Роль согласных звуков.
Согласные звуки речи образуются в результате включения в работу шумового возбудителя. Это разнообразные сужения и затворы в ротоглоточном канале, через которые с шумом проталкивается воздушная струя. Это может быть полное перекрытие канала с последующим резким размыканием его, как при согласных пили к (взрывные согласные), или просто сужение в виде щели, как при согласных сили ф(фрикативные согласные). Есть и другие способы получения шумов, как, например, при звуке р(вибранта).
При глухих согласных, таких, как п, к, т, с, ф, ч, ш и т. п., только шум является источником звука, гортань же не включена в работу и голосовая щель раскрыта. При звонких согласных вместе с шумовым источником звука работает и голосовая щель — тоновый генератор. Поэтому звонкие согласные, такие, как, например, в, з, б, д, л и др., имеют заданную высоту тона, и при прикладывании руки к гортани чувствуется ее вибрационная работа. Глухие согласные этой высоты не имеют, и при прикладывании руки к гортани во время их произнесения никаких вибраций не ощущается.
По месту образования согласные сильно разнятся, в зависимости от того, какие органы участвуют в их образовании. Согласные звуки делятся на:
· губные – Б, М, П, Ф;
· язычные – Д, Л, Р, Т, Ц, Ч;
· переднего уклада – С, Т, Л, Д, З;
· среднего уклада – Ш, Р;
· заднего уклада – К, Г, Х.
Каждый согласный звук требует своей четкой координации в работе артикуляционного аппарата, дыхания, а если это звонкий согласный, то и гортани. При произнесении того или иного согласного можно отметить большую или меньшую связь артикуляции с гортанью. Это может быть как механическая связь — в силу анатомических причин, так и связь через посредство акустических и дыхательных механизмов. Разногромкость же сказывается здесь не на работе гортани, а на степени интенсивности дыхания и упругости артикуляционного затвора. Менее громкие согласные, например глухие, для того чтобы быть слышимыми наравне со звонкими, должны произноситься с большей интенсивностью, энергично и озвончаться за счет следующего за ними гласного.
Механическое воздействие артикуляции согласных на гортань легко заметить, если приложить руку к кадыку и произнести несколько согласных. Такие звуки, как к, ж, г,поднимают гортань, поскольку спинка языка поднимается вверх.
На губных согласных и некоторых переднеязычных, например п, т, ф,такого действия отметить не удается.
Как и при гласных, на внутреннюю работу гортани, на функцию голосовой щели оказывает большое влияние импеданс, который испытывают голосовые складки во время произношения звонких согласных. Все звонкие согласные произносятся при наличии больших сужений или перекрытий в ротоглоточном канале, то есть при очень большом импедансе.
Значительно влияние согласного не только на формирование артикуляционного уклада последующего гласного, но и на характер смыкания складок, т. е. на возникновение первичного тембра звука. Твердый согласный, например д, будет действовать на последующий гласный ав слоге да, подобно твердой атаке, т. е. будет способствовать активному смыканию голосовых складок. Взрывные согласные, которые произносятся при сильном поднятии воздушного давления в дыхательной трубке и полном перекрытии артикуляционным затвором выхода воздушной струе, также способствуют энергичному смыканию складок на последующем гласном. Значительно поднятое давление повышает тонус складок, и мгновенное раскрытие артикуляционного затвора толчком ведет к желанию удержать это давление на уровне голосовой щели.
Иное дело, когда перед гласным стоит щелевой согласный типа сили мягкий л. В этом случае полного перекрытия ротоглоточного канала артикуляционным затвором не происходит, имеется лишь щель, через которую плавно течет воздушная струя. При произнесении последующего гласного складки включаются в работу на плавном течении этой воздушной струи, что по действию схоже с придыхательной или мягкой атакой (в зависимости от характера щелевого согласного). В этом воздействии согласных на формирование последующих гласных, как и в воздействии самих гласных на работу голосового затвора и положение гортани, заключается фонетический метод воспитания голоса. Элементы этого метода присутствуют в школе каждого педагога, занимая в нем большее или меньшее место.
Каждый педагог через определенные гласные или слоги предполагает улучшить качество звучания голоса, найти оптимальные условия для образования наиболее красивого певческого тембра. С первых же шагов обучения он стремится подобрать певчески наиболее звучащие гласные для выявления всех возможностей голоса. Природные речевые координации, которые имеются у каждого певца, очень прочны, так как ежедневно укрепляются с детства живой речью. Каждый начинающий использует именно эти координации, пока не научится формировать слово так, как того требуют законы певческого голосообразования.
В потоке речи гласные и согласные несут неодинаковую функцию. Голос, его эмоциональная окраска, сила и насыщенность звучания выявляются прежде всего через гласные. Дикционная ясность, разборчивость речи связана с четким произношением согласных. Речь по своей природе обладает избыточной информацией. Пропуск или искажение части звуков все равно оставит понятным смысл слова. Из 39 звуков русского языка только 5 чистых гласных (по А. Реформатскому, в современном литературном русском языке 34 согласных и 5 гласных фонем. Фонема – произносительная единица)
Ораторы и драматические актеры добиваются разборчивости речи путем утрированного произношения, что достигается специальным развитием артикуляторных мышц и некоторым растягиванием во времени согласных, задержкой на них. Певец не имеет такой возможности, ибо это поведет к скандированию, к нарушению кантиленного звучания голоса. При пении дикционная четкость достигается путем быстрого и активного произнесения согласных. Необходимо помнить о том, что согласные звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к предельной краткости их произношения.