Уроки с начинающими

Задачи первого периода занятий.

Главной задачей является обучение формированию звука, т.е. подстройка голосового аппарата. Основное время занятий следует уделять упражнениям на середине диапазона (физиологическая основа).

1. Звукоизвлечение (пение) должно быть мягким, без физических усилий.Правильный звук должен быть удобен певцу, а сам процесс пения должен доставлять певцу удовольствие. Очень важно точное начало звука и выпевание заданной ноты (без подъездов и сползаний).

2. При подстройке голоса и требовании мягкого начала звука, необходимо соблюдать правило: чем выше нота – тем ниже (глубже по ощущению) надо её чувствовать (физиологически не дёргать гортань).

3. У певца должно постепенно вырабатываться состояние «готовности» к началу пения. Оно достигается мысленным слуховым представлением того, что надо петь, как бы «внутренним представлением» (звуковой образ).

4. Такое «мысленное пропевание» влечёт за собой рефлекторную настройку мускулатуры голосового аппарата (по учению И.П. Павлова – «представление рождает движение»).

5. Важным элементом тренировки мускулатуры голосового аппарата является умение расслаблять её периодически, что помогает снимать ненужные напряжения. Поэтому, иногда полезно заставить ученика во время пения походить по комнате, не нарушая заданного ритма и динамики упражнения, делая свободные движения головой, руками, корпусом.

6. Очень важным при подстройке голосового аппарата является эмоциональный фактор, который влияет на звучание голоса подсознательно и целостно.

 

Занятия в классе начинается с распевания, выполняющего двойную функцию:

1. Разогревание и настройка голосового аппарата (приведение мышечной системы в рабочее состояние).

2. Развитие вокальных навыков для красоты и выразительности звучания голоса в процессе исполнения музыкальных произведений.

Общее положение:

Уроки не должны превышать 20-25 минут с перерывами между упражнениями, т.к. в пении мы имеем дело со сложной координацией многочисленных органов, требующих большого внимания, что, прежде всего, утомляет нервную систему.

Начинать работу над голосом – с центрального участка диапазона, отталкиваясь от наиболее удачно звучащих нот, выбрать наиболее удобный гласный звук и силу звука (на piano петь сложнее).

Упражнения должны быть не сложными.

При пении упражнений следует требовать точности атаки и чистоты интонации.

Не существует упражнений «вообще». Необходимы упражнения для выработки конкретных качеств голоса. Основной принцип работы над звуком – постепенность, движение от простого к сложному.

Поиск верной работы голосового аппарата, верного звучания – далеко не лёгкая задача. Поэтому на первом этапе целесообразно членить выполнение работы по освоению звукообразования на части, но только весьма осторожно и умело: как дышать, как открывать рот, освободить глотку, сделать зевок, раскрепостить нижнюю челюсть и т.п.

Итак, классическая методология работы преподавателя вокала на особо трудном первоначальном этапе развития певца заключается в образовании звука на:

1. удобной тесситуре;

2. при естественном дыхании;

3. с постепенным направлением внимания поющего на работу всех органов, участвующих в образовании певческого звука;

4. закрепление нужных навыков;

5. доведение работы певческого аппарата до автоматизма.

 

Тема 2.