Смешанное звукообразование.

Типы певческих голосов. Понятие о регистрах.

 

Певческие голоса и их классификация.

Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь.
В отличие от речи, звуки певческого голоса имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются на гласных. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Различают певческий голос бытовой («не поставленный») и профессиональный («поставленный»). Под постановкой голоса понимается приспособление и развитие его в целях профессионального использования. Такие качества голоса как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся природными свойствами голосового аппарата, могут быть развиты в процессе постановки голоса. Голос может быть поставлен для оперно-концертного пения, исполнения народных песен, эстрадного пения и т. д.

Определяющие качества певческого голоса – красота тембра и способность долго выдерживать звуки. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышен в больших залах, то есть обладать так называемой полётностью. Полётны звонкие, металличные голоса.

Важное качество певческого голоса – его сила. Оперное пение требует сильного голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового сопровождения.

Голоса классифицируют по тембру и высоте. Четырьмя основными типами являются те, которые можно найти в партитурах хоровой музыки: сопрано, альт, тенор и бас. К сожалению, нередко тип голоса певца определяется не точно, что может в итоге привести не только к проблемам с вокальной техникой, но даже иногда к полной потере голоса. Вот почему так важно максимально точно и сразу определить тип голоса ученика, прежде чем приступать к серьёзным занятиям вокалом.

Качество каждого типа голоса, как было сказано выше, зависит от нескольких характеристик – тембра, обертонов, диапазона. Так как каждый голос уникален, все эти характеристики меняются по мере того, как ученик постигает технику вокала. Они также зависят от количества практических занятий и от возраста певца.

Далее приведена классификация профессиональных голосов, которая в настоящее время широко и детально разработана, хотя и она не охватывает всего того разнообразия, встречающегося в вокальной природе. В эстрадном пении такой развернутой классификации нет, но существуют свои вокальные категории, о которых будет сказано ниже.

 

Классификация голосов.

Колоратурное сопрано – самый высокий женский голос, отличающийся преобладанием головного регистра почти во всём диапазоне и подвижностью в пассажах. Диапазон примерно от «до» первой октавы до «ми» (иногда «соль») третьей.

Лирико-колоратурное сопрано – лёгкий лирический голос, сочетающий теплоту сопрано с высотой и гибкостью колоратурного сопрано.

Лирическое сопрано – высокий гибкий голос, отличающийся более мягким тембром.

Лирико-драматическое сопрано – голос, сочетающий силу звучания и теплоту тембра.

Драматическое сопрано – голос, отличающийся драматической силой звучания и более крепким нижним регистром.

Меццо-сопрано – средний женский голос между сопрано и контральто, более низкий, трагичный и сильный голос, чем сопрано. Диапазон примерно от «ля» малой октавы до «си» второй.

Контральто – самый низкий женский голос. Диапазон примерно от «фа» малой октавы до «ля» второй. Наиболее характерный и выразительный регистр – грудной.

Тенор – высокий мужской певческий голос. Диапазон примерно от «до» малой октавы до «до» второй. Записывать теноровую партию принято на октаву выше, т.е. исключительно в скрипичном ключе. Мужчины имеют «добавку» к своему диапазону, она называется «фальцет». Фальцет звучит не так мощно как основной голос.

Фальцет – способ звукоизвлечения, позволяющий испытать свободу пения в верхней части диапазона. В отличие от головного голоса, фальцет не связывается с грудным голосом. Этот факт, а также незначительные динамические возможности фальцета, ограничивают его использование кругом специальных вокальных эффектов.

Тенор-альтино – обладает звонкими высокими нотами, способен достигать «ми» второй октавы. Не особенно сильный голос, звучит прозрачно и легко.

Лирический тенор – голос, отличающийся легкой подвижностью и сильным верхним регистром.

Лирико-драматический тенор – по силе звука и драматизму уступает чисто драматическому тембру. Исполняет партии как лирические, так и драматические.

Драматический тенор – от лирического тенора отличается большей силой и широтой звучания при меньшем диапазоне. «Крупный» голос, призванный выражать самые драматические ситуации.

Характерный тенор – голос своеобразного тембра, предназначенный для исполнения партий бытового и комедийного плана.

Баритон – мужской певческий голос, средний по высоте между тенором и басом. Диапазон примерно от «ля» большой октавы до «соль» первой.

Лирический баритонболее мягкий и подвижный голос,близкий к драматическому тенору.

Лирико-драматический баритон – обладает светлым, ярким тембром и значительной силой.

Драматический баритон – более мужественный и сильный голос, близкий к басу.

Бас – глубокий мужской голос, характеризуемый низким, богатым и резонансным звучанием. Диапазон примерно от «фа» большой октавы до «фа» первой.

Бас Саntante (высокий, певучий) – по сравнению с низким басом этот голос характеризует наибольшая сила звучания в верхнем регистре.

Центральный бас – обладает более широкими возможностями диапазона, тембр носит ярко выраженный басовый характер. Этим голосам доступны партии как высокого, так и низкого диапазона.

Бас Рrofundo (низкий, глубокий) самый низкий мужской голос. Звучит сильнее в нижнем регистре.

Басы-октависты – берут ряд звуков контроктавы, как правило, поют в хорах.

Дискант – голос мальчиков. В ансамбле дисканты разделяются на низкие, средние и высокие по вокальным партиям.

Сопрано – высокий голос девочек.

Альт – низкий детский певческий голос (обычно девочек) с диапазоном от «соль» малой октавы до «ми» второй. В немецкой классификации термины «альт» и «контральто» часто используются синонимично, но только для женских голосов.