Органы звукоформирования.

К органам звукоформирования относятся резонаторы (головные и грудные) и артикуляционный аппарат. Головной резонатор – пространство лицевой части черепа между носом и ртом (маска лица), грудной резонатор – трахея, бронхи и лёгкие, наполненные воздухом.

Резонанс (от лат. resono – звучу в ответ, откликаюсь) – это явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний, возникающее при воздействии колебательных движений одного источника звука на другой, настроенный точно или приблизительно на ту же частоту.

В основе резонанса лежит образование так называемой стоячей волны, которая "бегает" в стенках резонатора от дна до края и об­ратно. Поскольку скорость распространения волны в воздухе по­стоянна, то за одно и то же время в небольшом объеме воздуха волна успевает совершить много полных колебаний (т. е. соб­ственный тон имеет высокую частоту), а в больших объемах — ма­ло (т. е. небольшую частоту). Поэтому собственный тон резонато­ров небольшой величины высок, а большой — низок. На явлении собственных колебаний, возникающих в трубках, основано устрой­ство органов, где самые низкие звуки возникают в трубах, имею­щих длину в несколько метров, а самые высокие — 1 —2 см.

В голосовом аппарате человека имеется множество полостей и трубок, в которых могут развиваться явления резонанса. Трахея и бронхи, полость гортани, глотки, рта, носоглотки, носа и окружа­ющие его мелкие придаточные полости обладают достаточно упру­гими стенками для того, чтобы в них возник резонанс.

Резонатор – это колебательная система c резко выраженными резонансными свойствами, другими словами – приспособление для усиления звука. Резонатор – это объём воздуха, заключённый в полость, имеющую упругие стенки и выходное отверстие. Характерное свойство резонатора — его отзвучивание, резонирование на звук определенной высоты, сов­падающей с его собственным тоном или его обертонами. На данном принципе построены резонаторы Гельмгольца. Высота звука, рожденная в ре­зонаторе, зависит от объема заключенного в нем воздуха, формы резонатора и размеров выходного отверстия и называется собственным тоном резонатора. С точки зрения аку­стики стакан, полый шар, трубка, бутылка являются резонаторами. Так, например, у струнных инструментов резонатором является дека. Чем меньше размеры резонатора и вместе с тем объем за­ключенного в нем воздуха, тем выше собственный тон. Чем меньше выходное отверстие — тем ниже.

В сложных акустических системах может быть несколько резонаторов. Именно такой «сложной акустической системой» является человеческий голосовой аппарат, в котором резонаторами служат ротовая, носовая, головная и грудная полости. Одни из них по своей форме и размерам неизменны, даны от природы, сле­довательно, всегда усиливают одни и те же обертоны, порождают постоянно присутствующие в голосе призвуки и не могут быть специально приспособлены для усиления каких-либо других обер­тонов (например, нос и его придаточные полости). Другие легко меняют свою форму и размеры, например, ротовая полость, глотка, надскладочная полость гортани, т. е. могут использоваться в широ­ких пределах для изменения исходного тембра путем резонаторного усиления определенных групп обертонов. Именно благодаря резонаторным явлениям в спектре голоса получаются "пики", уси­ливаются отдельные обертоны, которые часто оказываются сильнее основного тона. Часть звуковой энергии, поглощённая стенками голосового аппарата, сотрясает их, вызывая у певца ощущение вибрации в груди и лицевой части черепа. Это ощущение – резонация.

Нужно помнить, что резонация не намного усиливает полезную силу звукового эффекта, звуковой энергии. Она является только показателем качества звучания голоса, т.е. правильно сформированного звукового дыхания, и видоизменяет исходный тембр (добавляет звонкость, яркость, округлость). Индивидуальный тембр голоса зависит от анатомических особенностей строения гортани и баланса гормонов в вокальных мышцах.

Резонаторы – усилители и индикаторы звучания голоса. На качество звука влияет конфигурация ротоглоточного канала (надставной губы): твёрдое и мягкое нёбо, наклон зубов, положение языка и объём глотки. В большой степени уникальность каждого человеческого голоса можно объяснить уникальным размером, формой и поверхностной текстурой резонаторов этого человека. От этих же особенностей зависит не только сила голоса, но и его тембр.

Каждый из нас автоматически использует мышцы голосового аппарата чтобы говорить, а певцы учатся использовать их для контроля силы и качества звука во время пения. Частично контроль осуществляется осознанной манипуляцией, как, например, когда инструктор по верховой езде объясняет вам, как правильно держать поводья. В скором времени наездник уже может брать и держать поводья, не думая об этом.

Для певца важно довести работу своего голосового аппарата до автоматизма. Правильный посыл звука в резонаторы осуществляется целым комплексом мышц, работа которых должна быть точно скоординирована и так же, как при разговоре, доведена до автоматизма. Именно эти цели ставит перед собой профессиональная постановка голоса, методика которой основана на принципах регулирования дыхания, использования резонаторов, развития органов артикуляции, т.е. способа исполнения последовательности звуков, определяющейся слитностью или расчленённостью (пение legato, staccato и др.).

В артикуляционный аппарат входят нижняя челюсть, губы, зубы, язык, корень языка, мягкое нёбо и маленький язычок. Главным артикуляционным органом является язык. Его перемещения в ротоглоточном канале меняют размеры глоточной и ротовой полости. Корень языка прикреплён к подъязычной кости, а через неё к гортани. Язык участвует в образовании всех гласных и большинства согласных.

Артикуляционный аппарат состоит из органов внутренней и внешней артикуляции. К органам внутренней артикуляции относятся мышцы глотки, мягкое нёбо, корень языка. К органам внешней артикуляции относятся губы, нижняя челюсть, кончик языка.

Подробнее об артикуляционном аппарате будет говориться в разделе «Работа голосового аппарата в пении». Не нужно забывать о том, что безупречная дикция должна стать для начинающего певца с первых же уроков его обучения вокалу настолько же важной, как точное интонирование мелодии. А чтобы добиться хорошей дикции, надо работать над совершенствованием артикуляционного аппарата. Главное, чтобы артикуляционный аппарат работал естественно, в нём не было никаких «зажатий» и напряжения. При пении артикуляционный аппарат работает гораздо активнее, чем при обычной речи. Вялость в работе артикуляционного аппарата является причиной плохой дикции. Более того, хорошая дикция тесно связана с правильным голосообразованием и во многом является его залогом.

Раздел II