Формирование гласных.

 

При формировании гласных в пении артикуляторному аппара­ту приходится работать в условиях изменившейся длины надстав­ной трубки (из-за певческого положения гортани) и более широко открытого рта (из-за стремления к большей силе голоса). Между тем для того, чтобы получить желаемый гласный звук, необходимо иметь строго определенные объемы глоточной и ротовой полостей, в которых усилились бы характерные обертоны — возникли бы форманты соответствующего гласного. Для этого артикуляторный аппарат, и, прежде всего язык, ищет новой позиции, при которой будут осуществлены нужные размеры полостей. Заранее можно сказать, что если гортань приняла новое положение и размер ротоглоточного канала стал иным, а также если раствор рта стал большим, то для того, чтобы сформировать тот же гласный звук, надо изменить положение языка. Таким образом, сохранение ре­чевых укладов языка в пении возможно лишь в том случае, когда положение гортани в речи и пении не меняется, а это бывает весь­ма редко.

Как показывают рентгенограммы, сделанные во время речи и пения, певческие уклады языка не совпадают с речевыми, хотя, ра­зумеется, общая конфигурация языка, характерная для того или иного гласного звука, остается. Сравнивая формирование различ­ных гласных в речи и в пении, можно заключить, что пение всегда осуществляется при более широком ротоглоточном канале. Это ведет к меньшей выраженности артикуляционных сужений, что в свою очередь в известной мере уменьшает различия в форме кана­ла на разных гласных, как бы несколько нивелирует их.

Певческие гласные хорошо поставленного голоса более округ­лы и более ровно звучат по сравнению с речевыми. Они, так ска­зать, "менее чисты" по звучанию и поэтому ближе друг к другу. Так, певческий звук ане чистый, а с примесью о; утакже нес­колько тяготеет к о, е имеет тенденцию к э, а ив известной мере содержит ы. Иначе говоря, светлые и близкие по звучанию гласные и и енесколько более широки и округлены, чем в речи. То же происходит с гласным а, от которого требуется полнота и округ­ленность. Далекий и темный по звучанию унесколько выводится вперед и высветляется приближением к о. Как говорят вокальные педагоги, певческие гласные должны звучать полно и благородно.

Бытовое произношение гласных в пении делает его плоским, вуль­гарным, звучание приобретает характер открытой народной манеры типа народных хоров или частушечной манеры пения. Таким образом, округление и благородство произношения гласных в современной оперно-концертной манере, а также в эстрадной зависят от изменений артикуляционных укладов.

Гласный ив пении, как и в речи, характеризуется самым близким и высоким укладом языка по сравнению с другими гласными: передняя часть спинки языка и его конец подняты к своду твердого нёба так, что остается небольшая полость, в которой происходит образование одной из формант гласного и, а именно форманты в 3000 колебаний в сек. Сзади, в глотке, имеется большая полость, где образуется нижняя форманта этого гласно­го—в 400 колебаний в сек. Эти полости появляются независимо от того, поднята или опущена гортань.

На гласном ев пении рот открывается более широко, чем на и; язык, отходя назад, принимает более индифферентную форму, ро­товая полость расширяется, а глоточная сужается.

Гласный ав пении образуется при наиболее широко открытом ротовом отверстии по сравнению со всеми другими гласными.

При гласном ув пении рот открыт меньше, хорошо выражено сужение, отделяющее ротовую полость от глоточной. Язык отодви­нут назад, и нижняя часть глотки расширена. Передняя — ротовая полость больше задней — глоточной. Последняя на гласном звуке уимеет размер больший, по сравнению с а.

Различные звуки речи и их сочетания позволяют воздействовать на работу голосовых связок в желаемом направлении (фонетический метод).

При пении в эстрадной манере нужно научиться получать и поддерживать звук таким образом, чтобы произносимые слоги звучали естественно. Гласные пропеваются почти так же, как и произносится при тихом, спокойном разговоре.