ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФИИ

 

Исторически сложившиеся разделы философии: онтология (учение о бытии или первоначалах всего сущего), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного, то есть связного, последовательного, доказательного, мышления), этика, эстетика и др..

В решении философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и другие.

Первые философские учения появились 2500 лет назад в Индии (веданта и противостоящие ей локаята, джайнизм, ранняя сикхья, буддизм и др.), Китае (конфуцианство, моизм, легизм, даосизм) и древней Греции.

Основные исторические формы философии: философские учения Древней Индии, Китая, Египта; древнегреческая античная философия – классическая форма (Гераклит, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель др.); средневековая философия – патристика и выросшая из нее схоластика; философия эпохи Возрождения (Галилей, Дж. Бруно др.); философия нового времени (Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.); французский материализм 18 в. (Дидро, Гельвеций и др.); немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель); учение Фейербаха; философия русских революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов); основные направления современной буржуазной философии – неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменологизм, неотомизм и др. (разновидности идеализма).

Как мировоззрение философия органически связана с социальными интересами. В классовом обществе она связана с классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой.

Основанная Марксом и Энгельсом и развитая в новых исторических условиях В.И. Лениным философия (философия марксизма-ленинизма) – диалектический и исторический материализм (наука о всеобщей взаимосвязи и наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; общая методология научного познания). Маркс К.: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Диалектика – наука о всеобщей взаимосвязи и наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.

Исторически первой формой диалектики являлась античная диалектика, выдающимся представителями которой был Гераклит, Демокрит (атомистическое материалистическое учение), Эпикур и Лукреций.

Родоначальником объективного идеализма был Платон, развивший идеалистическую диалектику понятий. Глубокие материалистические и диалектические идеи содержало учение Аристотеля, считающееся вершиной античной философии.

Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон, определивший господство человека над природой целью науки, положивший в основу науки после средневекового господства религии эмпирический метод исследования (опыт).

Выдающимся достижением диалектического мышления стала идеалистическая диалектика Гегеля, ядро которой составляет учение о противоречии и развитии.

Маркс и Энгельс высоко оценили достижения Гегеля (Маркс открыто объявил себя его учеником). Они идеалистическую диалектику Гегеля переработали в материалистическую диалектику (поставили ее по выражению Маркса «с головы на ноги»).

Основные законы диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей (движущая сила, источник развития);

Закон перехода количества в качество;

Закон отрицания отрицания.

Новый закон диалектики, вытекающий из современной теории нелинейных динамических систем, закон ветвления (дивергенции-конвергенции).

У ученых-естествоиспытателей складывались непростые отношения с диалектикой, диалектическим материализмом. Об этом свидетельствует, например, случай с физиком Ландау Л. Д., будущим академиком. После стажировки за рубежом он стал сторонником «Копенгагеновской школы» (Бор Н. и др.), отрицал диалектический материализм, не признавал марксистский метод. Выступал против «допущения» материалистической диалектики в науку, считал марксистскую философию псевдонаучной. Открыто объявлял ее лженаукой, осмеивал диалектику, рассматривая ее как вредное для науки схоластическое учение. Такой же позиции придерживались в то время: Френкель, Бронштейн, Гамов, Иваненко, Шубников, Обреимов, Лифшиц, Румер и др.

Отношение ученых к диалектическому материализму резко изменились во второй половине ХХ века. Большинство ученых-естествоиспытателей постепенно стали стихийными, а затем и сознательными диалектиками.

Следует отметить, что на фоне удивительного прогресса в ХХ веке естествознания удивительным является застой (после марксистского прорыва в XIX веке) в области философии и социально-экономических наук.

Экономисты ХХ в. ограничились теориями идеальных систем: неоклассическая теория (общего равновесия) и эконометрика, которые оказались не в состоянии ни объяснить, ни предсказать социально-экономическое развитие.

Например, К. Поппер, сделал категорический вывод о невозможности научной теории развития человечества. Даже сегодня некоторые философы предлагают «проявить скромность и отказаться от притязаний на открытие законов экономической жизни общества». Это отрицательно сказывается на развитии общества. Его сотрясают непредсказуемые пока учеными кризисы.

Академик РАН Макаров В.Л (директор Центрального экономико-математического института Российской Академии наук):

Среди “мировых вызовов, обусловленных развитием науки”, “ самый важный, но мало кем осознаваемый” заключается “в том, что отсутствует адекватная теория развития человеческого общества и прогнозный инструментарий”, а “без такого инструментария человечество может по своей вине вызвать очень тяжелые катастрофы, не виданные ранее” (журнал “Вопрпосы экономики”, 2008, № 3, с. 39-44).

Маркс К. И Энгельс Ф. предложили системный подход к развития общества (исторический материализм).Маркс: «Я смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественно исторический процесс… Конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества» (Предисловие к первому изданию «Капитала»).

Предложенная Марксом теория исторического материализма выступает органическим дополнением естественно научной картины мира. Их общность проявляется в том, что и социальную жизнь следует рассматривать с позиций эволюционизма (развития). Маркс рассматривал общество как целостную самоорганизующуюся, саморазвивающуюся или, говоря языком современной науки, как нелинейную динамическую систему.

Ф. Энгельс: «Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, «богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву … так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественноисторический процесс».

Как свидетельствует история, революционные учения с большим трудом завоевывают себе право на жизнь. Судьбы их часто бывают трагичными. Точно и образно применительно к учению Маркса это выразил В.И. Ленин: «С учением Маркса происходит теперь то, что не раз бывало в истории с учениями революционных мыслителей и вождей угнетенных классов в их борьбе за освобождение. Угнетающие классы при жизни великих революционеров платили им постоянными преследованиями, встречая их учение самой дикой злобой, самой бешеной ненавистью, самым бесшабашным походом лжи и клеветы. После их смерти делаются попытки превратить их в безвредные иконы, так сказать, канонизировать их, предоставить известную славу их имени для «утешения» угнетенных классов и для одурачения их, выхолащивая содержание революционного учения, притупляя его революционное острие, опошляя его. Забывают, оттирают, искажают, революционную сторону учения, его революционную душу».

Аналогичная ситуация сложилась и относительно другого революционного в свое время (2000 лет назад) учения – учения Иисуса Христа (христианства). Церковь практически полностью выхоластила его революционную душу – антирабовладельческое содержание, объявив в свое время земных государей «помазанниками божьими». Ведь христианство зародилось как религия рабов, борющихся с рабством, оно отрицало земное рабство и признавало только небесное (я, раб Божий). Церковь всегда верой и правдой, несмотря на отдельные конфликты, служила и до сих пор служит власть имущим.

 

ЛИТЕРАТУРА (МИНИМУМ) К ЛЕКЦИИ:

 

1. История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич, У.Д. Розенфельд и др. – Мн.: Новое знание, 2001.

2. Философия В кн.: Философский энциклопедический словарь.– М.: Сов. Энциклопедия, 1983; с. 726-732.

3. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1975.