Роль согласных звуков.

 

Согласные звуки речи образуются в результате включения в работу шумового возбудителя. Это разнообразные сужения и за­творы в ротоглоточном канале, через которые с шумом проталки­вается воздушная струя. Это может быть полное перекрытие канала с последующим резким размыканием его, как при согласных пили к (взрывные согласные), или просто сужение в виде щели, как при согласных сили ф(фрикативные согласные). Есть и другие спо­собы получения шумов, как, например, при звуке р(вибранта).

При глухих согласных, таких, как п, к, т, с, ф, ч, ш и т. п., только шум является источником звука, гортань же не включена в работу и голосовая щель раскрыта. При звонких согласных вместе с шумовым источником звука работает и голосовая щель — тоно­вый генератор. Поэтому звонкие согласные, такие, как, например, в, з, б, д, л и др., имеют заданную высоту тона, и при прикладыва­нии руки к гортани чувствуется ее вибрационная работа. Глухие согласные этой высоты не имеют, и при прикладывании руки к гортани во время их произнесения никаких вибраций не ощуща­ется.

По месту образования согласные сильно разнятся, в зависимости от того, какие органы участвуют в их образовании. Согласные звуки делятся на:

· губные – Б, М, П, Ф;

· язычные – Д, Л, Р, Т, Ц, Ч;

· переднего уклада – С, Т, Л, Д, З;

· среднего уклада – Ш, Р;

· заднего уклада – К, Г, Х.

Каждый согласный звук требует своей четкой координации в работе артикуляционного аппарата, дыхания, а если это звонкий согласный, то и гортани. При произнесении того или иного со­гласного можно отметить большую или меньшую связь артикуля­ции с гортанью. Это может быть как механическая связь — в силу анатомических причин, так и связь через посредство акустических и дыхательных механизмов. Разногромкость же сказывается здесь не на работе гортани, а на степени интенсивности дыхания и упру­гости артикуляционного затвора. Менее громкие согласные, на­пример глухие, для того чтобы быть слышимыми наравне со звон­кими, должны произноситься с большей интенсивностью, энер­гично и озвончаться за счет следующего за ними гласного.

Механическое воздействие артикуляции согласных на гортань легко заметить, если приложить руку к кадыку и произнести не­сколько согласных. Такие звуки, как к, ж, г,поднимают гортань, поскольку спинка языка поднимается вверх.

На губных согласных и некоторых переднеязычных, например п, т, ф,такого действия отметить не удается.

Как и при гласных, на внутреннюю работу гортани, на функ­цию голосовой щели оказывает большое влияние импеданс, кото­рый испытывают голосовые складки во время произношения звон­ких согласных. Все звонкие согласные произносятся при наличии больших сужений или перекрытий в ротоглоточном канале, то есть при очень большом импедансе.

Значительно влияние согласного не только на формирование артикуляционного уклада последующего гласного, но и на характер смыкания складок, т. е. на возникновение первичного тембра звука. Твердый согласный, например д, будет действовать на пос­ледующий гласный ав слоге да, подобно твердой атаке, т. е. будет способствовать активному смыканию голосовых складок. Взрывные согласные, которые произносятся при сильном поднятии воздуш­ного давления в дыхательной трубке и полном перекрытии арти­куляционным затвором выхода воздушной струе, также способ­ствуют энергичному смыканию складок на последующем гласном. Значительно поднятое давление повышает тонус складок, и мгно­венное раскрытие артикуляционного затвора толчком ведет к же­ланию удержать это давление на уровне голосовой щели.

Иное дело, когда перед гласным стоит щелевой согласный ти­па сили мягкий л. В этом случае полного перекрытия ротоглоточного канала артикуляционным затвором не происходит, имеется лишь щель, через которую плавно течет воздушная струя. При произнесении последующего гласного складки включаются в рабо­ту на плавном течении этой воздушной струи, что по действию схоже с придыхательной или мягкой атакой (в зависимости от ха­рактера щелевого согласного). В этом воздействии согласных на формирование последующих гласных, как и в воздействии самих гласных на работу голосового затвора и положение гортани, за­ключается фонетический метод воспитания голоса. Элементы этого метода присутствуют в школе каждого педагога, занимая в нем большее или меньшее место.

Каждый педагог через определенные гласные или слоги пред­полагает улучшить качество звучания голоса, найти оптимальные условия для образования наиболее красивого певческого тембра. С первых же шагов обучения он стремится подобрать певчески наи­более звучащие гласные для выявления всех возможностей голоса. Природные речевые координации, которые имеются у каждого певца, очень прочны, так как ежедневно укрепляются с детства живой речью. Каждый начинающий использует именно эти координации, пока не научится формировать слово так, как того тре­буют законы певческого голосообразования.

В потоке речи гласные и согласные несут неодинаковую функ­цию. Голос, его эмоциональная окраска, сила и насыщенность звучания выявляются прежде всего через гласные. Дикционная яс­ность, разборчивость речи связана с четким произношением со­гласных. Речь по своей природе обладает избыточной информа­цией. Пропуск или искажение части звуков все равно оставит по­нятным смысл слова. Из 39 звуков русского языка только 5 чистых гласных (по А. Реформатскому, в современном литературном русском языке 34 согласных и 5 гласных фонем. Фонема – произносительная единица)

Ораторы и драматические актеры добиваются разборчивости речи путем утрированного произношения, что достигается специ­альным развитием артикуляторных мышц и некоторым растягиванием во времени согласных, задержкой на них. Певец не имеет та­кой возможности, ибо это поведет к скандированию, к нарушению кантиленного звучания голоса. При пении дикционная четкость достигается путем быстрого и активного произнесения согласных. Необходимо помнить о том, что согласные звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к предельной краткости их произношения.