Пение на иностранных языках.
Правила орфоэпии.
1. Согласные, оканчивающие слог в середине слова, переносятся к следующему слогу и пропеваются вместе с ним:
пишется: Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я,
пропевается: Ты ря-би-ну-шка Ра-ску-дря-ва-я.
2. Согласные, оканчивающие слово, переносятся к началу следующего
слова:
пишется: Далёкий мой друг, твой радостный свет
пропевается: Да-лё-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.
3. Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные
согласные:
солнце – сонце, поздний – позний.
4. В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными:
что – што, скучно – скушно, счастье – щастье, дождь – дощ, счёт – щёт.
5. Сочетание букв ТС произносится как Ц:
советский – совецкий.
6. Сочетание букв ТЬСЯ произносится как ЦЦ:
перебраться – перебрацца, утомиться – утомицца.
7. Окончания ЕГОи ОГО произносятся как ЕВО(А) и ОВО(А):
твоего – твоево, любимого – любимова.
8. Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлинённый звук:
пишется: Как красив этот сад,
пропевается: Ка-ккра-си-фэ-то-тсат.
9. Все звонкие гласные в конце сова переходят в глухие:
сад – сат, красив – красиф, смог – смок, экипаж – экипаш, бог – бок,
Бог – Бох (единственное слово, когда Г меняется не на К, а на Х).
10. Сочетание двух согласных СН, после которого следует мягкая гласная,
произносится со смягчением:
песня – песьня, масленица – масьленница, веснянка – весьнянка.
Певец, который хочет исполнять разнообразный репертуар, рано или поздно сталкивается с необходимостью понимать значение и механизм произношения на иностранных языках. На начальных этапах можно обойтись занятиями с преподавателем языка или опытным преподавателем пения. Врождённая способность имитировать звуки может сильно помочь; а лучший способ познакомиться с национальным произношением – прослушивание записей местных певцов. Необходимо помнить следующее: все люди, независимо от того, какой у них родной язык, в основном обладают одним и тем же набором вокальных данных, а следовательно, способностью воспроизводить звуки на любом языке.
Певцу необходимо для правильного пения на иностранных языках учитывать особенности произношения этого языка. Он не должен бездумно переносить все «свои» особенности произношения в пение.
В правилах произношения французских, немецких, итальянских и испанских звуков, как и в других языках, есть несколько исключений, которые необходимо заучить. В то время как английский язык для тех, кому он не является родным, оказывается самым трудным в этом плане языком, так как в нём столько исключений, что, можно сказать. Они сами по себе являются правилами.
В итальянском языке необходимо тщательно произносить чистые итальянские гласные и группы гласных, а не их приближённые варианты на английском языке или неверные и искажённые варианты. В итальянском языке чистота гласных звуков является одним из основополагающих факторов правильного и чёткого пения. Одной из трудностей является большое число слов и фраз, в которых чистые гласные следуют друг за другом очень плотно и быстро, и каждому из них следует уделить внимание, даже при быстром темпе. Например, итальянское притяжательное местоимение «miei» содержит три отдельных и чётких гласных звука, ни один из которых нельзя пропустить или слишком подчеркнуть. Часто делают ошибки при воспроизведении слов «io»,«tuo» и частично«lui». В каждом случае первый и второй гласный произносятся чётко и отдельно друг от друга. Опять же, певцу необходимо ознакомиться с правилами итальянского произношения, и тогда для него уже не будет неожиданной трудностью, если в дальнейшем он встретит слова «gli occhi» или нечто подобное.
Пение на французском языке требует особого внимания на носовые гласные. Пения в нос следует избегать всегда. Французские носовые гласные не нужно петь в утрированной носовой манере, если вокальная позиция уже правильно установлена. Носовой звук не должен подчёркиваться, необходимо помнить о «посылаемом вперёд» звуке. Произнесение французского on – это прекрасный способ «подать» звук и одновременно раскрыть горло. Возможно, певец почувствует, как звуки «идут через нос», но не следует подчёркивать носовую природу этих звуков.
Пение на немецком языке всегда требует концентрации на ü, а так же на разнице между твёрдыми и мягкими гласными звуками.