Развитие подвижности голоса.
Филирование.
Ритмическая организованность, развитие чувства ритма.
Одним из элементов вокального мастерства является ритмическая организованность. Чёткость и равномерность пропевания одинаковых долей, соблюдение пауз требуют определённой выдержки даже у опытных певцов. Педагог должен настойчиво добиваться от ученика ритмической точности. Обычно перед пением упражнение проигрывается на инструменте в заданном темпе и со строгим соблюдением всех длительностей, чётким выдерживанием пауз между звеньями модуляционной секвенции. Развитие чувства ритма с первых шагов обучения – очень важный момент во всей системе воспитания необходимых певческих навыков.
Полезно исполнять ритмические упражнения без пения. Эти упражнения предназначены для совершенствования чувства ритма. Все ритмические упражнения надо хлопать в ладоши, при этом пятками ног, не отрывая носков ступни от пола, отстукивать четвертные доли такта, сначала поочерёдно, а затем – одновременно пятками обеих ног. Впоследствии можно отсчитывать ногами четверти любым способом. Следите за свободой исполнения ритмических рисунков и за пластикой движения рук и ног. Руки и ноги должны быть свободны. По мере приобретения лёгкости в исполнении ритмических рисунков старайтесь придать вашим движениям танцевальность, а если вам удастся совместить упражнения с танцем, это лучший способ развития чувства ритма.
Ритмические упражнения желательно начать под метроном, а в дальнейшем, в зависимости от подготовленности, лучше отказаться от метронома, но время от времени проверять себя метрономом.
Каждое из упражнений следует выполнять подольше, добиваясь ровности и лёгкости исполнения, «драйва», «джампа» и «свинга».
Филирование – это постоянное усиление или ослабление звучности одного тона. В начале работы над приёмом филирования следует ограничиться каким-либо одним видом динамики. Постепенно можно добиваться филирования в обоих направлениях. Важным моментом является ощущение вокалистом границ своих возможностей в усилении или затухании звука. Необходимо филировать так, чтобы не нарушались физиологические нормы певческого процесса, чтобы форте не переходило в крикливость, а пианиссимо в беззвучность.
Техника подвижности нужна всем голосам. Она придаёт звуку гибкость, лёгкость и пластичность.
Упражнения для развития подвижности голоса сначала поются в очень медленном темпе. По мере приобретения позиционной, интонационной точности и чёткости упражнения следует петь, постепенно ускоряя темп. Нужно следить за экономным распределением дыхания, динамикой звука. Нижние звуки необходимо петь сдержанно. При мелодическом движении вверх следует усиливать звучность. При пении быстрых пассажей звук нужно сдерживать, т.к. иначе теряется лёгкость и подвижность голоса. Многие упражнения можно петь «легато» и «стаккато».
Тема 4.