Специальная обработка

Организация химического контроля

Химический контроль проводится с целью:

1. Определения факта и степени заражения ОВ или СДЯВ территории и всего, что на ней находится (персонала, населения, зданий и сооружений, техники, продовольствия, воды, фуража, местности, воздуха).

2. Полноты дегазации зараженных объектов.

3. Возможности действия людей без СИЗ.

4. Определения факта применения противником неизвестных ОВ и их анализа.

Химический контроль (как и дозиметрический) организуют отделы по ГОЧС, службы ГО, руководители территориальных и объектовых формирований.

Химический контроль осуществляется в мирное время:

- силами лабораторий санитарно-эпидемиологического надзора, экологических служб;

- комитетом по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- объектовыми лабораториями химически опасных объектов.

Организация контроля химического заражения на объектах, не имеющих специальных подразделений, осуществляется территориальными силами комитета по экологии.

В военное время:

- разведывательными формированиями ГО;

- подразделениями СНЛК;

- химическими лабораториями ГО.

Мероприятия химического контроля и необходимые для их осуществления силы предусматриваются в «Плане ГО» объектов, районов городов, служб ГО.

Химический контроль проводится с использованием приборов химической разведки:

- войскового прибора химической разведки (ВПХР);

- полуавтоматического прибора химической разведки (ППХР);

- прибора химической разведки медико-ветеринарный (ПХР- МВ);

- универсального газоанализатора (УГ- 2);

- автомобильной лаборатории (АЛ- 4);

- полевой химической лаборатории (ПХЛ- 54).

Специальная обработка включает обеззараживание поверхностей и санитарную обработку личного состава и населения. Обеззараживание предусматривает прежде всего механическое удаление, а также нейтрализацию химическим, физическим способами РВ, ОВ, СДЯВ и БС угрожающих здоровью и жизни людей, и включает в себя выполнение таких работ, как дезактивация, дегазация, дезинфекция средств индивидуальной защиты, одежды, предметов постоянного пользования, инструментов, технических и транспортных средств.

Специальная обработка может быть полной или частичной.

Частичную специальную обработку личный состав формирований ГО и РСЧС проводит по распоряжению командира (руководителя) без прекращения выполнения поставленных задач. Она включает обработку открытых участков тела человека, одежды, СИЗ, органов дыхания, а также обработку инструмента, отдельных участков поверхности технических и транспортных средств, с которыми личный состав постоянно соприкасается в ходе выполнения работ.

Полную специальную обработку личного состава формирований ГО ЧС и населения проводят на пунктах специальной обработки по распоряжению старшего начальника ГО после выхода из зон заражения, а также после выхода из районов проведения СНАВР. Она включает проведение в полном объеме дегазации, дезактивиции и дезинфекции технических транспортных средств, СИЗ, одежды, обуви, оборудования, инструментов и других материальных средств, а также санитарную обработку людей. Объем работ при полной специальной обработке зависит от вида и условий заражения, а также от степени защищенности людей.

Полнаяспециальная обработка проводится:

- в районах расположения сил ГО;

- в назначенных районах специальной обработки (РСО).

В районах специальной обработки развертывание соответствующих частей и подразделений войск радиационной, химической и биологической защиты и формирований радиационной и химической защиты может проводиться:

- заблаговременно, до подхода;

- с ходу, когда силы ГО или население уже находятся в назначенном районе.

Район специальной обработки – это участок местности, на котором осуществляется подготовка к проведению, проведение полной специальной обработки и подготовка к выполнению последующих задач. Он назначается по возможности на незараженной местности на маршрутах выдвижения сил ГО и населения из зон заражения.

Район специальной обработки включает:

- район ожидания;

- один или несколько пунктов специальной обработки;

- район сбора.

Район ожидания назначается для подготовки частей, подразделений, формирований и населения к проведению специальной обработки и организации взаимодействия.

Район сбора назначается для подготовки обработанных подразделений к выполнению последующих задач.

Для пункта специальной обработки выбираются участки местности с естественными укрытиями, вблизи источников воды с удобными путями подъезда и выезда.

Основными элементами пункта специальной обработки являются:

- контрольно-распределительный пункт;

- площадки обработки техники;

- площадки обработки снаряжения, обмундирования, одежды, обуви и СИЗ;

- площадки замены зараженного снаряжения, обмундирования, одежды и обуви;

- площадки санитарной обработки;

- дегазационный пункт;

- командно-наблюдательный пункт.

Количество площадок обработки определяется составом подразделения и формирования ГО и наличием у них соответствующих средств специальной обработки. Количество и размещение площадок осуществляется с учетом характера местности, возможности движения сил ГО, населения и обеспечения максимальной производительности машин специальной обработки.

Особенность организации и проведения специальной обработки силами формирований радиационной и химической защиты обусловлена в первую очередь тем, что среди сил радиационной и химической защиты нет таких формирований, которые самостоятельно могут развернуть пункт специальной обработки со всеми его элементами.

Это привело к тому, что пункты специальной обработки как таковые силами одного формирования радиационной и химической защиты не разворачиваются.

Для обеспечения комплексности полной специальной обработки предусматривается оборудование площадок санитарной обработки, а также площадок обеззараживания техники, разворачиваемых командами или группами обеззараживания. Здесь же осуществляется замена зараженной одежды. Обеззараживание ее осуществляется на пунктах специальной обработки одежды.

 

Вопросы и задания

1. Перечислите основные принципы защиты населения от ОМП.

2. Какие мероприятия должны проводится заблаговременно?

3. Что подразумевается под дифференцированным подходом к мероприятиям?

4. Что такое комплектность ГО?

5. Перечислите основные мероприятия по защите населения от ОМП, проводимые в мирное время.

6. Какие действия должны осуществляться населением при объявлении угрозы?

7. Расскажите о рекомендациях по режимам защиты в зонах радиоактивного заражения.

8. Что такое убежища и их классификация?

9. Укажите санитарно-гигиенические нормы, предъявляемые к убежищам.

10. Расскажите о ПРУ и условиях размещения в них.

11. Перечислите простейшие укрытия.

12. Классификация СИЗ.

13. Дайте характеристику фильтрующих противогазов.

14. Расскажите о других средствах защиты органов дыхания .

15. Расскажите о средствах защиты кожи.

16. Укажите порядок накопления, хранения и выдачи СИЗ.

17. Дайте определение рассредоточению и эвакуации населения.

18. Перечислите эвакуационные органы и их задачи.

19. Расскажите об организации дозиметрического контроля.

20. Как осуществляется химический контроль?

21. Каким образом проводится специальная обработка?

 

 

Глава 5. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны

Медицинское обеспечение при угрозе нападения противника. Развертывание сил и средств МС ГО. Эвакуация лечебно-профилактических учреждений

Перевод МС ГО на военное положение - это один из наиболее ответственных и сложных периодов ее деятельности. При этом порядок и последовательность выполнения всех медицинских мероприятий осуществляются по установленным степеням готовности ГО, которые определяются заблаговременно в мирное время.

В Российской Федерации установлены следующие степени готовности гражданской обороны:

- повседневная;

- первоочередные мероприятия ГО первой группы;

- первоочередные мероприятия ГО второй группы;

- общая готовность ГО.

Приведение в готовность МС ГО и перевод ее с мирного на военное положение обеспечивает устойчивое управление медицинскими силами в военное время, снижение потерь населения и личного состава службы путем проведения мероприятий по медицинской защите, повышению устойчивости работы объектов здравоохранения в военное время и подготовку медицинских сил и средств к медицинскому обеспечению населения при нападении противника.

Приведение ГО в готовность той или иной степени может осуществляться либо последовательно, либо в зависимости от обстановки сразу в высшие степени готовности с обязательным проведением мероприятий, предусмотренных предшествующими степенями готовности. Для своевременного наращивания сил ГО и подготовки их к выполнению задач в особых случаях решением Президента РФ часть органов управления ГО может приводиться в высшие степени готовности заблаговременно.

Для сокращения сроков перевода МС ГО на военное положение, еще до ввода в действие планов гражданской обороны, предусматривается выполнение первоочередных мероприятий ГО первой и второй группы, повышающих готовность медицинской службы гражданской обороны. Эти мероприятия должны выполняться скрытно, под видом учений, тренировок и ремонтных работ.

При планомерном переводе системы гражданской обороны с мирного на военное положение, с получением распоряжения о проведении первоочередных мероприятий ГО первой группы, начальник медицинской службы гражданской обороны осуществляет оповещение и сбор руководящего состава МС ГО, после чего доводит обстановку, полученную от соответствующего органа управления по делам ГОЧС, ставит задачу работникам своего штаба, распределяет руководящий состав службы согласно штату и направлениям деятельности.

Непосредственно в пункте постоянной дислокации органа управления здравоохранением организуется круглосуточное дежурство руководящего состава штаба МС ГО, члены которого приступают к выполнению своих обязанностей согласно штатному расписанию.

Главными специалистами органа управления здравоохранением и членами штаба МС ГО в соответствии со своими функциональными обязанностями уточняются разделы плана медицинского обеспечения населения в военное время.

В ходе выполнения первоочередных мероприятий ГО первой группы приводятся в готовность защищенные стационары для укрытия нетранспортабельных больных и обслуживающего персонала. С этой целью главный врач больницы отдает распоряжение ответственному лицу за содержание убежища или начальнику штаба ГО объекта:

- освободить защитные сооружения от хранящегося в них имущества;

- укомплектовать их источниками аварийного освещения, необходимым инструментом, инвентарем и пожарным оборудованием;

- проверить защитные сооружения на герметичность и техническое состояние их систем жизнеобеспечения.

В этот период осуществляется подготовка к выдаче СИЗ личному составу формирований из запасов объектов экономики. Со складов мобилизационного резерва организуется вывоз на пункты выдачи противогазов и приборов радиационной и химической разведки.

На запасные загородные пункты управления министерств и ведомств, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований в целях медицинского обеспечения боевых расчетов пунктов управления осуществляется закладка медикаментов.

В учреждениях государственного санитарно-эпидемиологического надзора, входящих в состав сети наблюдения и лабораторного контроля ГО, приводятся в рабочее состояние технические средства и оснащение, предназначенные для обнаружения и индикации радиоактивного, химического и биологического заражения продуктов, пищевого сырья и питьевой воды.

Уточняется укомплектованность формирований и учреждений МС ГО личным составом и дефицитными специалистами, обеспеченность техникой и имуществом. Определяется наличие и исправность автомобильной и другой техники, поступающей на доукомплектование из различных организаций; подготавливается заявка соответствующему начальнику ГО на недостающее количество техники и имущества согласно нормам оснащения.

Важным разделом работы штаба МС ГО при выполнении первоочередных мероприятий ГО первой группы является уточнение планов-графиков наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы здравоохранения области в военное время по следующим показателям:

1. Обеспеченность лечебно-профилактических учреждений, станций переливания крови, аптечных учреждений и учреждений ГСЭН автономными источниками электроэнергии.

2. Состояние укомплектованности лечебно-профилактических учреждений хирургического профиля врачами-хирургами, операционными медсестрами, лаборантами.

3. Обеспеченность учреждений и формирований МС ГО медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом, консервированной кровью и ее препаратами.

4. Готовность дублеров штабов МС ГО взять на себя управление службой.

5. Состояние связи и управления.

Одновременно на объектах здравоохранения проводятся подготовительные мероприятия к введению режимов светомаскировки и усилению мер противопожарной защиты.

При выполнении первоочередных мероприятий ГО второй группы осуществляется перевод руководящего состава медицинской службы гражданской обороны на круглосуточную работу.

Начальник МС ГО дает распоряжение всем подчиненным штабам на организацию посменной круглосуточной работы и контролирует его выполнение. На загородный запасной пункт управления МС ГО направляется оперативная группа. Приводится в полную готовность система связи со всеми подчиненными штабами МС ГО. Уточняется план выезда на запасной загородный пункт управления основного состава штаба МС ГО, доводятся до работников штаба места сбора и их основные обязанности.

Загородные запасные пункты управления МС ГО создаются заблаговременно. Они оборудуются вне зон возможных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, а также вне зон возможного катастрофического затопления. При выборе их мест расположения учитывается возможность использования существующих и строящихся линий связи.

В этот период приводятся в готовность в пунктах постоянного размещения медицинские формирования повышенной готовности и санитарно-транспортные формирования. Для этого соответствующий начальник ГО дает распоряжение:

- оповестить и собрать личный состав формирований в установленных местах;

- организовать выдачу и получение личным составом средств индивидуальной защиты, табельного имущества и приборов;

- доукомплектовать медицинские формирования личным составом, подготовить технику и приборы к работе;

- проверить готовность, организовать обучение личного состава формирований, не прошедших подготовку по ГО.

Одновременно приводятся в готовность все имеющиеся у медицинской службы защитные сооружения, предназначенные для укрытия личного состава службы и больных.

Осуществляется проверка убежищ на герметичность и работоспособность систем, наличие аварийных запасов воды, продовольствия, наличие средств связи и оповещения и подготовка их к работе. В убежища категорированных городов закладываются коллективные медицинские аптечки, предназначенные для оказания медицинской помощи укрываемым. Закладка коллективных медицинских аптечек осуществляется непосредственно МС ГО городов, городских районов, объектов экономики в срок до 12 часов, а в быстровозводимые убежища - по мере их введения в эксплуатацию. Номенклатура и количество медикаментов, перевязочных средств, медицинских предметов зависят от количества укрываемых. На 100-150 человек закладывается аптечка коллективная по описи № 1, на 400-600 человек - по описи № 2. При наличии в звене (группе) по обслуживанию убежища фельдшера комплектуется дополнительно набор фельдшерский, врача - набор врачебный.

Аптечки коллективные и наборы комплектуются медицинскими учреждениями (медпунктами), медико-санитарными частями, амбулаториями (поликлиниками), обслуживающими объекты экономики в период приведения в готовность защитных сооружений, за счет имущества текущего снабжения и приобретения недостающих предметов в аптечной сети и магазинах ТПО «Медтехника».

Из запасов объектов рабочим и служащим выдаются СИЗ и медицинские средства индивидуальной защиты.

В этот период производится выписка части больных из лечебных учреждений на амбулаторное лечение. Сокращаются госпитализация больных для планового лечения и сроки стационарного лечения.

Учреждения СНЛК переводятся на круглосуточную работу с ведением постоянного наблюдения за радиационной, химической и бактериологической обстановкой на закрепленной за ними территории.

Специалистами СНЛК два раза в сутки снимаются показания на зараженность объектов внешней среды ОВ и РВ. Мероприятия по индикации бактериальных (биологических) средств проводятся по показаниям.

При наличии эпидемических показаний в этот период проводится массовая иммунизация населения. Прививочные бригады создаются на базе лечебно-профилактических учреждений. Соответствующие вакцины и сыворотки обеспечиваются за счет учреждений.

В целях обеспечения радиационной безопасности персоналу АЭС и населению, проживающему в 30-километровой зоне, выдаются препараты стабильного йода. На объектах здравоохранения проводятся неотложные мероприятия по повышению устойчивости работы объектов здравоохранения - приводятся в готовность автономные источники энергоснабжения, пункты управления объектов, подготавливается аварийное освещение.

Одним из наиболее важных мероприятий, проводимых в этот период, является проведение подготовки к дополнительному развертыванию больничных коек в загородной зоне. В этих целях начальник МС ГО субъекта РФ во взаимодействии с начальником отдела медицинской защиты главного управления по делам ГО и ЧС области (края, республики) организуют проверку наличия ордеров приписываемых зданий и помещений для развертывания лечебных учреждений больничной базы, а также степени готовности этих зданий к развертыванию в них лечебных учреждений ББ МС ГО в соответствии с заданием. Проводятся мероприятия по завершению в сжатые сроки выполнения приспособительных работ второй очереди.

В целях обеспечения своевременного развертывания лечебных учреждений в загородной зоне за каждым лечебно-эвакуационным направлением закрепляется необходимое количество формирований гражданской обороны. Для оснащения лечебных учреждений МС ГО подготавливается медицинское имущество, уточняется их обеспеченность санитарно-хозяйственным и специальным имуществом. В этот период осуществляется выдача медицинского имущества лечебным учреждениям загородной зоны со складов мобилизационного резерва.

Одновременно приводятся в готовность имеющиеся противорадиационные укрытия, ведется работа по приспособлению подвалов для укрытия медицинского персонала и больных в лечебных учреждениях. Личному составу формирований МС ГО выдаются приборы радиационной и химической разведки, медицинские средства индивидуальной защиты вывозятся со складов мобилизационного резерва. В убежищах объектов экономики категорированных городов, продолжающих производственную деятельность в военное время, развертываются медицинские пункты.

При введении «Общей готовности ГО» штаб медицинской службы гражданской обороны совместно с отделом медицинской защиты главного управления по делам ГОЧС области (края, республики) приводит в готовность органы управления, формирования и учреждения службы, организует работу учреждений ГСЭН в составе СНЛК, проводит мероприятия по защите личного состава службы и больных, находящихся в лечебных учреждениях. С этой целью организуется своевременное оповещение и сбор личного состава органов управления, их работа по установлению связи с выше- и нижестоящими штабами МС ГО, взаимодействие с военно-медицинской службой, другими службами гражданской обороны, уточнение планов медицинского обеспечения населения.

В этот период осуществляется подготовка к эвакуации медицинских учреждений и к вывозу запасов медицинского имущества из категорированных городов. Проводится комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.

Без прекращения работы в медицинских учреждениях, на базе которых они создаются, приводятся в готовность все формирования МС ГО. В этот период в круглосуточном режиме организуется работа учреждений СНЛК по ведению наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью объектов внешней среды, атмосферного воздуха, продовольствия и питьевой воды РВ, ОВ и БС.

При переводе ГО на военное положение особое внимание должно уделяться проведению мероприятий по защите личного состава формирований МС ГО, медицинского персонала и больных, находящихся в лечебных учреждениях, от средств поражения вероятного противника путем укрытия их в защитных сооружениях. Укрытие названных контингентов осуществляется следующим образом: в категорированных городах - в защитных сооружениях и быстровозводимых убежищах; в загородной зоне - в ПРУ и приспособленных подвалах.

В этот период приводятся в готовность и передаются в оперативное подчинение соответствующим начальникам МС ГО санитарно-транспортные формирования гражданской обороны.

Нетранспортабельные больные в категорированных городах укрываются в защищенных стационарах, развертываемых в убежищах, строительство которых предусматривается из расчета 10% коечной емкости учреждения мирного времени.

При проведении мероприятий "Общей готовности ГО" проводится подготовка лечебных учреждений категорированных городов к эвакуации в загородную зону, что требует большого внимания со стороны МС ГО:

- необходимо провести подготовку к выписке части больных на амбулаторное лечение;

- определить группы нетранспортабельных больных и больных, подлежащих эвакуации;

- наметить очередность вывоза имущества, с учетом его необходимости при оказании медицинской помощи;

- выслать оперативные группы к местам развертывания лечебных учреждений МС ГО в загородной зоне с целью приема приписанных помещений и организации приспособительных работ;

- уточнить количество необходимых для эвакуации лечебно-профилактических учреждений транспортных средств.

С учетом возможности внезапного нападения противника важным мероприятием в этот период является развертывание в загородной зоне дополнительных больничных коек МС ГО силами здравоохранения сельской местности и некатегорированных городов.

Проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий при степени готовности «Общая готовность ГО» направлено на сохранение здоровья населения и личного состава формирований и учреждений гражданской обороны, а также на профилактику возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний. Эти мероприятия проводятся ЦГСЭН и создаваемыми на их базе санитарно-противоэпидемическими формированиями ГО на всей территории области (края, республики), в том числе в районах, предназначенных для размещения рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуированного населения, а также на маршрутах эвакуации и в местах развертывания эвакуационных органов.

При получении соответствующих распоряжений МС ГО организует медицинское обеспечение частичной эвакуации населения и вывод медицинских формирований повышенной готовности в загородную зону.