Задачи и принципы вокальной педагогики. Роль педагога в воспитании молодого вокалиста.

Роль педагога в воспитании молодого музыканта. Педагогические принципы различных школ обучения эстрадному пению.

Рекомендации в случае заболевания голосовых связок.

Как снять сип голоса

1). Одно яйцо, 1 ч. ложка сахарного песка, 1 ч. ложка растительного масла, 2-3 капли коньяка – взбить и выпить.

2). 3-4 раза в день набрать в рот холодной сырой воды и полоскать, наклонившись вперёд.

Для восстановления голоса

1 желток, 1 ч. ложка мёда, 30 г коньяка – размешать и пить в течение дня каждые 2 часа

Раздел IV

Тема 1.

 

 

Вокальная педагогика– это не только постановка певческого голоса. Вокальная педагогика ставит задачи развития комплекса разнообразных способностей ученика. Они касаются как музыкально-артистической, так и технической стороны искусства пения. Педагог призван заботиться и об эстетическом воспитании ученика, формировании его мировоззрения, развитии нужных для деятельности морально-волевых качеств. В отличие от педагогов других исполнительских специальностей, педагог-вокалист не имеет дела с готовым музыкальным инструментом. Он одновременно формирует сам «инструмент» и учит «играть» на нём. Разнообразие анатомической структуры и функций голосового аппарата у различных исполнителей затрудняет употребление единых, подходящих для всех приёмов пения.

Вокальная педагогика призвана воспитывать певца в соответствии с запросами существующей исполнительской практики. Её принципы исторически согласуются с требованиями времени и потому не могут механически переноситься из одной эпохи в другую. Однако в них находят своё отражение неизменные педагогические закономерности развития вокальных навыков, а также физиологические принципы деятельности голосового аппарата.

Вокальная педагогика руководствуется тремя основными принципами:

· единства художественного и вокально-технического развития певца;

· постепенности и последовательности обучения;

· индивидуального подхода к учащемуся.

Задача руководителя связана с общеэстетическим развитием ученика, с расширением его знаний в области вокального искусства, музыки и композиторского творчества. Таким образом, задачи вокальной педагогики можно определить следующим образом:

· развитие общекультурного и музыкального уровня ученика;

· развитие профессиональных певческих навыков (устойчивое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона, высокая вокальная позиция и точное интонирование, дикционные навыки, чёткая и ясная артикуляция, орфоэпические навыки в разговорной и певческой речи).

В работе над вокальными произведениями необходимо:

· учитывать степень вокально-музыкальной подготовки учащегося;

· подбирать репертуар по степени трудности в каждом отдельном случае;

· составлять концертный репертуар из произведений, пройденных с педагогом.

 

Формирование вокальных навыков осуществляется при комплексном решении ряда задач, которое должно осуществляться последовательно и параллельно, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Первоочередной задачей преподавателя является выявление музыкальных способностей. Начиная с первых уроков необходимо создать психологически непринужденную атмосферу: общение с учеником начинается с индивидуальной беседы, в дальнейшем проводятся анкетирование и тестирование с целью выявления не только музыкальных способностей ученика, но и его характера и уровня общей культуры. Исходя из возможностей обучающегося, в дальнейшем строится план индивидуальной работы. Необходимо учитывать возрастной фактор. Например, если ученик младшего возраста, занятия строятся в игровой форме, длительность занятий не превышает двадцать минут, так как при переутомлении нервной системы дальнейшая работа не имеет смысла.

В детском возрасте, когда очень сильно развиты ассоциативное мышление и фантазия, следует учить не только слышать музыку, но и видеть. С этой целью ученику дается задание рисовать картинки к образам. В работе над образом большое внимание следует уделять ролевой игре. Для осуществления поставленной задачи педагог должен, прежде всего, найти ключ к психике, характеру учащегося.

Степень эмоциональной отзывчивости или, иначе можно сказать, эмоциональной одаренности бывает разная. Бывают мало эмоциональные ученики, и в задачу педагога входит разбудить недостающую эмоциональность путем подбора соответствующего репертуара, эмоционального показа голосом, выразительным аккомпанементом. Эмоциональным и отзывчивым студентам приходится ограничивать репертуар, давая спокойные произведения. Творческая деятельность требует внутреннего горения, только тогда она будет воздействовать на публику- Трудно себе представить, чтобы равнодушный, сухой человек мог быть творцом.

То же самое относится и к деятельности самого педагога: плох тот педагог, который учит так, как когда-то учили его самого, не сдвинувшись со старых позиций и не обогатив свой опыт.

Как говорилось выше, для проведения успешных занятий нужно не только выявить музыкальные способности учащегося, но и определить его темперамент. Темперамент является свойством личности и выражается в общей подвижности, быстроте речи, мимике и т.д. Эти качества даны человеку от рождения, но под влиянием среды они значительно изменяются. Известны несколько типов темперамента.

Сангвиник – подвижный человек с яркой быстрой речью. Он легко переживает неудачи и неприятности.

Флегматик – спокойный человек, невозмутимый, которого трудно вывести из себя Его чувства вовне проявляются незаметно.

Холерик – человек с быстрой реакцией, вспыльчивый, легко возбудимый, неуравновешенный, что выражается во внешних движениях. У него может резко меняться настроение.

Меланхолик – внутренне ранимый человек, глубоко переживающий все неудачи, но внешне мало реагирующий на окружающих. Его чувства глубоки и постоянны.

Педагог должен постараться определить тип темперамента учащегося, и для каждого выработать свою манеру общения. Иногда нужно проявлять большую выдержку, спокойствие, следить за собой, не позволяя себе ярких эмоциональных вспышек, резкости. Вялости и озабоченности, унынию и плохому настроению – не место на уроке, Во всяком случае, это не должно выражаться педагогом и ощущаться учеником.

Излишне темпераментный педагог настолько «забивает» ученика замечаниями, что тот перестает нормально воспринимать и контролировать свои действия. Эмоциональность не должна перехлестывать через край, надо уметь сдерживать себя, приучая к спокойствию и выдержке.

Успех или не успех педагогической деятельности зависит от характера ученика и педагога, от того, возможен ли между ними рабочий и человеческий контакт. Характер целиком зависит от воспитания и самовоспитания. Нельзя ссылаться на отрицательные черты характера, как на непреодолимые, прирожденные качества. Характер воспитуем, и преподаватель должен помогать в этом ученику.

Для успеха в вокальной педагогике большое значение имеют трудолюбие и добросовестность, аккуратность и инициативность, скромность и высокая требовательность к себе, целеустремленность и настойчивость, дисциплинированность и умение действовать в направлении поставленной цели.

В певческом деле также необходимы большая устойчивость во взглядах и умение не поддаваться различным влияниям.

 

Тема 2.

 

Принципиальные отличия обучения академических и эстрадных певцов.

В эстрадном пении, по сравнению с академическим, формирование звука близко к речевому, тембр голоса более открытый и, как правило, грудной. Этим двум установкам следуют все педагоги эстрадного направления, работая не только над художественным образом и сценической выразительностью, но и над тренировкой голоса.

В отличие от академической, эстрадная манера более доступна для

овладения ею, поскольку оперно-концертные певцы перестраивают стойкие

речевые навыки на певческие, а эстрадные делают это в меньшей степени.

Эстрадное пение занимает собственную нишу между академическим и народным. К эстрадному традиционно относят рок и поп, джаз, альтернативу, мюзикл, кантри, актерское и авторское пение и массу других стилей, занимающих промежуточное положение и использующих звукоусилительную технику (микрофоны и т.д.). Эстрадники, как правило, работают с микрофоном, отсюда и особенности в звукоизвлечении и звуковедении. Еще одно отличие – в задачах вокалиста. Задача эстрадника – поиск своего собственного звука, своей характерной, легко узнаваемой манеры пения; академист же и народник работают более или менее в рамках канона. Можно возразить, что собственный звук необходим любому профессионалу, но согласитесь, что только на эстраде возможно стать кумиром миллионов не имея ни сильного, ни красивого голоса – лишь за счет собственной неповторимой «изюминки».

Исходя из вышесказанного, основная специфика эстрадного вокала заключается в поиске и формировании уникального, узнаваемого голоса вокалиста. А в наше время, чтобы добиться конкурентоспособности, требуется владение достаточно широким диапазоном технических приемов.

Как работать с голосом эстрадного певца? Оформленной теории, несмотря на заслуженный возраст эстрадного жанра, нет. В связи с отсутствием специальной литературы особенно ценно фиксировать педагогический опыт, сравнивая, в частности, обучение академических и эстрадных певцов.

Прежде всего, преподавателю нужно работать над культурой пения ученика. Особое внимание обращают на развитие звонкости голоса, на расширение звуковысотности, тренируют певческое дыхание.

В классах эстрадного пения нет четкого разграничения голосов по типам (сопрано колоратурное, лирическое, драматическое и так далее). Это характерная деталь. Занятия начинаются с пения вокальных упражнений. Замечания, которые делаются при этом, мало отличаются от традиционных: "Пой без напряжения. Иди от образа к звуку. Где удовольствие от издаваемого звука? Обязательно надо улыбаться". В каждом классе применяют свои экзерсисы. В исполнении упражнений эстрадные певцы пользуются более открытым звуком, чем академические.

В большой степени применяются не гласные, а их сочетания с согласными: брэй, трэ, чха, ди, а также различные слогосочетания — ридириди, фарада, карацакара и др. Подобные звукосочетания имеют повышенный импеданс, то есть создают сопротивление звуковой волне на уровне артикуляционного аппарата, снижая нагрузку на голосовые складки. Большинство упражнений исполняется в подвижных темпах. В начальном распевании, выполняющем роль разминки, это весьма уместно.

Специфический прием — пение протяжного "и": лэй-й-й, мэй-й-й. Педагоги академического направления обычно считают, что этот звук зажимает гортань. В классе эстрадного пения проточность дыхания придает этому звуку льющийся характер.

Кажется спорным, что некоторые преподаватели на вокальных упражнениях придерживаются предельно энергичного звучания. Впрочем, когда ученики, переходя от упражнения к произведениям, берут в руки микрофон, то звук явно приглушают, самостоятельно сбавляя его интенсивность. Между тем, сила и выносливость голоса развиваются на упражнениях. Ведь перед микрофоном голос не разовьешь. Исполняя конкретное произведение, учащиеся снижают силу звука, согласно исполнительским требованиям.

Вокальный класс снабжен электроакустической аппаратурой: микрофоны, пульт с усилителем и обработкой голоса, звуковые колонки. Так же в классе имеется компьютер с разнообразными музыкальными программами, например, Sound Forge, c помощью которой можно транспонировать фонограммы, записывать голос учащихся для последующей работы над ошибками, делать интересные обработки голоса с использованием всевозможных наложений и т.д.

На концертах и занятиях студенты поют под фортепиано или фонограмму. Как известно, последняя все чаще применяется на профессиональной эстраде в связи с материальными и организационными выгодами. При наличии проверенной аппаратуры фонограмма гарантирует стабильное качество.

Но есть и существенные недостатки в её использовании: импровизация в исполнении недопустима, теряется возможность чутко отвечать на реакцию слушателей, учитывать состояние голоса и эмоциональный тонус на сегодняшний день. Аппаратура тоже может отказать.

У академических певцов есть свои традиции: оценивают голос (тембр, сила, диапазон), слух, музыкальность, эмоциональность исполнения, внешность. Перечисленное значимо, конечно, и для будущих эстрадных певцов. Но в оценке артистического комплекса эстрадного исполнителя допустимы отклонения от традиционных критериев. Звучание голоса может не соответствовать вокальным стандартам, но быть художественно убедительным, адекватным артистической оригинальности исполнителя. Таким образом, в вокально-технических занятиях эстрадных певцов-учащихся желательна академическая основа, а в исполнительстве — индивидуальность. При этом вокальная тренировка эстрадных певцов может далеко не полностью соответствовать академическим правилам. Педагог определяет, когда надо ставить певца в режим традиционного голосового тренинга, а когда следует подчеркнуть личное.

В эстрадных распевках прослеживается тенденция слегка округлять звук, сглаживать регистры, расширять диапазон голоса, выравнивать звучание гласных, то есть отчасти выполняются те же задачи, что и в классах академического пения.

А вот формирование речевого звука и выработка грудного тембра — это уже элементы специфики в распевании только эстрадных певцов. В этой части обнаруживается некоторое сходство эстрадного и народного звукообразования. Однако у народных певцов обе эти задачи решаются полнее. То есть речевое формирование звука у народных певцов — их принцип, а у эстрадных — полумера; грудной звук у народных певцов более зычный, плотный, а у эстрадных более мягкий.

В классе эстрадного пения мало внимания обращается на выработку тембристого, насыщенного обертонами мецца воче (меzza voce, в переводе с итальянского – вполголоса – тихое неполное звучание голоса; особый приём вокального исполнения, требующий специального технического мастерства), которое лежит в основе оперно-концертного звучания. У эстрадных исполнителей обнаруживается несколько бесцветный, пустой звук на пиано, поскольку для пения в микрофоном (электроакустическая система укрупнит звук) он не так важен.

Важно отметить, что никаких особых вокальных упражнений, специфически эстрадных, по сути, нет. И это правильно: природа голоса едина. Специфика больше выявляется в пении самих произведений: эстрадных песен, цыганских романсов, фрагментов из мюзиклов. Здесь применяются термины, которые в академическом пении не в ходу: субтон (заглушенное звучание с продыхом), свинг (джазовая гибкость фразировки, состоящая в "соскальзывании" акцентов на слабые доли такта).

В эстрадном пении нередко используется несколько напряженные, открытые, грудные звуки. Они обычно расположены в верхней части первой октавы и на границе между первой и второй. У академических певцов крикливый звук справедливо считается вредным в пении, разрушающим голос.

Эстрадные певцы с успехом поют отдельные фразы с хрипотцой, что в классе академического пения никогда не рекомендуется. Используется также прием пения прямым звуком на фермато с последующей его раскачкой — это тоже необычно для академистов.

Если в занятиях с академическими певцами огромное внимание уделяется звучанию голоса, то в эстрадном жанре больше акцентируется исполнительская сторона, драматургия произведения, острый ритм. При этом используются такие краски голоса, которые даже без слов выражали бы эмоциональное содержание музыкального момента.

Беречь вокальную и исполнительскую индивидуальность — черта более свойственная эстрадному исполнительству, чем академическому. Например, певцу академического хора ярко индивидуальный звук противопоказан.

Для эстрадных певцов характерна чуткость к современному музыкальному языку. Учащихся нужно нацеливать на общение с композиторами, которые могут помочь найти свою тему в творчестве, свои песни.

Молодежь, как правило, берет за образцы тех исполнителей, которые чаще звучат. А чаще других мы слышим эстрадных певцов. Поэтому открытие отделений эстрадного пения в учебных заведениях оправдано, ибо музыкальное развитие молодежной аудитории во многом зависит от художественного роста эстрадных певцов, в том числе и эстрадных звезд. Формировать звезду — значит, через нее музыкально воспитывать молодежь.