Положение гортани во время пения.
Положение гортани во время пения. Низкая и высокая вокальная форманты.
Гортань — это орган, где возникает исходный звук певческого голоса, несущий с собой основные певческие качества: высоту, силу, начальный тембр, металличность, вибрато. Поэтому работа гортани в пении, скоординированная с дыханием и артикуляцией, имеет первостепенное значение.
Различают два механизма деятельности гортани в пении: смещение гортани в целом под воздействием прикрепляющихся к ней снаружи мышц и работу внутренних мышц гортани, участвующих в функции голосовых складок. Эти два механизма прямо не связаны между собой. Низкое или высокое положение гортани возможно при различном характере работы голосовой щели. Положение гортани в пении оказывает влияние на функцию голосовой щели не столько непосредственно через мышцы, сколько опосредованно, через изменение акустических и аэродинамических свойств ротоглоточных полостей, которые меняют свою форму и объем в зависимости от смещения гортани.
Смещение гортани всегда приводит к изменению тембра певческого звука.
Как показывает исполнительская практика профессиональных певцов, гортань в процессе пения обычно устанавливается в одном специально найденном певческом положении и в основном остается в этом состоянии на протяжении всего пения, выбиваясь из него только на согласных. В истории вокального искусства отмечены как случаи высокого ее стояния, что бывает сравнительно редко, так и низкого, весьма распространенного. Уже говорилось, что движения гортани хорошо заметны только у мужчин, так как у них ясно выступает кадык. У женщин с их мягкими контурами шеи и невыступающим тупым углом щитовидного хряща эти движения, как правило, почти незаметны. Их можно уловить только на ощупь. Таким образом, визуальные наблюдения основывались на мужских голосах, причем было установлено, что большинство певцов гортань в пении понижали или оставляли на уровне положения покоя. На этом основании одни певцы и педагоги считают необходимым активно удерживать ее в низком или покойном положении, другие же (и их немало) считают невозможным фиксацию гортани, отстаивая свободу и непринужденность ее положения.
Особое певческое положение гортани — ее певческая установка, при отличном качестве звучания голоса — не одинакова для всех певцов. Из этого следует, что профессиональное качество звучания голоса определяется не единой для всех певческой установкой гортани, а наоборот, различными, всегда индивидуальными уровнями положения гортани .
Эта характерная для данного певца певческая установка гортани может быть ниже положения покоя, может совпадать с ним и может быть выше его. Очевидно, имеются какие-то причины, заставляющие гортань занимать у одних повышенное, у других пониженное положение. Возможно, певческая установка гортани связана с типом голоса. Все исследованные нами басы и баритоны гортань всегда опускали, а все лирические и колоратурные сопрано ее либо поднимали, либо оставляли на уровне положения покоя. У меццо-сопрано, драматических сопрано и теноров такого единообразия не наблюдалось.
Наиболее распространена точка зрения, которая видит зависимость положения гортани в пении и манеры обучения. Такую зависимость, конечно, нельзя отрицать. Действительно, можно соответствующими приемами приучить гортань оставаться на речевой установке (по принципу "пой как говоришь"), опускать ее (например, приемом "зевка") или приподнимать. Однако, как показывают наши данные, да и другие факты, ученик не достигает профессионального звучания, если ему прививать чуждое для его голосового аппарата положение гортани в пении.
Из практики известно, что попытка петь на не свойственном для данного человека положении гортани ведет к деградации голоса. Так было, например, с одной из наших известных певиц: в период обучения педагог пытался заставить ее опускать гортань во время пения. В результате пение затруднилось, начал изменяться к худшему тембр, ей стало тяжело брать звуки верхнего регистра, крайние звуки диапазона пропали. Пришлось отойти от этого приема, перестать вмешиваться в положение гортани; прежняя легкость звукообразования, лучшие качества тембра и предельные верхние звуки возвратились. Этот случай показывает, что насилие над природой вредно для развития вокальных данных, что педагогическое воздействие должно быть гибким. Прежде всего педагог должен заниматься поисками наилучших качеств звучания.
Что же наиболее кардинально меняется при изменении положения гортани? Меняются только размеры и форма ротоглоточного канала. При повышении гортани канал укорачивается и, следовательно, объем полостей уменьшается, а при опускании — увеличивается в достаточно больших пределах.
Рис. 4. Положение гортани (голосовых складок) у профессиональных певцов по отношению к шейным позвонкам, обозначенным цифрами 4, 5, 6, 7. Каждая полоска соответствует голосовым складкам одного из обследованных певцов. Слева (А) — уровень покойного положения, справа (Б) — уровень в пении у тех же певцов. Полоски, подчеркнутые черной линией внизу, условно обозначают драматический, более низкий характер голоса. Видно, что если в покое гортани певцов располагаются в области от середины пятого до нижнего края шестого позвонка, причем у женщин несколько выше, чем у мужчин, То в пении диапазон их смещений велик и простирается от середины четвертого до нижнего края седьмого позвонков. Все басы и баритоны опустили гортань в пении, все легкие сопрано ее подняли или оставили на месте. У теноров и меццо-сопрано наблюдается разнобой в положении гортани.
Гортань представляет собой орган, отличающийся большой подвижностью. Она может высоко подниматься, как, например, при глотании; при глубоком зевке она сильно опускается вниз. Эти Движения производят мышцы, прикрепляющиеся к гортани и подъязычной кости, идущие от них вверх, к нижней челюсти и основанию черепа, и вниз — к костям верхнего плечевого пояса. Кроме движений вверх и вниз, гортань может наклоняться вперед. Поднимаясь, она обычно целиком несколько подается вперед, вместе с подъязычной костью, которая, сильно отходя кпереди, как бы надевается на гортань сверху.
Как показали исследования, диапазон певческих смещений гортани достигает 7—8 см, т. е. каждый певец с помощью определенных приемов может опустить или поднять ее на 3,5—4 см от положения покоя. Таким образом, ротоглоточный канал может быть укорочен на 3,5—4 см или, в зависимости от манеры, приема, которым пользуется певец в пении, удлинен на такую же примерно величину.
Далее приведены сравнительные величины средних длин голосовых складок у разных типов голосов и данные о типовых длинах надставных трубок в пении профессиональных певцов. В этой таблице закономерность выявлена достаточно отчётливо: чем короче голосовые складки, тем короче надставная трубка. Очевидно, это соотношение между длиной голосовых мышц и надставных трубок в пении создаёт наилучшие условия для выявления голосовых данных певца.
Таблица длин голосовых складок и длин надставных трубок в пении в сантиметрах
Тип голоса Сопрано Меццо-сопрано Теноры Баритоны Басы |
Длина голосовых 1,4-1,9 1,8-2,1 1,8-2,2 2,2-2,4 2,4-2,5 складок |
Длина надставных 15,3-18,5 16,7-18,8 19,0-22,0 21,5-24,0 23,3-25,0 трубок в пении |