Развитие вокального слуха

 

Музыкальный слух – основа вокального слуха.

Вокальный слух – свойство человека не только слышать звучание голоса, но и ясно представлять работу голосового аппарата, приводящую к тому или иному звучанию. Это слух, способный тонко анализировать качество звука, позволяющий выбирать правильные и отклонять непригодные певческие звуки. Вокальный слух – это особый чувственный комплекс, позволяющий успешно контролировать работу вокального аппарата во время пения. Для вокалиста важной особенностью музыкального слуха является умение слышать тембр, его особенности.

Особенность вокального слуха – умение слышать: как, каким образом работает аппарат того или иного певца, достигающего определённого звучания. Такой слух позволяет копировать и запоминать работу аппарата выдающихся певцов, что является важной частью воспитания голоса. Вокалист с хорошим вокальным слухом слушает звук как бы аппаратом, т.е., его вокальный аппарат способен воссоздавать форму вокального аппарата поющего исполнителя, воссоздавать любые оттенки формы, связанные с певческими нюансами.

Благодаря постоянному и точному контролю при помощи вокального слуха начинающий певец постепенно усваивает и запоминает работу вокального аппарата, необходимую при правильном пении. Умение правильно петь приходит вместе с развитием вокального слуха. Со временем мышечная память вокального аппарата перерастает в рефлекс, что облегчает выполнение певцом художественных задач музыкального произведения.

Важным компонентом, составной частью вокального слуха является мышечное чувство, т.е. ощущение мышц, мышечной работы. Хорошо развитое мышечное чувство позволяет успешно контролировать мышцы, участвующие в организации опоры дыхания и звука, в соблюдении формы аппарата. Сложность такого контроля заключается в том, что многие мышцы вокального аппарата имеют малое количество нервных окончаний, поэтому они мало ощущаемы.

Вторым важным компонентом вокального слуха является резонаторное чувство. Любому певцу известно, что во время пения хорошо ощущается вибрация (мелкое дрожание) различных частей голосового аппарата. Эта вибрация особенно ощущается в области резонаторов. Эти ощущения вибрации исходят от специальных нервных клеток – рецепторов, расположенных в слизистой оболочке бронхов, гортани, глотки, нёба и т.д. Количество таких рецепторов в разных частях аппарата различно. Вокалисту необходимо развивать своё резонаторное чувство. Важно научиться углублённому самоконтролю во время занятий пением. Правильность работы по развитию мышечного и резонаторного чувства невозможна при слабом музыкальном слухе.

Главной задачей вокального слуха является контроль за правильным и точным интонированием. Основной причиной ошибок в интонировании, при наличии хорошего музыкального слуха и хорошей координированности аппарата, является плохой контроль за звучанием резонаторов. Особого контроля требует головной резонатор, так как может давать и завышенность и заниженность тона. Не вдаваясь в подробности этих процессов, можно сказать: нужно слышать звучание в обоих резонаторах и добиваться точной интонации голоса в каждом из них.

Каким же образом можно проверить развитие вокального слуха в процессе занятий с учащимися?

После определённого времени обучения (например, 7 месяцев) необходимо провести собеседование, на котором выявить у учеников умение слышать тембр голоса, его особенности и недостатки. Детям (или взрослым) можно предложить провести классификацию голосов по слуху. Для этого они должны прослушать аудиозаписи вокалистов разных жанров. Диагностику вокального слуха целесообразно провести в виде общей беседы. При прослушивании необходимо обсудить следующие характеристики голосов:

· тембр (яркий, звонкий, металлический, полётный, обволакивающий, мягкий, матовый, глубокий и т.д.);

· сила звука (сильный, слабый, вялый, мощный и т.д.);

· качество звука (чистый, сочный, сиплый, рыкающий, пескоструйный и т.д.);

· примерная классификация голоса (бас, баритон, тенор, тенор-альтино, контральто, меццо-сопрано, сопрано, колоратурное сопрано);

· жанровая принадлежность голоса (классический, эстрадный, народный, кантри, джазовый).