Изучение произведений с текстом и воспитание концертно-исполнительских навыков.

В самый начальный период обучения певцы особенно остро нуждаются в простых и удобных для голоса произведениях с ограниченным диапазоном вокальной партии, нетрудной тесситурой, удобными интервалами, умеренной подвижностью и несложным музыкальным языком. Непосильный музыкальный «завышенный» репертуар – большое и давнее зло вокальной педагогики, который наносит учащимся немалый ущерб.

В связи с этим одной из основных задач является проблема подбора учебного репертуара, который был бы полезен для развития голоса, соответствовал бы вокально-техническим и исполнительским возможностям певца, в то же время развивал бы хороший вкус, чувство стиля, формировал бы музыкально-исполнительскую культуру будущего певца. При подборе репертуара необходимо учитывать индивидуальные способности и особенности ученика: темперамент, степень музыкальной одарённости и общий культурный уровень развития.

В заинтересованности ученика значительную роль играет умело и выразительно напетое педагогом произведение, которое он хочет предложить для изучения. Это один из способов ознакомления ученика с новым вокальным произведением.

Другой вид ознакомления – прослушивание записи произведения в исполнении известных вокалистов с надлежащими комментариями педагога.

Для более продвинутых и умеющих самостоятельно работать учеников, склонных к анализу, возможно и самостоятельное ознакомление с репертуаром. В этом случае результаты самостоятельного разбора произведения должны быть представлены педагогу для совместного критического обсуждения и для определения установок, направляющих дальнейшую работу над произведением.

Разучивание песни.

Эта работа разделяется на составные части. Такой подход приводит к более быстрому и качественному результату:

· музыкальная часть;

· речевая часть;

· творческая часть;

· соединение.

Музыкальная часть. При разучивании музыкального материала следует обратить внимание на построение, развитие и движение мелодии, на построение отдельных фраз и периодов (спады, подъёмы), основную кульминацию, характерные гармонические обороты, определить темп, ритмические особенности.

Точная техническая выучка должна стать основой для настоящей творческой работы над произведением. Процесс так называемого «впевания» исполнителя в вокальное произведение может начаться лишь после твёрдого, безукоризненного и уверенного освоения ритма произведения, точных вступлений и окончаний фраз.

У большинства начинающих певцов гласные звуки не выровнены, звучат по разному, и слово звучит «пёстро». При впевании музыкального произведения необходимо вначале петь мелодию на том гласном звуке, на котором наиболее удобно это делать. Обычновокалируют мелодию на круглую «о», переходящую в «у» на высоких и в «а» на низких нотах, если песня легатного звукоизвлечения. Если песня ритмичная, её целесообразно разучивать на слог «нэй».

В некоторых случаях возможно одновременное разучивание мелодии с текстом: если ученик имеет хорошую дикцию, прекрасно владеет иностранным языком (если песня на иностранном языке), имеет певческие навыки, отличные вокальные данные и хорошую память.

Речевая часть.Впевание с текстом является более сложным этапом работы над произведением, т. к. слово, состоящее из гласных и согласных звуков (фонем), вводит в действие все механизмы артикуляционного аппарата и требует разных укладов языка («И» – передний, «А» – средний, «У» – задний), разной работы губ и мягкого нёба.

Далее нужно прочитать текст несколько раз и определить возможные дикционные сложности (несколько согласных подряд, необходимость быстро проговорить некоторые отрывки, языковые сложности, если песня на иностранном языке). Необходимо изолировать эти сложности от основного материала и почитать как скороговорки, выговаривая чётко и постепенно увеличивая темп. Затем нужно довести темп до более быстрого, чем это будет необходимо в песне. Это даст ученику запас прочности. Если текст на иностранном языке, необходимо проконсультироваться у специалиста по данному языку, отработать произношение, ознакомиться с подстрочным переводом и понять общее содержание произведения.

После технической работы наступает черёд работы творческой. Нужно прочитать текст как стихи, подумать о драматургии, которую подскажут стихи, придумать или вспомните ситуацию, на фоне которой могли бы разворачиваться описанные в тексте события или сказаны данные слова. Это даст студентам возможность пропустить песню через себя, окрасить её живой человеческой эмоцией.

Затем приходит время всё соединить. На этом этапе имеет смысл задержаться подольше. Это даст ученикам возможность уложить песню в вокальном аппарате, «впеть» её. После всей этой проделанной работы нужно записать исполнение произведения на магнитофон и постараться объективно оценить запись. Затем задать себе вопросы: понятен ли текст? Верна ли музыкальная интонация? Не провалены ли низкие ноты и не слишком ли открыты верхние? Поработать над недостатками и записать всё снова. Для качественного ремесленного исполнения этого может быть достаточно. Но если песня интересная, глубокая и сложная, можно пойти дальше. Поискать звук, задействуя поочерёдно разные резонаторы, разные приёмы звукоизвлечения, придумать вокальные украшения и т.д. Просто необходимо записываться как можно чаще на магнитофон, слушать и делать выводы.

При работе над песней исполнителю нужно иметь представление о таких понятиях, как песня, тема, фраза, нюансы, форма, кульминация, кода.

Одной из главных задач педагога-вокалиста является обучение начинающего эстрадного певца мыслить образно, мыслить по законам театра, так как эстрадная песня – это очень ярко, выпукло очерченный образ. Многие технические вокальные проблемы идут от неразвитого образного мышления. Нельзя разделять работу над вокальной техникой и работу над художественным образом произведения. Это единый неделимый процесс, невозможно сначала научить ребёнка или студента только вокальной технике, а уже потом работать над образом произведения. Мы не должны забывать, что мы занимаемся в первую очередь искусством, а искусство невозможно без образного мышления.

Всякую деятельность можно выполнять творчески, а можно – ремесленно.

Ремесленник также владеет техникой, но, выполняя ее, он не стремится по новому решить задачи, с ней связанные. Певец-ремесленник исполняет произведение так, как принято его исполнять, и так же трактует данный образ.

При создании художественного образа значение имеет умение перенести в вокал элементы речевых интонаций и акцентов, которые делают слово выразительным. С этой целью рекомендуется продекламировать текст без музыки, прислушаться к звучанию отдельных слов, определить тембровую окраску, речевые кульминации.

Великий режиссёр конца XX столетия Г.А. Товстоногов говорил о трёх основных качествах, без которых невозможен артист:

1) органическое чувство правды;

2) интеллект и гражданственность;

3) дар импровизации.

Это качество и должен развивать педагог у своего ученика. В эстрадной музыке очень тонкая, почти невидимая, а подчас неосязаемая грань между хорошим вкусом и пошлостью, между правдой и ложью, между яркостью и вульгарностью. Эстрадный певец как никто другой должен уметь ощущать эту «правду», этому его должен научить его педагог.

Зрелищный элемент, заключённый в песнях, даёт возможность исполнять их динамичнее, иногда даже в виде развёрнутой сценической композиции. В танцевальных песнях представляется большая свобода для раскрытия индивидуальных черт средствами хореографии. Чтобы студенты исполнили танец-песню нужны специальные хореографические занятия.

Для драматургического решения художественных задач песни необходимо знать и использовать средства сценического мастерства в рамках законов сцены. Усвоение и введение в сценическую репетиционную работу таких понятий как идея, тема песни, предлагаемые обстоятельства, темпо-ритм сценического действия, подтекст, словесное действие, мизансцена – поможет организовать постановочную работу.

Сценическое воплощение – это глубокое проникновение в содержание песни и поиск адекватной ему формы сценического решения. Оно может выражаться как в статике, так и в динамике, – всё диктует содержание песни.

Музыкальное сопровождение может осуществляться инструментальным ансамблем, трио, оркестром или одним инструментом, музыкальной фонограммой (минус), а также возможно вокальное дублирование инструментальной партии.

Сценическое оформление предполагает соответствующие костюмы, сценические атрибуты, даже декорации.