и горба­тых, и больных. 4 февраля 1238 г. был осаждён г. Владимир. Князь Юрий Всеволодович отправился на Верхнюю Волгу собирать новую рать, обороной города руководил его старший сын. После трёх­дневного штурма мон­голы ворвались в город. Последние его за­щитники, в том числе епи­скоп Мит­рофан, супруга князя Агафия Всеволодовна с детьми и не­весткой Христиной, погибли в сожжён­ном Успенском соборе. Захватчики устроили в городе страшную резню. Сообщения лето­писей соответ­ствуют данным ар­хеолого-антропо­логических анализов: бое­способных мужчин уби­вали, ремес­ленников угоняли в рабство. Убивали также старых, больных, ни на что не годных. Молодых, способных к работам уводили с собой — они предназначались либо для обслуживания завоевателей, либо в качестве «живого щита» или «тарана» на время последующих битв. Особенно страшная участь ждала молодых и здоровых женщин и девушек. Как ни кощунственно это звучит, гибель владимирских княгинь и княжон в сгоревшем Успенском соборе была едва ли не лучшим исходом для них. Попади они в руки к татарам — и их ожидали бы поругание и жестокая мучительная смерть. У монголо-татар вошло в обычай после совершённого насилия вспарывать животы своим жертвам. Историограф Монгольской империи Рашид ад-Дин объяснял это неким курьёзом, случившимся во время осады одной из среднеазиатских крепостей: некая старуха пообещала монголам ради сохранения жизни крупную жемчужину, а когда те потребовали обещанное, заявила, будто проглотила её. «Они сейчас же распороли её живот и забрали эту жемчужину. Вследствие этого случая они стали вспарывать животы у всех трупов». Кроме этого, монголо-татары не хотели оставлять своё семя в чужой живой плоти, не хотели даровать жизнь наследникам убитых ими врагов, а потому и прибегали к такому чудовищному способу предотвращения нежелательной беременности. У женщин нередко отрезали груди. Тех же, кого уводили с собой, — если они не предназначались на ложе, — старались обезобразить, лишить всяких черт женской привлекательности. Особенно усердствовали в этом татарские женщины. Хорватский хронист-летописец Фома Сплитский писал: «Татарские женщины, вооружённые на мужской манер… с особой жестокостью издевались над пленными женщинами. Если они замечали женщин с более привлекательными лицами, которые могли вызвать у них чувство ревности, они немедленно умерщвляли их ударом меча, если же они видели пригодных к рабскому труду, то отрезали им носы и с обезображенными лицами отдавали исполнять обязанности рабынь». (Карпов А. Ю. Батый. М., 2011. С. 69).

Монголо-татары «облавой» прошли по Се­веро-Восточной Руси, разо­рили 14 городов, в том числе Ростов, Суздаль, Яро­славль, Кост­рому, Переяславль, Галич-Мерьской, Юрьев-Польский, Углич, Дмит­ров, Тверь, Юрьевец, Чувиль (на месте г. Плёса) и др. 4 марта1238 г. в битве на р. Сить (притоке р. Мóлоги, под г. Уг­лич) темник Бурундай уничтожил остатки войска князя Юрия Всево­лодовича. Юрий погиб, его голова была преподнесена в дар Батыю. Монголы двинулись на Великий Нов­город, но, не дойдя до него 100 вёрст, видя, что началась весенняя распу­тица, возле места Игнач-крест повернули на юг. Перед этим монголы две недели осаждали г. Торжок («маленький Торжок спас Великий Новгород»). По пути на юг мон­голы осадили г. Ко­зельск, князем которого являлся 12-летний Василий (1226–1238). Козельцы решили: «Наш князь младенец, но мы, как правоверные, должны за него умереть». Козельцы героически сопротивлялись 7 недель (51 день), уничтожили 4 тыс. монголов, осадные машины. При решающем штурме монголов «козляне ж ножи реза­хуся с ними». Батый прозвал Ко­зельск «Злым градом» и «не пощаде от отрочат до сосущих млеко». Малолетний князь Василий, согласно легенде, утонул в потоках крови. В 1239 г. Батый сжёг г. Муром, Нижний Новгород и Гороховéц.

Южный поход Батыя. Княживший в Киеве Михаил Чер­ниговский (1179–1246) в 1239 г. приказал убить монгольских послов, требовавших покориться Батыю, и скрылся в Венг­рии. Киев занял Даниил Романович Галицкий, он оставил в городе тысяцкого Дми́тра (Дмитрия) с неболь­шой дружи­ной. Осенью 1240 г. мон­голы подошли к Киеву. На девятый день штурма захват­чики ворвались в город. Под ударами пóроков Десятинная церковь обрушилась, похоронив под своими сводами последних защитников города. «Дмитрия же вывели раненого и не убили его, мужества ради его», — записал галицкий книжник. Дмитр принял участие в западном походе Батыя. Это было в обычае монголов, которые привлекали для участия в войнах отряды из покорённых народов. Плано Карпини писал: татары «произ­вели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев… и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; когда мы ехали через их землю, мы нахо­дили бесчисленные головы и кости мёртвых людей, лежавшие в поле; ибо этот город был большой и очень многолюдный, а теперь он сведён почти ни на что: едва сущест­вует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжёлом раб­стве». Дата взятия Киева – 1240 г. – является датой начала мон­голо-татарского ига, длившегося до 1480 г.

В 1241 г. г. был уничтожен г. Владимир-Волынский – столица Галицко-Волынского княжества. Археологи находят множество человеческих останков с разрубленными костями и черепами, пробитыми большими железными гвоздями. Князь Даниил Романович сумел спастись в хорошо укреплённой крепости Холм.

Причины поражения Руси. 1. Раздробленность, политический эгоизм князей. Многие города (Рязань, Киев и др.) были разорены и ослаб­лены русскими князьями во время усобиц за несколько лет до Батыя.

2. Мощный военный потенциал монголо-татар, мобильность кон­ницы, тех­ническое пре­восходство: стенобит­ные, огнемётные, кам­немётные орудия-пороки, тактика непрерывного штурма.

3. Стратегический талант Батыя и его военачальников – Субедея и др. Бату-хан не участвовал в сражениях лично: у него были больные ноги.

4. Чис­ленный перевес монгольской армии: 120–150 тыс. (12–15 туменов). Русских же воинов насчитывалось не более 100 тыс.

5. Разобщённость русских войск: они не пытались собраться воедино.

6. Оборонительно-пассивная тактика русских князей, ре­шивших отси­деться за деревян­ными стенами городов.

7. Зимние походы давали монголам преимущество: они легко про­двигались по руслам за­мёрзших рек от города к городу, водные пре­грады русских крепостей в морозы не действовали.

Западный поход Батыя. Батый, а также внуки Чингисхана Кадан и Байдар в 1241–1242 гг. разорили Польшу, Венгрию, Чехию, Молдавию, Валахию (ныне часть Румынии), Хорватию, достигли Адриатического моря и г. Вена. Крайней западной точкой продвижения татар стал германский г. Мейсен в Саксонии, на р. Эльбе. В битве при Легни́це 1241 г. было истреблено польское войско. Татары, желая подсчитать количество убитых врагов, приказали отрезать у каждого одно ухо и так наполнили доверху 9 больших мешков. В битве на р. Шайо 1241 г. потерпела сокрушительное поражение венгерско-хорватская армия. Завоевание сопровождалось ужасными зверствами. Хронист-летописец Фома Сплитский свидетельствует: «Согнав толпу кротких женщин, стариков и детей, они приказывали им сесть в один ряд, и, чтобы одежды не запачкались кровью и не утомлялись палачи, они сначала стаскивали со всех одеяния, и тогда палачи, поднимая каждому руку, с лёгкостью вонзали оружие в сердце и уничтожали всех». В этих кровавых расправах участвовали и татарские женщины, и даже дети. «Даже пленных детей они подзывали к себе и устраивали такую забаву, — продолжает Фома, — сначала они заставляли их усесться в ряд, а затем, позвав своих детей, давали каждому по увесистой дубинке и приказывали бить ими по головам несчастных малышей, а сами сидели и безжалостно наблюдали, громко смеясь и хваля того, кто был более меток и кто одним ударом мог разбить череп и убить ребёнка».

Однако в Европу монголо-татары пришли ослабленными. В тылу оставалась разо­рённая, но не покорив­шаяся Русь. Многие историки считают, что Русь спасла Европу от ужасов монгольского завоевания. Эта мысль была сформулирована А. С. Пушкиным ещё в 1834 г.: «России определено было высокое предназначение: её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощённую Русь... Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией…».

Весть о смерти великого кагáнаМонгольской империи, сына Чингисхана Угэдэя (11861241) прервала Западный поход. Батый повернул назад. Западная Европа была спа­сена. По слухам, Угэдэя отравила бывшая жена Чингисхана Абикэ-беги. Но, скорее всего, Угэдэй умер из-за пристрастия к алкоголю. Таким образом, Западная Европа была обязана своим спасением банальному пьянству, которым страдали и великий хан, и многие другие представители монгольской элиты (Карпов А. Ю. Батый. М., 2011. С. 136).

Золотая Орда.Батый основал в 1242–1243 гг. государство Золотая Орда Улус Джучи»). Город Сарай (Сарай-Бату) – столица Орды – находился на Нижней Волге (ныне Астраханская обл.). Сарай входил в число крупнейших городов Европы, был весьма благоустроен, располагал водопроводом и канализационной системой. Дворцы и общественные здания строились из кирпича. Сарай не имел крепостных стен. Правители Орды полагали, что одна лишь сила их власти обеспечивает полную безопасность столице. Постройки Сарай-Бату сохранялись до 80-х годов XVI в., когда московский царь Фёдор Иванович приказал ломать «мечети и палаты в Золотой Орде» и «делати» из них русскую крепость Астрахань. Сам Батый редко жил в Сарае, предпочитая кочевать по берегам Нижней Волги. Монголы с презрением относились к народам, живущим на одном месте, «вдыхая собственное зловоние».

Золотая Орда вначале входила в со­став Великой Монгольской империи («Еке Монгол улус») со столицей в г. Каракорýм, но в 1266 г. при хане Менгу-Тимуре обрела самостоятельность. При хане Узбеке, правившем в 1313–1341 гг., Орда достигла наивысшего рас­цвета. В ней насчитывалось до 150 городов. Правящая элита завое­вателей-монголов, окружённая по­ловцами-кипча­ками, тюркизировалась, государ­ственным языком стал кипчакский, ислам в 1312 г. сменил язычество. Ордой управлял диван (совет из четы­рёх эмиров), она делилось на улусы (об­ласти). В Орде проживали многочисленные народы: монголы, тюркские племена (половцы-кипчаки, волжские булгары, башкиры, огузы, хорезмийцы), славянские, финно-угорские (мордва, черемисы, вотяки), северокавказские (аланы) и др.

Ордынское иго – система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов, эксплуатация русских земель Золотой Ордой. Русь находилась в вассальной зависимости (лат. vasallus, от кельт. vassus – «слуга») от Орды. Русь платила дань («число», «ордынский вы­ход») – натуральный или денежный побор с покорённых народов. В 1257–1259 гг. для точ­ной раскладки дани монголь­ские «численники» провели перепись русского населения. Единицей обложения было хо­зяйство (двор). Сущест­вовало 14 видов дани. Дань собирали баскаки и мусульманские купцы-откупщики – бессермены. Резиденция «великого баскака» находилась в г. Владимире, куда из Киева переместился политический центр страны. Размер дани является вопросом дискуссионным. Большинство историков считает, что дань была непосильной, но восточные историки утверждают, что дань составляла всего 0,1 копейки на человека в год (1 копейку стоил пуд хлеба). Церковь осво­бождалась от уплаты дани. Ордынцы были веротерпимы, по­нимали пользу православного духовен­ства, учив­шего народ покорности.

Цивилизации Востока многим отличаются от западных. Сам образ жизни, принципы управления были здесь совершенно иными. По-другому смотрели на Востоке и на саму человеческую жизнь, оценивая её гораздо ниже, чем на Западе. Даже способы умерщвления людей были куда более изощрёнными. Монголы умели лишать человека жизни самым чудовищным образом: вспарывая животы, взрезая грудную клетку и вырывая у ещё живого человека сердце, отрезая голову, руки и ноги, расчленяя человека «по суставам», забивая глотку землёй или камнями, затаптывая лошадьми, выдавливая жир или желчь и вытягивая жилы, сдирая кожу, сваривая в котле с кипящей водой или сжигая на огне, давя насмерть досками, на которых сами они устраивали пир. Дело не в том, что кочевники Востока были по своей природе хуже или лучше других народов. Но они были другими — настолько другими, что христианские и мусульманские летописцы не находили аналогий, чтобы с кем-то сравнить их, — кроме пророчеств Апокалипсиса об ужасах последних дней мира. Страх перед «злыми татарами» пронизал все слои общества на генетическом уровне, парализуя волю к сопротивлению. «За умножение грехов наших смирил нас Господь Бог перед врагами нашими: да если явится где один татарин, то многие наши не смеют противиться ему; если же двое или трое, то многие русские, бросая жён и детей, обращаются в бегство» — так напишет русский книжник в начале XV в.

О степени зависимости Руси от Орды существуют две точки зрения:

1. Русь вошла в состав Золотой Орды. Русские князья превратились в «улусников» и «служебников» монгольских «царей» (само слово свидетельствует о том, что легитимность их власти не ставилась в русских землях под сомнение). Всё, что происходило на Руси, определялось вне её границ — в Орде или ещё дальше, в Каракоруме. На Руси действовали монгольские законы; сюда являлись ордынские чиновники, творившие свою волю; тысячи русских людей угонялись в Орду. Русские войска в составе ордынского войска совершали походы на Византию (12691271), Литву (1274), Кавказ (1277).

2. Русь сумела со­хранить свою государст­венность, т. к. монголы не создали здесь собственной администра­ции, а осуществляли управление через русских князей.

Ярлык на великое княжение.Великого князя назначал хан, выдавая ему ярлык – льготную грамоту на управление землями. За ярлык шла борьба – зачастую его получал не самый достойный князь, а тот, кто привёз хану бóльшую взятку, сумел оклеветать конкурентов. Часто русские князья приводили татар на свою землю для того, чтобы расправиться с другим князем, нередко родным братом или племянником, — получить то или иное княжение. А платить за это приходилось сотнями и тысячами жизней русских людей. Десятилетия страха, постоянного унижения, бесконечного кровопролития вселяли озлобление в души, порождали ненависть, недоверие, вероломство.

Поездка в Орду не всегда кончалась благополучно. Так, князь Михаил Черни­говский в 1246 г. был казнён в Орде из-за отказа выпол­нить языче­ский обряд очищения пройти через священный огонь. Его тело было брошено «псамъ на снедь». В это же время погиб и великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович (1191–1246). В 1243 г. Ярослав в г. Сарай принёс Батыю присягу и получил ярлык. В 1246 г. он подтвердил ярлык у хана Гуюка в г. Каракорум. Мать Гуюка – Туракина-хатун (Дорогене), оказывая честь князю, угощала его из собствен­ных рук. Вскоре Ярослав заболел и умер (версия отравления не доказана). Его сын Андрей Ярославич (1222–1264) также полу­чил ярлык от Тура­кины и являлся великим князем Владимирским в 1246–1252 гг. Однако в 1249–1252 гг. Андрей вступил в конфликт с Ордой, потерпел поражение от хана Неврюя и бежал в Швецию.

Александр Невский и Золотая Орда. Великим князем Владимирским в 1252–1263 гг. являлся брат Ан­дрея – знаменитый полководец Александр Ярославич Невский (1221–1263), внук Юрия Долгорукого и правнук Владимира Мономаха. Александр отверг предложение папы римского вступить в борьбу с Ордой. Он считал, что с Ордой необходимо поддержи­вать мирные отношения и копить силы для борьбы в бу­ду­щем. В 1257 г. в Новгороде вспыхнуло народное восстание против баскаков, возглавленное сыном Александра Невского – Василием († 1271). Алек­сандр, чтобы не провоцировать ордынский набег, изгнал сына из Новгорода и жестоко наказал восставших. В 1262 г. во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и др. городах в ходе восстания были убиты баскаки. Чтобы умилостивить ордынского хана Беркé, брата умершего в 1255 г. Батыя, Александр Невский отпра­вился с дарами в Орду. Берке потребовал себе русскую рать для похода в Персию (Иран). Князь отказал хану. На пути из Орды Александр в 1263 г. заболел и умер в г. Городце на Волге в возрасте 43 лет. «Зашло солнце земли Суздальской!» – воскликнул митро­полит Кирилл. Существует недоказанная версия, что князь был отравлен.