Теории голосообразования.

Теории голосообразования. Импеданс.

До середины 50-х годов XX столетия была принята мышечно-эластическая (миоэластическая) теория голосообразования, по которой голосовым складкам отводилась роль упругих эластических тяжей, в силу своей упругости колеблющихся в токе воздуха. Исходя из этой теории, полагали, что для голосообра­зования достаточно упругого сближения складок и поднятия воз­душного давления под ними. Подскладочное давление своей силой размыкает сомкнутые складки, которые после прорыва порции воз­духа смыкаются снова. По этой теории колебание голосовых скла­док совершается под влиянием двух сил: силы давления воздуха и силы упругости напряженных и сомкнутых голосовых складок. Для того чтобы возник звук, надо только придать им определенный то­нус и сблизить их, само же колебание осуществляется пассивно, под влиянием подскладочного давления. Частота колебаний и их амп­литуда также регулируются этими двумя силами. Однако по представлениям ученых того времени в мышечно-эластическую те­орию фонации не укладывались многочисленные факты, известные из практики. Так, например, было сложно, согласно этой теории, объяс­нить пение piano на верхних звуках диапазона, когда складки мак­симально напряжены, натянуты и требуется большое подскладоч­ное давление, чтобы разомкнуть их. Не находили объяснения и та­кие случаи, когда у некоторых больных складки хорошо смыкаются и размыкаются, а колебаний их, вибрации — не получается.

Эти и многие другие факты побудили ученых искать разгадку механизма звукообразования при помощи современных физиоло­гических методов исследования. Наиболее значительные работы в этом направлении сделаны французскими авторами. В 1951 году сотрудник лаборатории нормальной физиологии Сорбонны (Па­рижский университет) Рауль Юссон опубликовал работу, которая ясно показывала, что голосовые складки активно сокращаются в каждом цикле колебательных движений и что эти колебания яв­ляются ответом на серию быстротекущих (со звуковой частотой) импульсов, поступающих по двигательному нерву гортани — воз­вратному нерву. Эта так называемая нейрохронаксическая теория фонации совершенно по-новому поставила вопросы образования высоты, силы и тембра голоса, заставила по-иному смотреть на де­ятельность гортанного сфинктера.

Согласно этой теории, колебания голосовых складок есть со­вершенно самостоятельная функция гортани, третья функция, по терминологии Юссона, не имеющая отношения к функции смыка­ния и размыкания (первая и вторая функции гортани, по термино­логии Юссона). Колебания голосовых складок нельзя рассматри­вать как результат серии обычных смыканий и размыканий, сле­дующих с большой частотой под напором воздушной струи. Они обусловливаются совершенно особыми нервными влияниями. Ды­хание к частоте образующихся колебаний не имеет никакого от­ношения. В соответствии с представлением о высоте издаваемого тона, кора головного мозга через свои двигательные центры посылает к голосовым мышцам, активно раскрывающим голосовую щель, серию частых импульсов, каждый из которых вызывает их сокращение. Сколько импульсов в секунду подошло к голосовым мышцам, столько раз разомкнётся голосовая щель.

В голосовой мышце имеются две мощные системы косых волокон, которые вплетаются в соединительнотканый край голосовых складок. При их сокращении край оттяги­вается и голосовая щель приоткрывается. Значит, косые системы голосовых мышц работают на размыкание голосовой щели, а не на смыкание, как думали прежде. Воздух прорывается через колеб­лющиеся голосовые складки с звуковой частотой не потому, что он их размыкает в каждом цикле вибрации, а потому, что голосовая |щель активно

раскрывается и позволяет порции подскладочного воздуха пройти через голосовой затвор. По механизму действия, говорит Р. Юссон, голосовую щель можно сравнить с механизмом сирены, а никак не с язычковым духовым инструментом, как это делали прежде.

Если в рождении высоты звука дыхание по нейрохронаксической теории не играет решительно никакой роли, то вся звуковая энергия, сила звука целиком зависит именно от дыхания. В экспе­рименте Пике и Декруа на кинопленке были зафиксированы лишь колебания складок, звука при этом не возникало. Энергия колеба­ния самих складок слишком мала, чтобы возник звук. Ее доста­точно только для того, чтобы открывать голосовую щель со звуко­вой частотой. Только когда через периодически открывающуюся голосовую щель начинают проходить порции воздуха (сгущения), родится звук голоса. Чем с большей энергией в момент открытия голосовой щели будут выталкиваться порции воздуха, тем интен­сивнее будет звук. Таким образом, сила дыхания дает силу звука голоса, возникающего в голосовой щели. Кроме того, подскладочное давление и проходящая через голосовую щель воздушная струя активизирует деятельность гортанного сфинктера. К тому же она может "дооткрыть" начинающую свое размыкание голосовую щель, так что значение дыхания в голосообразовании остается таким же большим, какой бы теории фонации мы ни придерживались.

Насколько верна нейрохронаксическая теория и отвергает ли она миоэластическую, мы здесь решать не будем. Позднее опыты Р. Юссона подверг­лись значительной коррекции. Однако приведенные выше исследо­вания французского ученого имеют большое значение в истории развития науки о певческом голосе. Но всё же, если голосо­вые складки активно разомкнулись, то за счет какого усилия они вновь смыкаются? Скорее всего, за счет эластичности напряженных голосовых мышц. Если бы и смыкание голосовых складок было тоже актом активным, то число импульсов, бегущих по возвратному нер­ву, было бы вдвое больше числа колебаний голосовых складок, под влиянием одного импульса голосовая щель раскрывалась бы, под влиянием второго — закрывалась. Однако этого не происходит. В проведенных экспериментах число двигательных импульсов точно соответствовало числу размыкания голосовых складок. Очевидно, их смыкание осуществляется эластической силой напряженных голо­совых складок.

Следовательно, нейрохронаксическая и миоэластическая тео­рия — не полностью взаимоисключающие концепции фонации. Практически важно понимать, что в голосовой щели образуется высота, сила и исходный тембр певческого голоса и что в этом про­цессе участвуют не только внутренние мышцы гортани, заведующие вибрационной деятельностью голосовых складок, но и дыхание. Надо помнить также, что на работу голосовой щели большое влияние оказывает импеданс, образуемый системой полостей надставной трубки. Все это позволяет воздействовать на голосовую щель, то есть организовать ее работу в нужном направлении, менять характер смыканий, длительность фазы ее закрытия и раскрытия, включать в вибрационную работу всю массу ее складок или частей и т. п. Этот факт пока­зывает, что возможны различные пути для изменения работы голо­совой щели: через дыхание, изменение импеданса, — т. е. через рабо­ту артикуляционного аппарата (фонетический метод) и непосред­ственно через гортань.