Понятие певческой опоры.

Упражнения для контроля дыхания.

1). Медленно вдыхайте через нос, считая до пяти; выдыхайте через нос, считая до восьми или десяти. Это упражнение можно делать в любом месте сколько угодно раз. Нужно только следить за тем, чтобы ваша грудная клетка была в состоянии вдоха.

2). Вдыхайте глубоко, но быстро через нос; выдыхайте медленно через сжатые губы, «растягивая» дыхание насколько возможно долго. Грудная клетка должна быть в состоянии вдоха (т.е. открытой). Сохраняйте правильную позицию во время выполнения упражнения.

 

Хорошо поставленный певческий голос создаёт у слушателя впечатление устойчивости звучания, спокойствия и ненапряжённости голосообразования, а сам певец чувствует удобство, стабильность и лёгкость работы голосового аппарата. Ему кажется, что голос на что-то опирается. Это чувство позволяет ему хорошо управлять голосом и долгое время избегать усталости. С потерей чувства опоры голоса отмечается быстрая усталость в области гортани, звук «садится на горло».

Чувство опоры –– это особая правильная координация в работе голосового аппарата, рождающая опёртый звук. Чувство опоры – субъективное ощущение. Певцы сознательно замедляют и контролируют поток воздуха во время пения, задействуя нижние мышцы живота и диафрагму, которые изменяют воздушное давление. При пении каждый отдельный звук и каждая фраза должны «поддерживаться дыханием».

По-итальянски это ощущение называется «арроggio», что означает «опора, поддержка».

Если вы делали упражнения на контроль дыхания (см. предыдущий раздел), то имеете представление о работе нижних брюшных мышц. Поддержка голоса дыханием строится как раз на контроле работы этих мышц.

Чувство опоры воспринимается различными певцами по-разному.

Большинство считает – это ощущение столба воздуха, поддерживаемого снизу мышцами живота и упирающегося в нёбный свод. Другие понимают под чувством опоры лишь определённую степень напряжения выдыхательной мускулатуры, подающей нужное воздушное давление голосовым складкам. Третьи ощущают опору как степень сопротивления голосовых складок подскладочному давлению, т.е. ощущают её на уровне гортани. Для них опора – это торможение голосовыми складками дыхательной струи. Есть и такие, которые понимают под этим упор звука в передние зубы или нёбный свод, создающий удобства и стабильность певческого голосообразования.

Так возникли термины: акустическая опора звука, дыхательная опора, звуковая опора и т. д.

Для большинства певцов понятие опоры связано не с одним каким-нибудь ощущением, а с их комплексом, в котором сочетаются многие простые ощущения: поднятое подскладочное давление, напряжение дыхательных и гортанных мышц и вибрационные ощущения.

Важно знать, что во время пения корпус ученика должен быть расправлен, живот поднят, грудь приподнята, спина и плечи ровные. Общее настроение певца предполагает творческую активность при полной мышечной свободе всего организма, состояние приподнятости, когда человек восклицает: «Ах! Как хорошо!» При этом мысленно произнесённом «Ах!» расширяются нижние рёбра, которые необходимо удерживать до конца фонации. Вдох должен быть лёгким, бесшумным (через нос и слегка открытый рот). Дыхание на долю секунды как бы задерживается, и на таком «затаённом» дыхании и надо начинать петь. Дыхание надо расходовать экономно, стараясь сохранить вдыхательную установку. Это помогает ощутить опору звука.

Чтобы осознать ощущение опоры, потренируйтесь с техникой визуализации. Она используется певцами любого уровня развития, чтобы восстановить чувство опоры или убедиться в том, что мышцы работают правильно. При правильной работе мышц ощущения следующие:

 

· чувство, что воздух, который вы вдохнули, находится в большом резиновом пляжном мячике, и, когда вы выдыхаете или поёте, вашей задачей является «держать этот мячик под водой»;

· чувство напряжения внизу живота;

· чувство усиления ощущения «арроggio», представив, что на вас надет тугой корсет или пояс (некоторые певцы до недавнего времени носили такие корсеты и пояса).